Городской голова
В 1766-1917 гг.
Доверенное лицо городского общества для связи с правительственной администрацией. С 1785 - руководитель органов городского самоуправления.
Должность введена манифестом от 14 декабря 1766 года "Об учреждении комиссии для составления проекта нового уложения", которым предусматривались в городах выборы депутатов в эту комиссию. Для их проведения требовалось лицо, облеченное доверием горожан, в связи с чем, городам было предложено выбрать Городского голову на двухлетний срок.
В 1768 году последовал указ о выборе Городского головы еще на 2 года, а в 1771 г. - о постоянных (раз в 2 года) выборах Городского головы.
Городские головы действовали, руководствуясь "Грамотой на права и выгоды городам Российской империи" и городовыми положениями. Жалованье получали из городских доходов. С 1785 году имели мундир и нагрудный знак. Поначалу Городские головы не имели отношения к органам гороского самоуправления, а являлись полномочными представителями городского населения по связям с правительством. В "Образце полномочий", который Городской голова получал от избирателей, говорилось: "Мы даем... полную доверенность по всем делам..." Городской голова остался и после выборов в Уложенную комиссию на случай возникновения какого-нибудь правительственного поручения к городу.
По манифесту 1766 года Городским головой мог быть избран мужчина не моложе 30 лет, имеющий в городе недвижимость, ремесло или торг "не-банкрутный", "доброй совести и незазорного поведения". Городской голова избирался всеми жителями, удовлетворявшими этим требованиям по общему списку, включавшему: женатых и имеющих детей, женатых бездетных, вдовых, неженатых. Жители города голосовали шарами по всем кандидатурам соответственно списку. Городским головой становилось лицо, набравшее наиболеечисло голосов. На следующий день после выборов Городской голова представлялся губернатору. В XVIII в. Городской голова избирался из зажиточных посадских, как правило, купцов. С середины XIX в., с введением всесословных выборов эту должность все чаще занимают представители дворянства, в т.ч. представители знатнейших семей.
По Учреждению о губерниях Городской голова являлся председателем Сиротского суда.
С 1785 году он стал руководителем всего городского самоуправления: председательствовал на собраниях общества градского (в отличие от губернатора, полицмейстера и др. лиц, осуществлявших управление городом, он имел право голоса), контролировал ведение Обывательской книги; по Городскому положению от 13 февраля 1846 года председательствовал в Депутатском собрании (при решении вопросов особой важности - когда назначалось собрание всех сословий).
Городской голова назначал место и время собрания Общества градского для выбора гласных, во время выборов в органы гор. самоуправления председательствовал на одном из участков (конце XIX в.); проверял доверенности на участие в выборах (Городовым положением от 11 июня 1892 года эти функции были переданы нотариусам, городским судьям и земским начальникам), устанавливал порядок жеребьевки лиц, получивших равное число голосов, подписывал выборный лист с результатами голосования. Если выявлялись нарушения процедуры выборов, он докладывал об этом губернатору.
Городской голова председательствовал в Городской думе (общей и распорядительной) и Городской управе, руководил деятельностью этих учреждений. Таким образом, он являлся одновременно руководителем представительных и распорядительных органов городского самоуправления и сосредоточивал в своих руках большую власть. В качестве председателя Городской управы руководил хозяйственной деятельностью города. В качестве председателя Городской думы руководил деятельностью последней, имел право назначать ее заседания, давал разрешение на отлучку гласных. Городской голова имел право инициировать обсуждение вопросов в Городской думе, приглашать на заседания чиновников других ведомств для дачи объяснений. Гласный, желавший сделать сообщение, должен был сначала представить его текст Городскому голове, который при необходимости организовывал его печатание в необходимом количестве экземпляров.
В мелких населенных пунктах Городской голова с согласия министра (см. Министр. 2) внутренних дел единолично осуществлял функции управы. Городской голова имел право самостоятельно принимать решения по экстренным вопросам городского хозяйства. О таких решениях он обязан был сообщать на заседаниях Городской управы. По Городовому положению 1870 года Городской голова имел право приостанавливать решения Городской управы, если решение большинства принималось вопреки действующему законодательству, и передавать решение вопроса в Губернское по городским делам присутствие.
Городской голова был подотчетен губернатору; в губернских городах - Министерву внутренних дел.
По Городовому положению от 13 февраля 1846 года Городской голова избирался Обществом градским на 6 лет, но по истечении 3 лет имел право просить увольнения от должности. По Городовому положению от 16 июня 1870 года избирался на 4 года и утверждался в губернсих городах Министерством внутренних дел, а в прочих - губернаторами. В столицах Городской голова назначался Императором из 2 кандидатов, избранных столичной Думой и представленных министром внутренних дел. При вступлении в должность Городской голова приносил присягу. Являлся пожизненным почетным членом Городской думы с правом присутствовать в ней по своему усмотрению. За особые отличия, а также за длительную беспорочную службу Городской голова представлялись к государственным наградам, а также получали пожизненно соответствующий классный чин и дворянство.
Городской голова мог отлучаться из города сроком на 2 месяца с разрешения губернатора. В случае отлучки его замещал кандидат на эту должность, получивший меньшее число голосов на выборах. В 1870 году была введена выборная должность товарища Городского головы, утверждаемого в столицах министром внутренних дел, а в других городах -губернаторами. Он исполнял функции Городского головы во время его отсутствия или болезни. В то же время за товарищем Городского головы бывало закреплено направление (как правило, хозяйственное) деятельности.
Как и другим членам органов городского самоуправления, Городскому голове запрещалось покупать недвижимость с торгов, устроенных городом, а также служить одновременно с родственниками и свойственниками. При обсуждении вопроса об ответственности Городского головы последний не имел права председательствовать в собрании. Городской голова мог предаваться суду только по определению 1-го Департамента Сената. Товарищ Городского головы в столице, а также Городской голова в губернских и областных городах -постановлением Совета министра внутренних дел с утверждения последнего. Прочие - по определению присутствия по земским и городским делам.
Городской голова в столице относился к V кл. По Городовому положению 1892 года Городской голова в столицах имел IV кл., в губернских и областных городах - VI кл., прочие - VIII кл. Товарищ Городской головы в столице имел VI кл., Одессе и Риге -VII кл., в прочих городах - IX-X кл.
Должность ликвидирована декретом ВЦИК и СНК от 11(24) ноября 1917 г.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.