Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич
Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич, адмирал, исследователь Антарктического океана.
Родился в 1779 г., скончался в 1852 г., на 73-м году жизни, в г. Кронштадте. Еще молодым мичманом отправился в первую русскую кругосветную экспедицию на фрегате "Надежда», под командой капитан-лейтенанта Крузенштерна.
В 1819 г. Беллинсгаузен был назначен начальником экспедиции в Южный Ледовитый океан, которая должна была осмотреть те части Южного океана, в которых никто еще не бывал, обозреть острова, коих не видали прежние мореплаватели, "употребив всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к южному полюсу, отыскивая неизвестные земли и не оставив сего предприятия, иначе как при непреодолимых препятствиях».
4 июля 1819 г. экспедиция, в составе шлюпов "Восток» (командир капитан 2-го ранга Беллинсгаузен) и "Мирный» (командир лейтенант Михаил Лазарев) вышла из Кронштадта. 2 ноября Беллинсгаузен прибыл в Рио-Жанейро и 22 ноября, по окончании последних приготовлений, пошел к югу, для описи о-ва Георгия, открытого еще Куком. Окончив его опись, Беллинсгаузен отправился далее на юг для осмотра земли Сандвича, оказавшейся группой из трех островов. На пути от о-ва Георгия к Южным Сандвичевым о-вам экспедицией были открыты 3 неизвестных дотоле острова, которые по внесении на карту были названы о-вом Лескова, о-вом Высоким и о-вом Завадовского, а вся группа — о-вами Маркиза де-Траверсе. Продолжая плавание далее к юг и к восток, экспедиция после многократных попыток, пробиваясь в массах ледяных полей и ледяных островов, 21 янв. 1820 г. достигла, наконец, в долготы 1° 11" западной, широты 69° 21' южной. Упершись в непроходимые льды, шлюпы должны были вернуться в меньшие широты для дальнейшего движения на восток и новых попыток пробиться далее к югу.
Продолжая эти попытки, шлюпы продвигались все далее на восток в широтах ок. 60° и, наконец, 5 марта в долготе около 90° восточной разошлись для дальнейшего отдельного плавания и обозрения большого неисследованного пространства по пути в порт Жаксон (Австралия), где было назначено рандеву.
Шлюп "Восток» прибыл в порт Жаксон 29 марта, а "Мирный» — 7 апреля.
Отдохнув и исправив имевшиеся повреждения, экспедиция 8 мая вышла снова в море, но уже для плавания не в южных широтах, а для обозрения о-вов Общественных, Новой Зеландии, Опасного Архипелага. Здесь были ею открыты о-ва Контр-адмирала Моллера, Гр. Аракчеева, Кн. Волконского, Фельдмаршала Кн. Барклая-де-Толли, Генерал-лейтенанта Ермолова, Кн. Голенищева-Кутузова-Смоленского, Генерала Раевского, Генерала графа Остен-Сакена, Адмирала Чичагова, Гр. Милорадовича, Гр. Витгенштейна, Вице-адмирала Грейга, а вся эта группа с тремя открытыми еще Куком о-вами Пализера, описанными Коцебу, названа о-вами Россиян.
Прибыв 22 июля на о-в Отаити, экспедиция простояла здесь для пополнения запасов и осмотра острова до 27 июля, когда снялась для дальнейшего плавания в тропиках и обратного следования к порту Жаксон, куда и прибыла 9 сентября.
На пути ею был открыт еще о-в Лазарева, который Беллинсгаузен присоединил к группе о-вов Россиян; затем, в тропиках, — о-ва Восток, Великого князя Александра, Михайлова, Симанова, Оне, коралловую мель "Берегись».
31 окт. 1820 г. шлюпы, окончив все работы по приготовлению к новому полярному плаванию, вышли из порта Жаксон и отправились вторично к большим южным широтам.
После многократных попыток пробиться через лед, 10 января 1821 г. шлюпы достигли широты 69° 53' южной в долготе 92° западной. В тот же день в широте 69° экспедицией был открыт остров, названный о-вом Петра Великого, а 17 января того же года—был открыт берег, названный в честь виновника посылки экспедиции берегом Императора Александра I; затем, в меньших уже широтах, о-ва Бородино, Малый Ярославец, Г.-м. Тейля, Смоленск, Березино, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо, Камень Елены, Три Брата (три острова), Контр-адмирала Рожнова, Адмирала Мордвинова, Капитан-командора Михайлова и Вице-адмирала Шишкова.
31 января Беллинсгаузен решил повернуть к северу, в Рио-Жанейро, для исправления полученных во льдах повреждений шлюпом Восток.
24 июля Беллинсгаузен прибыл в Кронштадт.
Плавание продолжалось 751 день, из них 224 были проведены на якоре и 527 под парусами; пройдено всего 86.475 вер.; экспедиция 7 раз пересекала южный полярный круг, достигнув наибольшей широты 69° 53' южной.
Но возвращении из экспедиции Беллинсгаузен был произведен в капитан-командоры, награжден орденами Св. Владимира 3-й ст. и Св. Георгия 4-го кл. за арендою в Курляндии и пенсией в 1.200 руб.
О началом турецкой войны 1828—29 гг. Беллинсгаузен, уже в чине контр-адмирала, был отправлен с командуемым им гвардейским экипажем, в составе гвардейского корпуса, в Тульчин. По прибытии в действующую под Варной армию гвардейский экипаж был распределен на суда осаждавшего крепость Черноморского флота, а Беллинсгаузен поднял, по приказанию адмирала Грейга, свой флаг на корабле "Пармен», на котором и принимал участие во всех бомбардировках и осадных действиях флота до падения крепости 29 сентября.
По окончании войны он в Спб. был назначен начальником 2-й флотской дивизии.
В 1831 г., во время польского восстания, Беллинсгаузен со своей дивизией держал блокаду берегов Курляндии от Либавы до Полангена.
В 1839 г., Беллинсгаузен был назначен главным командиром Кронштадского порта. В этой должности Беллинсгаузен проявил всю свою энергию в деле оборудования Кронштадта,
как главной базы флота, укрепления его, постройки фортов, свайного заграждения на северном и южном фарватерах и благоустройства города.
После смерти, в 1870 г., Беллинсгаузену был поставлен в Кронштадте памятник.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.