БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТЕАТР
БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТЕАТР
Балтийское море (Венедское по Птоломею, Варяжское) являлось с давних пор главным театром военных действий для народов, населявших его берега. Во времена, относящиеся к Р. X., южные и восточные берега Балтийского моря были населены племенами вендов, эстов и финнов. Страну по западному берегу римляне называли Скандинавией или Скандией. Жители последней, известные в VI-IX веке под именем норманнов или варягов, держали в ленной зависимости остальные прибалтийские племена и владели выходом в Балтийское море так называемом Варяжского пути (торгового сообщения через Волхов и Днепр, Балтийского моря с Черным и Средиземным). С половины X столетия в юго-западной части Балтийского моря выступают на политическую арену германцы, вытесняя постепенно славянские племена и оттесняя их от моря с юга. Союз германских городов Любека и Гамбурга (1241 г.) развился путем удачных войн с датскими и шведскими королями к 1367 г. в обширный Ганзейский союз, в который входило 57 городов. Кроме германцев, в XIII веке серьезными противниками шведов явились новгородцы. С небольшими промежутками войны новгородцев со шведами тянулись до 1350 г. С середины XV века начинается усиление Швеции на Балтийском море за счет Дании и Ганзы, и к середине XVI века Швеция занимает, бесспорно, первое место на этом море. Постоянная и упорная борьба шведов за гегемонию на Балтийском море доставила им к 1660 г. владение почти всеми берегами этого моря, за исключением Датских островов, Померании и юго-восточного угла (польской Пруссии). Однако Швеция недолго удержалась на первом месте. К концу Х?П века начинают выдвигаться новые соперники на Балтийского море: с юге - германские государства, с востока - Россия. Уже к 1669 г. Ганзейский союз, стесняемый с двух сторон, окончил свое политическое существование. В XVIII веке за обладание Балтийским мором спорят Россия, Швеция, Дания и германские государства. Северная война 1700 - 21 г. заставила Швецию уступить значительную часть берегов Балтийского моря России. Пруссия к началу XIX столетия успела захватить все южное побережье Балтийского моря, за исключ. Мекленбурга, в 1866 г. отняла у Дании Шлезвиг-Голштинию, а в 1870 г. под именем Германской империи стала владычицей всех южных берегов Балтийского моря. С тех пор границы государств, расположенных у Балтийского моря, не менялись.
Балтийское море: представляет собою мелководный внутренний бассейн, соединенный с океаном через Каттегат и три мелководных узких пролива: Большой (32 фт.) и Малый Бельты и Зунд (22 фт.). Балтийское море с его заливами занимает площадь около 15.500 кв. км; крайние пункты моря: на севере - Виттофорс (широта 65° 5' сев. от Гринвича), на юг - Штеттин (широта 53° 30' сев.) на востоке - С.-Петербург (долг. 30° 15' вост.) и на западе - Фленсбург (долгота 9° 26' вост.). На долю государств, коих берега омываются Балтийским морем, приходится: на Россию с Финляндией 40% всей береговой линии, на Швецию - 34%, на Германию - 16% и на Данию - 10%.
Заливы: Балтийское море образует на с. Ботнический, на северо-востоке - Финский и на востоке - Рижский заливы; наибольший из них, Ботнический, занимает 28% всего бассейна, затем идет Финский залив, занимающий 9% и, наконец, Рижский, занимающий всего 3 ? %; Ботнический залив отделяется от моря Або-Аландским архипелагом; Финский залив естественной границы с морем не имеет; Рижский залив отделяется от моря островами Дого и Эзель и соединяется с последним Ирбенским проливом; кроме того, он соединяется мелководным проливом Моонзунд с Финским заливом. Бухты и мелкие заливы. Как само море, так и его большие заливы образуют множество больших и малых бухт; главнейшие из них суть: Выборгская, Лужская и Нарвская губы (в Финском зал.), залив Хундсвик (между Даго и Бремен), Данцигский залив, Померанская и Любекская бухты, Кильский залив, соединяющийся с морем проливом Фемерибельт, Фленсборгский залив, Киэге бухта (на восточном берегу о-ва Зееландии) и бухта Ханэ и (на юго-восточной оконечности Скандинавского полуострова).
Острова: Главные острова Балтийского моря: Готланд, Эланд. Борнгольм, Рюген, Зееландия, Фиония, Лаланд, Лангеланд, Фальстер, Эзель, Дого, Мен, Фемерн, Аланд, Кимито и множество других, образующих шхерные районы Финского и Ботнического заливов, и восточного побережья Швеции.
Характер берегов: Берега Балтийского моря и его заливов по своему геологическому строению весьма разнообразны; так, берега Швеции и Финляндии почти сплошь гранитные, берега Курляндии, Рижского залива и почти весь германский берег - песчаны, низменны, большею частью дюнного происхождения; наконец, южный берег Финского залива, берега островов Дого, Эзеля и Готланда - плитняковые, во многих местах высокие и обрывистые.
Развитие береговой черты также чрезвычайно разнообразно; наиболее развитыми являются берега Финляндии и Швеции (весь ее восточный берег), где прибрежный район моря изобилует массой отдельных мелких островов, затем идут южное побережье Финского залива, южные берега Швеции, берега Германии к западу от о-ва Рюген и побережье Ютландии и Датских о-вов; наоборот, побережье Рижского залива и весь восточный и южный берега самого моря отличаются почти полным отсутствием развития береговой черты; южный берег моря, сплошь образованный песчаными дюнами, отличается присутствием многих мелководных заливов, расположенных в устьях больших рек и отделенных от моря длинными песчаными косами; главпейшие из них: Куриш-хаф (устье р. Немана), Фриш-хаф (устье р.р. Прегеля и Вислы) и Штеттинский хаф (устье р. Одера).
Климат: Вследствие больших размеров всего водного бассейна, климат Балтийского моря не одинаков, а довольно резко меняется; в заливах, далеко вдающихся в материк (Ботнический и Финский) климат имеет скорее континентальный характер; район же самого моря отличается умеренным климатом чисто морского характера. По распределению тепла Балтийское море также разнообразно; разница температур по районам весьма значительна для холодных месяцев и достигает 10° (германское побережье +1°,3 Ц. и Ботнический залив - 9°, 3 Ц).
Распределение давления атмосферы в среднем довольно равномерное; в общем, области высокого давления расположены на юг у Германского побережья, области низкого давления - на север (в Лапландии) и северо-запад (в Швеции). Господствующим ветром для всех районов является юго-западный (20% всех ветров); затем южные ветра чаще северных и западные - чаще восточных; количество штилевых дней невелико (6% всего года). Господствующий ветер является и наиболее сильным и, вообще, между силой и направлением ветров имеется довольно полная аналогия. Наиболее бурными месяцами являются октябрь и декабрь (15% всех штормов), наиболее тихими - май и июнь (3 - 3 ? %); на зиму и осень приходится ? всех штормов.
Распределение штормов по районам довольно равномерное; в среднем в году бывает около 35 бурь. Зимние штормы гораздо сильнее, а главное - продолжительнее летних; летом штормы обыкновенно длятся около суток, зимой зачастую дня по 3. Изучение ветров Балтийского моря ясно указывает, что в большинстве случаев они не местного происхождения, а зависят от общих движений атмосферы; пользование синоптическими картами и известиями с океана и Немецкого моря дает хорошие результаты для предсказания погоды в Балтийском море.
Все более или менее значительные порта на берегах Балтийского моря имеют метеорологические станции и ежедневно дают бюллетени погоды; главными метеорологическими обсерваториями являются: Гамбургская (Deutsche Seewarte) - для Германии, Копенгагенская-для Дании и Николаевская главная физическая обсерватория в Спб. - для России. Распределение туманов по районам моря довольно равномерно; по сезонам - минимум летом (12 %). максимум зимой (34%).
Ледяной покров: Ежегодно замерзают Ботнический залив, северный берег и восточная половина Финского залива, побережье Рижского залива и Моонзунд. По продолжительности ледяного покрова районы Балтийского моря и его заливов распределяются следующим образом: северная часть Ботнического залива в среднем покрыта льдом 210 дней; берега Финляндии и Швеции в северной части Ботнического залива -185 дней; Невская губа, вост. часть шхер Финского залива, берега Финляндии и Швеции в средней части Ботнического залива -160 дней; средина северной части Ботнического залива, средний район шхер Финского залив - 145 дней; Або-Аландский шхерный район и западная часть шхер Финского залива - 130 дней; середина Ботнического залива, восточная части Финского залива и Моонзунд - 100 дней; Стокгольмские шхеры, Нарвская губа и о-в Готланд-70 дней; западной части южной побережья Финского залива и Рижский залива от 30 до 40 дней.
Порядок замерзания следующий: в середине октября замерзают берега Ботнического залива, в начале ноября - берега средней части Ботнического залива и Невская губа, в середине ноября - восточная половина шхер Финского залива и берег средней части Ботнической залив; в конце ноября - средина северной части Ботнического залива; в начале декабря - Або-Аландския шхеры и западная половина шхер Финского залива; в средине и конце декабря - Моонзунд, средняя часть Ботнического залива, восточная часть Финского залива; в начале января - Стокгольмские шхеры, южная часть Рижского залива и западная часть южного берега Финского залива. В общем, замерзание идет с севера на юг и с востока на запад от берегов к морю. Вскрытие идет в обратном порядке, начинаясь с началом марта и оканчиваясь серединой и даже концом мая. У берегов Эзеля, Даго, Курляндии и в средине западной половины Финского залива лед становится в самые исключительные зимы и не более как на 20 - 30 дней: берега Швеции (в районе самого моря), германское побережье и проливы почти никогда не замерзают, но изредка заполняются плавающим льдом. В настоящее время (начало XX века), благодаря развитию ледокольного дела, навигация поддерживаотся круглый год во всех портах Балтийского моря и даже в западной части Финского зал. (Ревель, Большой порть Гангэ, Або, Виндава, Либава, Мемель, Данциг). Толщина льда очень разнообразна - максимальная в северной части Ботнического залива (до 110 см.), средняя же толщина от 40 до 70 см.
Реки. В Балтийское море и его заливы впадает множество рек, из коих главнейшие и судоходные: Нева, Зап. Двина, Виндава, Неман, Прегель, Висла, Одер.
Гидрология. Балтийское море - мелководный и малосоленый бассейн; рельеф его довольно однообразный, со средними глубинами от 20 до 60 сж.; имеется несколько впадин, где глубины возрастают свыше 100 сж.; самая глубокая впадина лежит между Стокгольмскими шхерами и островком Тотскосаиде, с максимальной глубиною в 170 сж. и средними глубинами 110-125 сж.; далее, впадины между о-вом Готландом и Виндавой с наибольшими глубинами 100-130 сж., затем впадины в южной Кваркене с глубиною в 160 сж., в средней части Ботнического залива у Хёриэзанде с наибольшей глубиною 140 сж. и, наконец, у берегов Швеции, в северной части Ботнического залива, с глубиною в 100 сж.: средние глубины в районе самого Балтийского моря от 56° до 59 ? северной широты колеблются от 55 до 100 сж.; южная часть моря гораздо мельче, имеет глубины от 20 до 40 сж. с двумя небольшими котловинами у о-ва Борнгольма (60 сж.) и у Данцигской бухты (65 сж.). Глубины Рижского залива колеблются от 20 до 30 сж., Финского от 20 - 60 сж., при чем восточная часть залива мельче западной; наконец, в южной части Ботнического залива глубины от 30 до 80 сж., а в северной от 10 до 30 сж. В Балтийского море не наблюдается постоянных течений; последние зависят здесь исключительно от ветра; только в районе моря, прилежащем к западным проливам, наблюдается подводное течение с более соленой водой, вливающееся из океана и незаметное уже у побережья Мекленбурга.
Навигационный очерк. В навигационном отношении само море не представляет никаких трудностей; берега его всюду доступны, подводных опасностей почти совсем нет, изменение глубин довольно равномерно. Совершенно иную картину представляют собою заливы (кроме Рижского), западная часть моря от о-ва Борнгольма к проливам и самые эти проливы; шхерные районы являются наиболее трудными в навигационном отношении. Малодоступные берега, множество подводных опасностей, малая глубина проливов, соединяющих море с его заливами, делают плавание по ним очень трудным. Вообще можно сказать, что с точки зрения кораблевождения Финский и Ботнический заливы, оба Бельта, Зунд, побережья Датских о-вов, Кильская бухта и вход в Рижский залив принадлежат к самым трудным местностям на всем земном шаре. Плавание в шхерных районах является делом весьма трудным, требующим отличного знания местности, ибо навигация в шхерах возможна только по строго определенным путям - фарватерам, идущим чрезвычайно извилисто между массою всякого рода опасностей; наиболее трудными являются шхерные районы Финляндии и Або-Аландский, много легче плавание по шведским шхерам, характер коих сильно отличается от шхер Финляндии. Для безопасности плавания берега как самого моря, так и его заливов обставлены множеством маяков, вех и др. навигационных знаков. Шхерные районы вообще обследованы гораздо хуже самого моря; особенно слабо обследован Або-Аландский архипелаг и некоторые шхерные районы Финляндии в Ботнического залива. Морские порта. На берегах Балтийского моря и его заливов расположено много портов, при чем, вообще говоря, берега Германии, Дании и южной части Швеции сосредоточивают в себе большинство их; затем идут берега Курляндии, Рижского и Финского заливов и менее всего портов в Ботническом заливе.
Главнейшие порта: С-Петербург, Кронштадт, Нарва (в устьях реки Наровы большие суда должны оставаться на открытом рейде, бар имеет глубину 16 фут), Ревель, Балтийский порт, Выборг, Котка, Ловиза, Гельсингфорс, Гангэ, Або, Мариенхамин (на о-ве Аланде), Гапсаль (в Моонзунде), Рига - главный порт Рижского залива, Аренсбург, Виндава, Либава с военным портом Императора Александра III, Мемель, Пиллау - аванпорт Кенигсберга, Нейфарвассер - аванпорт Данцига, Кольбергь, Свинемюнде, - аванпорт Штеттина, Штральзунд, Росток, Висмар, Любек, Киль - главный военный порт Германии на Балтийском море, Фленсбург, Копенгаген, Малмэ, Истад, Карлскрона, Кальмар, Висби, Стокгольм, Нарчёпингь, Гефле, Хернэзунд, Умео, Лулео, Улеаборг, Николайштадт, Биернеборгь и Раумо.
Политический и стратегический обзор. В 1910-1911 г.г. из держав, владеющих берегами Балтийского моря, самым могущественным флотом обладала Германия, которой поэтому и принадлежало господство над водами этого внутреннего моря. Хотя проливы, соединяющие Балтийское море с океаном, и находятся в руках Дании, которая с 1857 г. взимала известную пошлину за проход судов туда и обратно, однако, в настоящее время, с ростом морского и военного могущества Германии, контроль над проливами фактически перешел в ее руки.
Военное значение Балтийского театра для России и Германии определяется, как северный фланг стратегических сухопутных фронтов нашей и германской армий; глубоко вдаваясь в материк России своими заливами, подступая к самой столице и омывая берега всего Прибалтийского края, столь же близкого Германии этнографически и географически, Балтийского море может быть использовано Германией для наступательных операций против важнейшего административно-политического и военно-промышленного центра России. Владение Балтийского морем и его заливами обеспечило бы Германии сплошную снабжающую базу для армий, оперирующих на нашем стратегическом фронте. Точно так же и для нас Балтийское море имеет огромное военное значение, как при наступательных, так и оборонительных действиях против Германии: омывая на большом протяжении германские берега, оно позволяет нам оперировать по кратчайшим направлениям а также может быть использовано, как снабжающая база наших армий при условии владения морем; при оборонительном образе действий с нашей стороны Балтийское море имеет для нас не меньшее значение, ибо обладание им предохранит от охвата весь правый фланг нашего западного стратегического фронта и оградит столицу и наше побережье от захвата противником.
Большое стратегическое значение имеет для Германии канал императора Вильгельма I, соединяющий Балтийского море с Немецким и позволяющий ей перебрасывать свой флот с одного морского театра на другой. В войнах со Швецией значение Балтийского моря определяется как историческими примерами прошлого, так и простою географией: лучшим доказательством этого является карта Балтийского моря, на берегах которого расположены столицы России и Швеции. Про военное значение отдельных районов
Балтийского моря и его заливов можно сказать следующее:
1) в районе самого Балтийского моря наибольшее значение имеет так называемый центральный его район, т.-е. пространство моря между о-вами Готландом, Даго, Эзелем и Або-Аландским архипелагом; в этом районе сходятся все морские пути, ведущие из моря в заливы; кроме того, берега о-вов Готланда и Эзеля и отчасти Або-Аландский архипелаг являются единственным пунктами побережья самого Балтийского моря, где имеются естественные бухты и заливы, могущие послужить операционными базами для флотов воюющих держав, главные военные порта и базы коих расположены на краях театра;
2) стратегическое значение Финского залива, вдающегося на 240 морских миль внутрь материка России с столицей Империи в глубине его и являющегося крайним правым флангом всего нашего западного стратегического фронта, для нас огромно. Топография местности, трудность навигации и наличие шхер на протяжении всего северного берега залива являются важными военными факторами, облегчающими оборону залива и затрудняющими для неприятеля наступление внутрь его;
3) Рижский залив имеет для нас также большое стратегическое значение. Он вдается на 90 миль в материк; в глубине его находится гор. Рига с большим промышлен. районом. Южная часть этого залива находится уже в сфере западного фронта. Серьезной преградой для пользования заливом является вход в него (Ирбенский пролив) из Балтийского моря, представляющий значительные трудности в навигационном отношении;
4) Ботнический залив (см. карту его) вследствие своей удаленности от района главного театра, а также малой населенности берегов, трудных навигационных условий и большой замерзаемости, - военного значения почти не имеет; только самая южная его часть, примыкающая к северной границе Аландского шхерного района, имеет большое значение для Швеции, как кратчайшее операционное направление в Финляндию;
5) для Германии громадное военное значение имеет Померанская бухта, берега коей находятся в ближайшем расстоянии от Берлина, а также и весь район моря к западу от Фемарнбедьта; в этом районе находится главная воен. база германского флота - Киль, канал имп. Вильгельма I и устья проливов Больш. и Мал. Бельтов;
6) Большое стратегическое значение для нас имеют шхерные районы Финского залива, Або-Аландского архипелага и Моонзунда. Благодаря внутренним укрытым путям, недоступным для больших судов и требующим для их использования огромного навыка личного состава в плавании, наши шхерные районы, расположенные параллельно операционным линиям в Финский залив, образуют прекрасную фланговую позицию для минного флота; Моонзунд важен для нас, как маневренная база минного флота; пользуясь Моонзундом, минный флот может оперировать по внутренним операционным линиям относительно противника, действующего в Финском или Рижском заливах и в центральном районе самого Балтийского моря.
Железные дороги.
а) В России вдоль всего южного берега Финского залива идет железная дорога, соединяющая Спб. с Гапсалем, имея выходы к заливу в Нарве, Ревеле и Балтийском порте; от Ревеля идет узкоколейная дорога к станции Валк с ветвью к Пернову. Железных дорог, идущих вдоль Лифляндского и Курляндского побережий, не имеется; 4 железнодорожных линии из глубины страны сходятся в г. Риге; кроме того, гг. Виндава и Либава являются конечными станциями железнодорожных линий, идущих из Полтавы и Москвы Таким образом, чисто приморской железной дороги является лишь линия южного берега Финского залива; в остальном прибрежьи начертание железнодорожной сети имеет общее направление, нормальное к берегу.
б) В Финляндии. Начертание сети ж. д. несколько иное; вдоль сев. берега Финского залива от Спб. через Выборг до г. Або идет магистраль с ветвями к гт. Фридрисгаму, Котке, Ловизе, Борго и Гангэ; от Гельсингфорса магистраль идет по меридиану, вдали от берега, к Нью-Карлебю и Якобштадту, линия выхода к морю у Або, Раумо, Ментимото (аванпорт г. Бьернеборга), и Николайштадта: от Якобштадта магистраль приближается к берегу и идеи вдоль него на север до Торнео, через Брагестадт и Улеаборг.
в) В Швеции. Главным узлом жел.-дор. сети является Стокгольмский район, от коего отходят две магистрали на юг, идущие параллельно берегу, довольно далеко от него, имея ветви к портам Ничёпингу, Норчёпингу, Готтенвику, Вестервшсу, Оскархамну и Патогольму; от последнего восточная магистраль подходит вплотную к берегу и идет через Кальмар к Карлскроне. Западная магистраль идет к Истабу, откуда поворачивает вдоль берега к Малмэ, Ландскроне и Хельсингсборгу, имея ветвь к Трамсеборгу. С другой стороны, на север от Стокгольмского района идет одна магистраль параллельно побережью Ботнического залива от Гефле до Морьерв (на р. Каниксэльер), немного не доходя до ж. д. у Торнео; от этой магистрали идут ветви к Сэдэргампу, Губиксвалю, Сундеваню, Хэрнэзанду, Думша, Умео и Лулео.
г) В Германии. Не касаясь общего начертания жел.-дор. сети Германии, идущей параллельно побережью, надо упомянуть о сплошной прибрежной ж. д., начинающейся у г. Мемеля, идущей к Тильзиту и от последнего через Кёнигсберг, вдоль Фриш-хафа к Данцииу, с ветвями к м. Кранцу, Пилеску и м. Врюстерорт. От Данцига дорога идет параллельно берегу, в 10 - 20 верстах от него, на Штальп (от него вправо к Штольпомюнде), Шнаве (ветвь к Рюгенвальде), Кольберг до Штеттина и, наконец, от последнего к Свинемюнде, Штральзунду, Любеку, Килю и далее к границе Дании, и, наконец, по Ютландскому полуострову. Дорога эта чисто приморская; благодаря ней, все сколько-нибудь значительные поселения имеют жел.-дор. Сообщение с внутренностью страны; дорога эта соединяется множеством путей с основными магистралями германских ж. д., имеющих главное направление по параллели, с востока на запад.
Телеграфные кабели. В. море очень бедно подводными кабелями; если отделить все кабели, соединяющие Швецию с Финляндией через узкости Южнго Кверкена и Або - Аландского шхерного района и кабели между Швецией и Германией, то поперек Балтийского моря идет лишь один кабель от Либавы до Борнгольма и от последнего до о-ва Мён. Между Швецией, Данией и Германией кабели находятся в следующих местах:
1) через пролив Фемарнбельт,
2) от Варнемюнде к Гиедзеру и
3) от о-ва Рюгена к Тремзеборгу; наконец, Швеция соедииена несколькими кабелями с Финляндией через Аланд и Абоские шхеры; главнейший из них идет от Гриссельранш (Швеция) к Инстаду (Финляндия). Кроме того, о-в Аланд соединен кабелем с о-вом Готландом, а этот последний через о-б Аланд - с Швецией.
Беспроводный телеграф. Полная сеть радиотелеграфных станций имеется лишь вдоль всего германского побережья, при чем для общего пользования открыты следующие станции:
1) маяк Бюльк (у г. Киля);
2) маяк Мариенлейхте (на о-ве Фемарн);
3) маяк Аркона (на о-ве Рюген) и маяк Риксхёфт (у Данцигской бухты).
Во всяком случае, развитие германской сети радиостанций обеспечивает вполне надежную связь моря с германским побережьем. Сеть радиостанций России также довольно хорошо оборудована, но не открыта для общего пользования, исключая станции в Усть-Двинске и на о-ве Руно. Финляндия имеет две радиостанции на маяке Боггаер и в Мариенхстаде, служащих, главным образом, для целей навигации.
Наконец, Швеция почти не имеет радиостанций, а немногие имеемые не открыты для общего пользования.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.