Эшаппар, Диего Яковлевич, подполковник
Эшаппар (Дюбрейл-Эшаппар), Диего Яковлевич, подполковник, первый русский инженер механик.
Поступив 29-го августа 1830 г. в учебно-морской рабочий экипаж (преобразованный затем в инженерное и артиллерийское училища), он, десять лет спустя, 19-го июня 1840 г. был произведен в прапорщики, с назначением в корпус корабельных инженеров по управлению паровыми механизмами и с откомандированием на адмиралтейские Ижорские заводы для практических занятий.
В это время западные государства почти все успели уже преобразовать свой парусный флот в паровой. Россия тоже решила последовать этому и заказала свой первый пароходо-фрегат "Камчатка» в Америке.
Когда он в 1841 г. прибыл в Кронштадта, то механики и вся машинная прислуга, состоявшие из американцев, возвратились на родину, и заведывание механическою частью этого первого русского военного парового судна было поручено Эшаппару.
Проплавав на пароходо-фрегате "Камчатка» пять лет в Балтийском, Немецком и Средиземном морях, Эшаппар в 1847 г. отправился в Англию для изучения механизма и способа постройки железных пароходов и других судов.
Во время этой командировки, длившейся около пяти лет, он, между прочим, сопутствовал Его Высочеству генерал-адмиралу при осмотре английских и шотландских заводов, а также наблюдал за постройкою в Англии императорской яхты "Петергоф», причем 2-го апреля 1850 г. за отличие был произведен в поручики.
По возвращении же в Россию ему поручено было в 1853 г. принять от частных заводчиков и установить паровые механизмы для винтовых кораблей "Гангут» и "Воля».
Переведенный 7-го февраля 1855 г. в корпус инженер-механиков Балтийского флота и произведенный в том же году за отличие в штабс-капитаны, Эшаппар в следующем году, по учреждении кораблестроительного технического комитета, был назначен членом этого комитета и состоял в этой должности до самой смерти, причем 27-го марта 1860 г. был произведен в капитаны, а 1-го января 1866 г. в подполковники.
Помимо занятий по должности члена вышеупомянутого комитета, Эшаппар в это же время состоял членом комиссии по исследованию оказавшихся неисправностей при постройке фрегата "Аскольд»; членом комиссии, состоявшей при управлении Петербургского военного генерал губернатора по наблюдению за исполнением правил для частных пассажирских пароходов; членом комиссии для верного и точного определения причин необыкновенной траты сала и масла в 1859 г. на разных паровых военных судах; членом комиссии для тщательного осмотра и освидетельствования мостов, эллингов и других сооружений Петербургского и Кронштадтского адмиралтейств; членом комиссии для поверки наличности каменного угля в магазинах комиссариатской части Кронштадтского порта; членом экзаменационной комиссии воспитанников морского корпуса и членом технического комитета главного инженерного управления по вопросу о подводном плавании.
Сверх того, с 1865 г. Эшаппар состоял еще старшим инженер-механиком Балтийской броненосной эскадры.
Скончался Эшаппар 13-го марта 1867 г.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.