Дважды награжденный одной боевой наградой
Дважды награжденный одной боевой наградой
В конце декабря 1944 года мой отец, тогда старший сержант 2293 полевого артиллерийского склада 60 армии 4 Украинского фронта, передвигался на попутных армейских машинах по захваченной части Германии, выполняя какое-то задание командования. Понимая, что он находится за границей, отец мой был одет в шинель и щегольскую фуражку, которая младшему командному составу Красной Армии не положена согласно строевому уставу. Но руководство подразделений, как говорится "закрывало на это глаза» понимая, что по внешнему виду военнослужащего будут судить о всей армии и особо не препятствовало этому! Машину, на которой передвигался мой отец остановил патруль войск НКВД и началась проверка на дорогах. На фуражку моего отца обратил внимание старшина госбезопаспости, старший патруля, и когда, проверяя его документы, неожиданно предложил обмен – отцову фуражку на его пилотку! Так как мой отец и старший патруля были почти в одинаковом звании, то на это предложение последовал соответствующий ответ моего отца! Результатом было то, что он оказался среди задержанных и их вскоре препроводили на сборно-пересылочный пункт 60 армии, там отец долго не задержался и когда приехавшие "купцы»- представители подразделений, выкликнули его фамилию, ст. сержант Елисеев А.И. прямёхонько отправился продолжать свою армейскую службу в 785 отдельный автотранспортный батальон(ОАБ) этой же армии.
Шла знаменитая Висла-Одерская наступательная операция и войскам срочно требовались боеприпасы, которые доставлялись к передовой на автомашинах и гужевым транспортом, а мой отец по военной специальности был шофером. По прибытии в 785 ОАБ моего отца назначили командиром отделения, состоящего из десяти трофейных машин фирмы "Бюсинг» - эти 5-тоннык дизельные машины были неплохим транспортом при его правильной эксплуатации! Но никаких наставлений и инструкций по техническому использовании трофейной техники не было и до всего приходилось "доходить на ощуп», к тому ещё в батальоне встали на "прикол» все машины фирмы "Студобеккер», присланные нам союзниками по договору "Ленд-лиз», у них в массовом порядке вышли из строя карданные валы системы "Гука». И теперь вся тяжесть перевозки груза в прямом и в обратном смысле легла на подразделения, оснащенные отечественной и трофейной техникой.
По поводу массовой остановки союзнических машин в батальоне работало НКВД на предмет вредительства, а оказалось все просто, эти механизмы, согласно инструкции, надо было смазывать тугоплавким солидолом, который в СССР в то время промышленностью не производился. Для выхода из создавшегося положения требовалось время, которого у командования не было, повторяю, шла наступательная операция советских войск и подразделения 4 Украинского фронта, которым руководил талантливый полководец Иван Степанович Конев, принимали в ней участие.
Приказ о награждении отца |
Наградные документы |
Отец понимал, что кивать на незнание тактико-технических данных трофейных машин его отделения нельзя этого никто не поймет, да и под "горячую руку» могут запросто расстрелять! Он и шоферы его отделения всё свободное время проводили с своей техникой и постигали "азы» её правильной эксплуатации, поэтому в наградном листе на моего отца значатся такие слова: "…Отлично освоил материальную часть и эксплуатацию. Тов. ЕЛИСЕЕВ только за два последних месяца при форсировании реки Одер сделал пробег 4040км., доставил 81 тонну боеприпасов.».
Сбоев почти не было и военный груз, состоящий из патронов к стрелковому оружию, доставлялся преимущественно ночью прямо на передовые позиции, а обратно вывозили раненных и пустые ящики. Так как до противника было недалеко, то шум автомобильных двигателей привлекал его внимание и он часто обстреливал то место где производилась разгрузка боеприпасов, а поэтому для ускорения в ней участвовали все, в плоть до шофера. Мой отец как-то оказался в траншеях, где сидела наша пехота и был поражен её специфическим поведением, солдаты сидели в неглубоких окопах, разговаривали в пол голоса и курили, пряча окурки в руках. Иногда, чтобы доставить боеприпасы к передовой ночи не хватало и приходилось делать рейсы днем, благо что в небе уже господствовала наша авиация и канули в прошлое черные дни 1941-1942 годов, когда немецкие самолеты гонялись за отдельными грузовиками и нещадно бомбили наши войска и мирное население!
Как-то днем, возвращаясь с передней линии, мой отец сидел, как обычно, в головной машине своего отделения, им на встречу шла колонна пленных немцев и вот шофер его машины, положа на дверцу кабины автомат дал длинную очередь в пленных.
Мой отец сперва не понял что произошло, а когда осознал, то испытал шок! На кануне их ознакомили с приказом верховного главнокомандующего Сталина по войскам Красной Армии в котором говорилось, что категорически, вплоть до расстрела, запрещалось совершать насилие к мирному населению Германии, а к сдавшемуся врагу призывалось применять милосердие! И это после того, как "бравые солдаты» гитлеровского вермахта сделали в войне против России, оставив после себя пепел тысячи сожженных городов и деревень, горы трупов детей и женщин! На вопрос отца почему шофер его машины стреляет по пленным, тот ответил, что ему сообщили соседи в письме о том как его семью сожгли вместе с его родным домом! Как не жалко было своего подчиненного, с которым в душе был согласен, но по возвращении в свою часть отец доложил о происшествии командиру роты и вовремя, охрана пленных, записав номера машин, сообщила в военную комендатуру, которая вскорости арестовала его.
Не имея другого водителя отец сам сел за руль автомашины, так как фронт требовал всё больше и больше доставки боеприпасов к стрелковому вооружению.
К тому времени Висло-Одерская операция подходила к концу и завершилась выходом войск 4 Украинского фронта в предместий столицы Германии – Берлину с юга, завершив тем самым стратегическое окружение города, превращенного в крепость. А в это время войска 1 Украинского фронта направленные на Берлин, преодолевая сильнейшее сопротивление противника, "в лоб» атаковали его, и, неся большие потери, с трудом продвигались вперед.
Неумные историки и всякого рода исследователи винят в этот командующего фронтом Г.К. Жукова, не подозревая, что в этом и есть суровая логика войны, немцы усилили опасные направления нашего удара за счет снятия сил с других участков советско-германского фронта. А войска соседнего 4 Украинского фронта, воспользовавшись создавшимся положением и продвинулись так далеко! В этом была и минимальная заслуга отца и командование 785 ОАБ 17 мая 1945 года представила его к солдатскому ордену "Слава 3 степени», а приказом командующего по войскам 60 армии от 30 мая 1945 года от имении президиума Верховного Совета СССР старший сержант, шофер 785 отдельного автотранспортного батальона, Елисеев Андрей Иванович был представлен к награждению правительственной наградой – ордену "Слава 3 степени»! Через неделю, самое большее другую, отец мой этот орден получил бы, но как говорится, вмешался случай в конце апреля 1945 года его отозвали в часть, где он прежде служил и сего началось моё повествование. Поэтому отцу, сыну кулака и незаконно репрессированному, Победу пришлось встречать без ордена "Славы», который, как известно, является историческим продолжением георгиевского креста, особо почитаемого у нас, у казаков. 25 декабря 1945 года, после демобилизации, мой отец возвратился в свой родной хутор Гришинский, бывшей Области Войска Донского, на груди его выцветшей гимнастерки скромно поблескивала единственная награда - медаль "За оборону Сталинграда», но отец был рад, что наконец кончилась война и он в кругу своих родных и знакомых, что начинается мирная жизнь!
Но в конце мая 1948 года отца вызвали в райвоенкомат, где ему объявили о награждении тем самым орденом (о котором он только догадывался) "Слава 3 степени», но теперь уже от лица президиума Верховного Совета СССР за 12 мая 1948 года.
Боевую награду отцу пришлось получать уже в мирное время!
И получилось как в романе – награда нашла героя!
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!