Аксенов Семен Николаевич, чиновник 6-го класса Комиссариатского Департамента Морского министерства
Аксенов Семен Николаевич (1784, с. Лошаки Данков. у. – 30.05.1853).
Землевладелец с. Борка Спасского у., что ныне Шиловского р-на Рязанской области.
Оставивший память о себе в виде топонима "Аксенов хутор».
Вместе с женой, кж. Варварой Алексеевной Кропоткиной, вдовой коллежского регистратора Фатова, владели здесь имением в 65 душ. Рядом на р. Паре была их пристань и склады хлеба.
Чиновник 6-го класса Комиссариатского Департамента Морского министерства.
В службу вступил в Провиантский штат 22.11.1801; переименован писарем в 1803; произведен в коллежские регистраторы 31.12.1804; от должности уволен в апреле 1807; определен в Горный Департамент в число канцелярских служителей 16.06.1807; уволен по прошению и определен в Симбирскую Казенную Палату 12.01.1808; пожалован губернским секретарем 31.12.1808; уволен из Палаты 18.01.1810; определен в Лесной Департамент 13.04.1810; пожалован в коллежские секретари 26.07.1811; по прошению уволен к другим делам 17.08.1811; определен в С.-Петербургскую Контору Адресов экзекутором 23.08.1811; пожалован титулярным советником 31.12.1814; 8.01.1812 и 5.01.1817 получил денежное вознаграждение 150 и 450 руб. В 1813 и 1814 по предписанию генерал-интенданта графа Вязмитинова командирован в разные губернии по особым поручениям; награжден орденом Св. Анны 3-й ст. 13.09.1819; назначен к Управляющему Военным министерством для разных поручений 27.08.1823; 10.01.1824 произведен в надворные советники; 12.02.1826 награжден орденом Св. Владимира 4-й ст.
Уволен согласно прошению 6.12.1824.
По прошению определен в Комиссариатский Департамент Морского министерства старшим чиновником особых поручений 4.01.1828. 22.08.1828 получил знак отличия за XX лет беспорочной службы; назначен членом Общего присутствия 23.04.1830; назначен членом комиссии, учрежденной для образования дел Департамента 29.12.1830; отставлен 17.02.1833 чиновником 6 кл. и награжден орденом Св. Станислава 3-й ст.
Известный гитарист. Ученик известного русского гитариста Сихры. Славился в Москве как лучший исполнитель и преподаватель игры на русской 7-струпной гитаре. Аксенов создал новый стиль игры на гитаре, отличавшийся певучестью (в частности в обработках русских народных песен), и выработал особые приёмы звукоизвлечения и свою манеру прелюдированин (вступлений и отыгрышей на гитаре). Аксенову принадлежат вариации на темы русских народных песен ("Камаринская» и др.) и аранжировки для гитары.
Писал фантазии, вариации и попурри на русские песни. Ввел в технику гитарной игры так называемый "певучий стиль» (legato) и открыл способ играть флажолетом на всех нотах. Изданы из его сочинений 9 пьес, в том числе "Тема и вариации из септета Бетховена», переложение для 2-х гитар, и "Новый журнал» – сборник 12 песен с вариациями. Перевел с французского "Школу для 7-струнной гитары» Игнатия де Гельда и дополнил ее (1819).
Борис ВОЛЬМАН в книге " Гитара в России». Ленинград, Музгиз, 1961, писал:
- Наиболее ярким представителем школы Сихры был С. Н. Аксенов.
Семен Николаевич Аксенов (1784-1853) был сыном рязанского помещика и в детстве получил достаточное для мелкопоместного дворянина того времени образование. Свою служебную карьеру он начал 17-летним юношей в скромной роли вахтера, а затем писаря провиантского ведомства в Москве. Сделавшись в 1804 году мелким чиновником, он прослужил в разных "департаментах" около шести лет и в 1810 году вышел в отставку.
Живя в Москве, Аксенов брал уроки игры на гитаре у А. Сихры и добился крупных успехов, уже тогда проявив особую любовь к народной песне. Как указывает М. Стахович, "Аксенов первый начал исключительно обрабатывать гитару для русских песен и развил особенно певучую ее сторону - лигаты".
Увлечение Аксенова русской песней оказало большое воздействие на Сихру, до того времени занимавшегося обработкой главным образом произведений западной музыки. Певучесть исполнения, которая отличала игру Аксенова, не слишком нравилась Сихре, уподоблявшему гитару арфе и считавшему гитару скорее изобразительным, чем выразительным инструментом. Применявшиеся Аксеновым легато и вибрато он называл "цыганщиной", но вынужден был считаться с этими индивидуальными особенностями своего талантливого ученика. Значительной была гитарная техника Аксенова. "Экзерсиции", созданные Сихрой, были предназначены для Аксенова, что говорит о больших его успехах в этой области. Ко времени отъезда Сихры из Москвы Аксенов уже был известен как лучший гитарист-исполнитель.
В 1810 году Аксенов переехал из Москвы в Петербург и вновь поступил на службу. Своей игрой на гитаре он сделался вскоре известен генералу С. К. Вязмитинову, большому любителю музыки (им была в 1781 г. написана опера "Новое семейство"). При помощи Вязмитинова, сделавшегося вскоре военным министром, а далее председателем Комитета министров, Аксенов быстро преодолел ступени чиновничьей карьеры, заняв в конце ее довольно высокую должность в Морском министерстве.
Поселившись в Петербурге, Аксенов стал выпускать "Новый журнал для семиструнной гитары, посвященный любителям музыки". В журнале помещались русские песни с вариациями, в том числе и ставшие особенно популярными вариации на песню "Среди долины ровныя". Кроме вариаций Аксенова на русские песни, в журнале встречаются вариации на арию из "Свадьбы Фигаро" Моцарта и романс Аксенова для пения с сопровождением гитары "Уж всё весну встречает". Вслед за изданием журнала Аксеновым был опубликован ряд сочинений в вариационной форме (вариации на песни "Ах, что ж ты, голубчик, невесел, сидишь", "Винят меня в народе", "Камаринская", посвященная Сихре, и др.). Из произведений западной музыки им были обработаны лишь "Охота" Дюссека и ария Л. Маурера. Количество напечатанных пьес Аксенова было сравнительно невелико.
Аксенов очень высоко ставил Сихру как педагога. Упомянутые уже "Экзерсиции" Сихры были изданы благодаря Аксенову, взявшему на себя все труды и расходы по их печатанию и распространению. В 1817 году, накануне выхода "Экзерсиции" в свет, Аксенов писал: "Господин Сихра, столь известный любителям гитарной музыки по талантам, по искусству, по практическому и подробному сведению сего инструмента, сочинил ныне для оного четыре больших экзерсиции в тонах, do, sol и re major и si mineur. Сим сочинением русская семиструнная гитара смело может гордиться пред всеми доселе известными в свете этюдами, экзерсициями и школами, изданными на гитару. Экзерсиции г. Сихры выдут в свет под названием: "Практические правила играть на гитаре, в четырех больших экзерсициях состоящих" и составят очень немалое издание. Правила сии рекомендуются всем знатокам, любителям и обучающимся на гитаре. Только долговременная опытность и деятельность могут производить таковые редкие сочинения, еще более заслуживающие внимания и уважения потому, что они сделаны для инструмента весьма нового. В четырех экзерсициях г. Сихры находятся те же приятности, те же красоты и то же искусство музыки, чем славятся другие инструменты, давно обработанные, и чем гитара стала наряду с ними. Соединение гармонии с мелодиею в сих экзерсициях, искусственные переходы из тона в другой составляют для слуха прелестную цепь музыкальных модуляций, везде обдуманных и приноровленных. Все пассажи в сих экзерсициях, как в классическом сочинении, означены цифрами, показывающими лады и пальцы. Надобно прибавить, что оно весьма способно и полезно также для гитар шестиструнной и пятиструнной. Я смело могу назвать сие сочинение музыкальным источником, в коем всяк найдет пользу. Это ключ к тайне играть искусно на приятнейшем инструменте.
Оценка этого сочинения Сихры явно преувеличена, но приведенный отзыв характеризует самого Аксенова как человека, глубоко преданного своему учителю. Интересно в нем также свидетельство Аксенова, что еще в 1817 году в России были распространены не только семиструнная и шестиструнная, но и пятиструнная гитара, для которых, по его мнению, "Экзерсиции" Сихры были вполне пригодны.
В 1819 году из печати вышла "Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда, рассмотренная, исправленная и дополненная С. Аксеновым". И. Гельда в то время уже не было в живых, а его Школа считалась лучшим методическим руководством по игре на гитаре и имела, несмотря на ряд переизданий, значительный спрос. Поэтому, когда книготорговец В. Плавильщиков предложил для нового издания отредактировать Школу Гельда, Аксенов охотно согласился, сделав к Школе собственные добавления. Им была написана небольшая глава - "Способ играть на гитаре гармоническими звуками", в которой объяснены приемы извлечения натуральных и искусственных флажолетов на гитаре. Их он неоднократно применял в собственных сочинениях. Помимо того, к инструктивным пьесам, имевшимся в Школе Гельда, Аксеновым присоединены небольшие собственные пьески педагогического назначения, обработки и этюды. Все это сделано вполне грамотно и с художественной стороны, и в методическом отношении.
Извлечение флажолетных звуков, применявшееся Аксеновым, расценивалось современниками как крупное "отечественное изобретение". В журнале "Отечественные записки" сообщалось об этом: "Ныне известный любитель и отличный игрок на гитаре С. Н. Аксенов открыл способ разыгрывать на сем инструменте гармонически все ноты. До сего известны были единственно три лада - 4, 5 и 7, издающие флажолетные звуки. Г. Аксенов распространил их на все полутоны, привел в систему и приспособил так, что всякий, играющий на гитаре, легко может постичь сие открытие, коль скоро со вниманием изучит описание оного, помещенное в новой гитарной школе... Любители гармонии с благодарностью узнают о сем открытии, ибо ничто не может быть приятнее флажолетных звуков на гитаре: она тогда делается нежнее даже духовых инструментов".
Аксенов пытался сочинять не только для гитары. Он был близок литературным кругам и с 1818 года состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, в журналах которого помещал свои романсы на тексты поэтов-современников - Ф. Глинки, Нечаева и др. ("Цветы - одно мне утешенье", "Я не скажу тебе - люблю", "Ты песенки желала, Хлоя" и др.). Хотя эти романсы напечатаны в журнале для пения с фортепьяно, но фактура сопровождения явно говорит о "гитарном" замысле автора.
После 1830 года, а может быть и несколько раньше, музыкальная деятельность С. Н. Аксенова прекратилась. По свидетельству М. Стаховича, "в последнее время его жизни редко кому удавалось его слышать, и то слишком близким людям или родственникам. По их отзывам, игра его была необыкновенная, но случаи эти были слишком редки. Обманом, как "рассказывали мне, добывали забытую его превосходную и знаменитую гитару из ящика, переносили из комнаты в комнату, чтоб он не догадался, и чтобы сам случайно взял ее и, играя, зафантазировался. Тогда только можно было его слышать".
За ним в Данковском у. 65 душ в сц. Петрово и 89 душ в сц. Лошаково (Паники); Новгородской губ. Белозерского у. в разных дд. 40 душ; С.-Петербургской губ. Лугском у. пустопорожняя земля. Ж.: 1. Н.; 2. кж. Варвара Алексеевна Кропоткина, вдова коллежского регистратора Фатова.
Дети:
Николай Семенович. Р. 3.06.1828; крещен 14 июня в Морском Богоявленском Николаевском Соборе г. СПб.;
Анна Семеновна. Р. 30.06.1829; крещена 9.07.1829 в Морском Богоявленском
Наталья Семеновна.Р. 22.08.1831; крещена 26 августа Лугского у. Лубинского погоста в Михайловской церкви;
Примечание:
1.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
2. Сост. М. Яблоков. Классическая гитара в России и СССР. — Тюмень, 1992
3. Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России. Ленинград, Музгиз, 1961:
4. Рындин И. Ж.: Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. ГОУ ДПО "Рязанский областной институт развития образования».Рязань, 2006. Т.10. Выпуск 1.С.54-55.
А.И. Кондрашов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.