КАМБАЛА
„КАМБАЛА", подводная лодка, вместе с однотипными с ней лодками Карп и Карась построена судостроительным заводом Круппа в Киле по чертежам инженера маркиза д'Екивелей. Главные элементы их следующие: водоизмещение надводное 200 тонн, подводное—234 т., длина 129 фт., ширина 8 фт. 10 дм., скорость погружения 5 мин. Скорость надводная 11 узл., район 1.000 миль, Скорость подводная— 9 узл., район—27 миль. Минное вооружение— 1 носовой минный аппарат; Корпус состоите из 7 частей, каждая сделана из сварных листов и не имеет шпангоутов; отдельные части соединены болтами. Входных люков 3: носовой—для погрузки мин, в боевой рубке и в командном помещении. Балластных наружных цистерн расположенных между двойным корпусом, 7: 3 в носу, 2по бокам машинного отделения и 2 в кормовой части. Для надводного хода служат 2 керосиновых мотора системы Кертинга, по 250 л. с. Для подводного хода сзади их поставлены 2 электромотора, по 200 л. с.; ток они получают от батареи аккумуляторов системы Кизерицкаго. При погружении лодки, остаточная плавучесть уничтожается парою горизонтальных рулей. Для откачивания внутренних цистерн поставлены помпы, а внешний балласт продувается сжатым воздухом. На лодке имеется откидной киль в 3 ? т., как спасательное средство. Все 3 лодки были окончены постройкой осенью 1907 г. и после приемных испытаний совершили самостоятельный переход из Киля в Либаву, где до зимы производили практические погружения и плавание. В мае 1908 г. лодки в разобранном виде перевезены по железной дороге в Севастополь, а к концу лета они были собраны и вступили в состав Черноморского флота. В следующем году "Камбала" погибла от столкновения с линейным кораблем "Ростисла"в при производстве ночной атаки и затонула б 4 мил. от Севастополя, на глубине 29 саж. Обстоятельства гибели были следующие: ночью 30 мая лодка вышла из Севастополя и должна была атаковать эскадру, идущую по Инкерманскому входнному створу, „КАМБАЛА" шла в полуподводном состоянии, имея наполненным внешний бадласт; командующий лодкой Лейтенант Аквидонов находился на рубке лодки и правил, пользуясь переговорными трубами. Внутри лодки находились: заведующщий отрядом Капитан 2 рага Бедкин 2-й, Мичман Тучковь, Кондуктор Сальников и 18 ч. команды. Лодка атаковала головной корабль эскадры "Пантелеймон". Пройдя по борту последнего в близком расстоянии, командир лодки неверно положил руль, , „КАМБАЛА" пересекла строй, и линейный корабль "Ростисла"в протаранил ее позади рубки. Лодка немедленно пошла ко дну. Подобран в бесчувственном состоянии из воды был только командир, остальные все погибли. На следующий день были спущены охотники водолазы, но без принятия должных и необходимых на такой исключительной глубине мер предосторожности. Вследствие этого один из лучших водолазов, Бочкаренко, в тот же день скончался от паралича сердца. Дальнейшие спуски были прекращены. Попытки приподнять лодку трапом или стащить ее с места не имели успеха. Тогда из Балтийского моря был командирован для подъема лодки начальник Водолазной школы Капитан 2 ранга М. К. фон-Шульц. Прибыв в Севастополь в июне, он приступил к подготовке водолазов к спускам на большую глубину, подходя к ней постепенно. Когда водолазы были. достаточно натренированы, они завели на носовую часть лодки подъемные концы, прикрепленные к полунагруженному кессону; из последнего откачивалась вода, и когда лодка отделялась от грунта, кессон передвигался на более мелкое место до тех пор, пока лодка не касалась грунта; тогда кессон снова затапливался, концы обтягивались, лодка снова передвигалась, и этот маневр повторялся до тех пор, пока она не была подтянута вплотную к кессону. 9 сентября того же года кессон с носовой частью лодки был отбуксирован в сухойдок, где из нее были извлечены трупы 14-ти погибших. В виду наступавшего периода свежих осенних ветров, подъем кормовой части лодки был отставлен. 29 мая 1912 г. на братской могиле был освящен памятник погибшим.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.