Олешкевич, Иосиф Иванович
Олешкевич, Иосиф Иванович (Iozef Oleszkiewicz), академик исторической живописи Императорской Академии Художеств; председатель масонской ложи Белого Орла в С.-Петербурге. Олешкевич родился в 1777 году в местечке Радошковицах, Минской губернии; отец его, бедный жмудский дворянин, был по профессии музыканта.
Начальное образование Олешкевич получил благодаря поддержке графа Александра Ходкевича, принявшего в нем участие.
В 1800 году Олешкевич был помещен в Виленскую главную школу и был учеником профессора живописи Фр. Смуглевича; в 1803 году, он поехал за границу, побывал в Дрездене и Париже, где со-вершенствовался в избранном им искусстве под руководством известного David’a d’Angers. По возвращении из-за границы Олешкевич некоторое время жил на Волыни и готовился к занятию в Виленском университете кафедры живописи; но в 1810 году отказался от этой мысли и переехал в Петербург, где стал заниматься, главным образом, портретной живописью.
В 1812 году Олешкевич написал картину: "Призрение и попечение императрицы Марии Феодоровны о бедных» (Opieka sierot). Картина, несмотря на некоторую искусственность в композиции, обратила на Олешкевича внимание. Государыня выразила ему свое благоволение, а Императорской Академией Художеств он был произведен в академики исторической живописи. Впрочем, Олешкевич приобрел известность в Петербурге не столько своими картинами, сколько благодаря своим громадным почти энциклопедичным познаниям, оригинальному образу жизни и, главным образом, благодаря тому положению, которое он занимал в кругу Петербургских масонов.
В 1822 году Олешкевич был избран начальником (ma?tre en chaise) ложи Белого Орла (после сенатора гр. Адама Ржевуского). Он имел самую высокую степень в ордене, и петербургские ложи признавали его ложу первенствующей, глубокий мистик, Олешкевич своими мистическими наклонностями давал и направление своей ложе. Говорят, что его доктрина имела много общего с учениями Сен-Мартена, но отличалась и многими своеобразностями.
Являясь всегда проповедником гуманности и воздержания, он имел доброе сердце, что доказывал и на деле.
Человек в высшей степени религиозный, щедрый благотворитель и до удивления скромный в своих потребностях, Олешкевич был вместе с тем и образцом милосердия. "У нас еще не было обществ покровительства животным — говорит один современнику — а Олешкевич и словом, и делом распространял правила этих ассоциаций.
Редкие качества его души и ума привлекали к нему внимание и симпатии лиц различных слоев общества и профессий, в особенности художников и писателей. Между прочим, с ним был знаком и Мицкевич, посвятивший его памяти стихотворение. Олешкевич и сам был писателем. Впрочем, он печатал немного.
Некоторой известностью пользовалось его сочинение (на франц. яз.): "L’automne du monde l’humanite» (на фр. яз.), в котором он старался доказать, что "человечество прожило весну и лето, что наступает для него осень, и оно должно озаботиться приготовлением всего, что можешь спасти его от преждевременной гибели».
Олешкевич скончался 5 окт. 1830 г. и похоронен на Смоленском кладбище.
Художественные произведения Олешкевича рассеяны в большом количестве по храмам Царства Польского и Западного Края, а также есть и у частных лиц.
Лучшими его картинами, кроме указанной ("Попечение о бедных») следует признать:
1) Копию Преображения Господня Рафаэля,
2) копию Davida’a — Ахилл, оплакивавший смерть Патрокла и
3) Прощание гетмана Ходкевича с молодой супругой перед отправлением под Хотим.
Кроме того, следует назвать картины, находящиеся в Спб. костеле пиаров:
1) Пресвятая Дева с младенцем Иисусом и
2) Христос на кресте.
Из портретов его работы лучшие — Адама и Юрия князей Чарторыжских, Марии Шимановской, генерала Ольховского и Генриха Ржевуского.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!