ПЕРСИДСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОПРОС

ПЕРСИДСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОПРОС, может быть подразделен на два: вопрос о трансперсидской железной дороги в Индию (см. Великий индийский путь) и вопрос о проектах железной дороги в самой Персии.

1-я русская железнодорожная концессия в Персии относится к 1872 г., когда бар. Рейтер получил право на сооружение железной дорогой от Каспийского моря до Персидского залива.

В 1874 г генерал-майор Фолькенгаген с участием русского правительства получил концессию на линию Джульфа — Тавриз (см. Статью: Персия, военно-исторический обзор).

В 1878 г. концессия был дана банкирскому дому Аллеон на линию Решт — Тегеран, а в 1881 г. это право перешло Булацелю с правом разработки каменноугольных залежей у Фешенди. Все эти концессии оставались, однако, лишь в области теоретических проектов и не имели под собой прочной финансовой почвы.

В 1889 г. русская компания, с Хомяковым, Третьяковым, Корфом и Палашковским во главе, составила грандиозный проект сооружения железной дорогой от Решта к бухте Чахбар на Индийском океане.

Французский Banque d'Escompte принял на себя финансирование предприятия в размере 300 мил. руб., но, в виду изменения направления нашей внешней политики, проект не был поддержан нашим правительством, и изыскания были приостановлены.

Получение англичанами концессии на судоходство по р. Каруну и предположения постройки от реки дорог внутрь Персии принудили нас принять меры к ограждению нашей торговли в Персии.

В 1883 г. был закрыт транзит иностранных товаров по Закаспийской железной дороге, а в 1885 г. заключен договор с Наср-Эддин-шахом, по которому в течение 15 л. ни одна держава не могла получать железнодорожные концессии в Персии, до тех пор, пока Россия сама не приступить к сооружению таковых.

Этим запретительным периодом Россия воспользовалась для постройки шоссейной дороги Решт — Тегеран, законченной к 1900 г. В этом же году запретительный срок был продолжен еще на 10 л., в течение которых были построены шоссейные дороги: Энзели — Решт, Казвин — Хамадан и Джульфа — Тавриз. В том же году была снаряжена экспедиция инженера Саханского, с участием военных представителей, капитана Томилова и поручика Риттиха, для предварительных изысканий железнодорожных линий в Персии, причем были обследованы направления: от ст. Алят Закавказской железной дорогой берегом Каспийского моря до г. Решта, протяжением в 345 вер. и стоимостью 15 мил. руб.; от г. Решта через Эльбурсский хребет и г. Казвин к Тегерану — 310 вер., стоимостью 22 мил. р.; Тегеран — Кум — Кашан — Исфаган — Шираз — Бендер-Бушир — 1.490 вер., 106 мил. руб.; Тегеран — Исфаган — Бендер-Аббасс — 1.530 вер., 109 мил. руб.; Тегеран — Кашан — Иезд — Кирман — Чахбар — 1.635 в., 112 мил. р.

В то же время был произведены изыскания железнодорожной линии к Тавризу: от ст. Эривань (Джульфинской линии) на Кивраг через Шах-тахты у Хой — 302 в., 18 мил. руб.; от ст. Джульфы — 130 вер ; от ст. Евлах, Закавказской магистрали, через Асландузский пост и г. Агарь — 423 вер, 41 мил. руб.

Из всех этих проектов к 1913 г. осуществлялся обществом Таврисской шоссейной дороги линия Джульфа — Таври, , при чем предполагается по строит ветвь от сел. Софьян к северному берегу Урмийского оз., вместе с установлением на озере правильного пароходного движения.

Поднимались вопросы о сооружении линии от Закаспийской железной дорогой к Мениеду и в Сеистан по восточной окраине Персии.

Английские проекты железной дорогой в Персии, в виду опасения сделать Индию боллее доступной со стороны России, избегали линий со стороны Индии и Индийского океана в северную Персию и останавливались на направлениях от индийской железнодорожной сети через Сеистан, Кирман и Шираз к Басре на соединение с Багдадской железной дорогой, весьма трудное по местным условиям на западном участке при пересечении хребтов Загроша; от Мохамеры на север к Тегерану и Тавризу на соединение с проектированными русскими железной дороги.

Наконец, Германия, стараясь найти выход Багдадской железной дороги в Персию, Потсдамским соглашением 1910 г. заручилась правом построить ветвь от этой дороги через Ханекин к Тегерану, если Россия в течение 2 лет после окончания Багдадской железной дороги сама не приступить, а через 6 лет не закончить постройку линии от Тегерана к Ханекину.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ПЕРСИДСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОПРОС
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г. т. 18
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru