МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ИРКУТСКА (СЕСТРЫ БАЛАБИНЫ)
ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИРКУТСКА
(СЕСТРЫ БАЛАБИНЫ)
О музыкальной культуре Иркутска за последние годы написано немало известным музыковедом, преподавателем Иркутского государственного педагогического университета И. Ю. Харкеевич. Издана ее книга, опубликованы статьи о музыкальных пятницах. О музыкальной комедии можно прочитать в книге "Цветы и годы». Из этих работ можно много узнать об известных музыкантах, певцах как иркутских, так и тех, кто гастролировал в Иркутске. Но, к сожалению, почти ничего неизвестно о таких музыкантах и педагогах как сестры Ольга и Елена Балабины. Между тем, эти две женщины с удивительной судьбой в музыкальной жизни Иркутска играли не последнюю роль в период 1915-1954 гг.
Приходиться сожалеть, что об их личной и служебной деятельности не оказалось материалов в ГАИО. Ни слова нет о работе сестер в филармонии и театре музыкальной комедии. Единственным источником сведений об их деятельности в Иркутске являются фонды Иркутского областного краеведческого музея. Этот материал явился основой написания данной работы.
До появления в Иркутске семья Балабиных большей частью жила в Риге, Петербурге. С 1909 по февраль 1910 г. они жили в Киеве. Сестры учились в Ломоносовской, Ольденбургской, Киевской гимназиях.
Отец Николай Иванович Балабин окончил военное училище, Некоторое время служил в Петербурге, затем в Риге ротмистром. Точных сведений о его жизни, женитьбе на Виде Андреевне нет. Известно только, что Елена родилась в 1895 г. Из дневников сестер можно узнать об их жизни с восьмилетнего возраста в 1903 – 1910 гг. в Риге. Каждая из сестер подробно описала погромы и выступления рабочих заводов, студентов в 1905 г. Кроме своих впечатлений очевидцев, сестры об этих событиях подробнее узнавали и от отца. Интересно описывают свою учебу в гимназиях, друзьях, посещениях театров. О таком интересном факте, как о приезде в Ригу на торжества министра финансов Витте, как низко склонялись перед ним все чиновники, ниже, чем перед Николаем II.
В августе 1905 г. Николая Ивановича перевели на службу в Петербург, куда он всегда стремился. Но прожить в любимом ими Петербурге удалось недолго. Только год жили Балабины там, и в августе 1906 г. отца снова отправили в Ригу, где предложили должность начальника Рижского жандармского управления. В сферу его деятельности входили территории не только Риги, но Курляндии и Лифляндии. Эту должность ему предлагали и раньше, но он отказывался. На этот раз предложение звучало так, что он не мог отказаться от этой должности.
Так сестры прожили в Риге до 1912 г. с перерывами. Судя по содержанию дневников, семья была дружной. Обе сестры были очень музыкальны. У них были учителя музыки. В 1906 г. учителем музыки у них была Клара Рафаиловна Жукович. В 1907 г. музыке и пению два раза в неделю их учила Анна Вагнер. Надо отметить, что у старшей сестры Ольги был еще один талант талант художницы. Еще, будучи гимназисткой, Ольга постоянно занималась рисованием. В музее хранятся многочисленные ее рисунки. Ярким получился у нее портрет подруги Сони Серединской, а также портрет знаменитого скрипача Губермана (1908 г. ).
Вот что сама Ольга писала по этому поводу: "У него удивительно интересное лицо. Видна страшная скорбь, горе. Оно собственно, если разобрать безобразное, но оно какое-то одухотворенное. И хотя его не слышала на концерте, но видела в немецком театре, оно поразило меня своей индивидуальностью». Портрет получился чудный, без хвастовства, жаль было отдавать его своей подруге, отмечает Ольга. Она прекрасно рисовала и хотела заниматься живописью серьезно. С этой целью им устроили встречу с известным акварелистом Альбертом Николаевичем Бенуа. Он просмотрел ее рисунки и сказал, что у нее есть способности не плохие, и посоветовал ей развивать свой талант самостоятельно, так как в то время не было хорошей школы. Дома Ольга могла сделать гораздо больше. А. Бенуа подарил Ольге акварель, которой очень гордился отец Ольги. Эти акварели, по словам Ольги, ценились очень дорого. За одну такую акварель Айвазовский заплатил тысячу рублей. Надо отметить, что в наследстве Балабиных нам не удалось обнаружить эту акварель. Возможно, она где-то осела в личных коллекциях иркутян и есть возможность ее отыскать. Ольга, видимо, прислушалась к советам Бенуа и свою судьбу связала с музыкой, театром.
У нее был и прекрасный голос, и ей прочили блестящее будущее оперной певицы. Елена хорошо играла на рояле. В 1913 г. она впервые выступила на большой эстраде. Ее выступление было встречено на бис. Артистка Кржижановская, присутствовавшая на концерте, пригласила ее на юбилейный концерт. Она была удивлена, что Елена играет на сцене первый раз и так хорошо. Первую прекрасную оценку своей игре Елена получила от артиста А. В. Смирнова. Она в его доме сыграла с другим музыкантом в четыре руки танец к "Вальпургиевой ночи». В семье часто устраивали любительские литературно-музыкальные спектакли, концерты, в которых участвовали знакомые гимназисты и гимназистки, в будущем интересные личности. В среде таких "артистов» были Юра Серединский, Коля Баранов, Рихард Бауман, Наташа Рудакова, Тамарина, Блюменталь и другие. Юрий Григорьевич Серединский учился в Политехникуме на агрономическом факультете, но мечтал стать артистом. Наконец в 1909 г. сестры присутствовали на его дебюте в "Семнадцатилетних», где он сыграл замечательно. Он хорошо читал стихи, рассказы. Леонид Правдин остроумный рассказчик, юморист. Но кроме этого, он писал романсы. Пел их сам, но часто пела Ольга Балабина. Например, такой романс, как "Гайда, Тройка. Снег пушистый». Во многих современных сборниках этот романс опубликован под неизвестным авторством. Тогда как Ольга в своем дневнике пишет, что этот романс сочинен Л. Правдиным. Коля Баранов стал моряком. Подруга Ольги Наташа Андриевич писала хорошие рассказы. Рихард Бауман учился в Москве в Политехникуме на медицинском факультете. Из среды учителей сестры отмечали учителя истории Петра Григорьевича Руцкого, который много путешествовал в разных странах. Он прекрасно рассказывал о своих путешествиях гимназистам. Вспоминают учителя рисования Ольгу Ивановну Руцкую, которая стремилась развить способности Ольги Балабиной в рисовании.
Вся семья часто посещала оперы и спектакли не только в Риге, но ездили иногда в Петербург, в Мариинский театр. Сильное впечатление на сестер произвел спектакль "Демон», в котором играла Медея Фигнер. Кстати сказать, среди артистов этого театра у Балабиных был хорошо знакомый их семье артист Александр Васильевич Смирнов.
А. В. Смирнов был другом и однокашником отца Н. И. Балабина. Они вместе учились в военном училище. А. В. Смирнов после окончания училища служил в Московском полку офицером. В это время он женился на бедной любимой девушке. Пока был жив отец, он помогал Александру Васильевичу материально. Но после смерти отца семья А. В. Смирнова осталась только на жалованье офицера, которое было невелико. Вот тогда Н. И. Балабин принял в нем участие. Ему предложили поступить в театр, так как у него был прекрасный голос (баритон). Его прослушали в Мариинском театре. Первый раз А. В. Смирнов пел в "Тангейзере». Публика приняла его хорошо. Второй раз его дебют состоялся в "Фаусте». А. В. Смирнов так волновался, что ему изза этого снизили сумму до 7 тысяч рублей. Так А. В. Смирнов стал впоследствии знаменитым артистом Мариинского театра. В 1908 г. он приезжал в Иркутск с гастролями и выступал в городском театре вместе с примадонной Петербургской оперы Одинцовой О. И. (меццосопрано) и пианистом консерватории А. Ф. Скляревским. Смирнов часто бывал в семье Н. И. Балабина и в Риге и в Петербурге. Однажды в Риге дома у Балабиных должен был состояться концерт А. В. Смирнова. Собралось общество в 40 человек, но неожиданно уехала его аккомпаниаторша. Тогда вышли из положения своими силами. Аккомпанировать ему стала учитель музыки сестер Анна Вагнер и студент скрипач Попов. Смирнов много пел романсов и оперных партий. Концерт был чудесным, как вспоминают сестры. Вообще А. В. Смирнов был любимцем рижской публики, где его всегда восторженно встречали. Вот приблизительно в такой обстановке жили сестры Балабины.
Известно, что в 1913 г. они обе учились в Петербургской консерватории. Но известно и то, что они ее не закончили. В 1915 г. семья в связи с Первой мировой войной переезжает в Иркутск. Это, конечно, связано, прежде всего, с отцом. Он становится начальником Иркутского губернского жандармского управления. Скорее всего, Николай Иванович также не мог отказаться от этого назначения.
Елена здесь поступила в частную музыкальную школу в Высший класс Е. Городецкой и окончила его отлично. В декабре в юбилей школы в 1915 г. она блестяще исполнила "Парафраз». Концерт проходил в Городском театре.
Вообще в Иркутске было немало хороших музыкантов, и в эту среду сестры влились естественно. Школа Е. Городецкой была очень популярна среди музыкантов. Недаром в своей книге И. Ю. Харкеевич писала: "Культурное значение ЧМШ Е. Городецкой, являющейся специальным музыкальным заведением, было велико. Трудно перечислить всех вышедших из стен учителей музыки». (С. 121). Среди этих музыкантов была и Е. Н. Балабина – пианистка.
В 1915 г. она уже выступает в качестве концертмейстера вместе с Вандой Шпаковской и Е. Н. Пелаги в симфоническом оркестре. Кроме того, в эти годы часто давались благотворительные концерты. Один из концертов симфонического оркестра был дан в Общественном собрании на усиление средств для приюта сирот воинов, пострадавших на войне солдат и их семьям. Дирижером был И. П. Райский. Прошел благотворительный концерт по оказанию помощи нуждающимся переселенцам, концерт в помощь героической Сербии и другие. Вообще под руководством И. П. Райского такие концерты проходили систематически. Были также объединенные концерты хора и оркестра. Хор часто состоял из 120 человек с участием солистов. Проходили благотворительные концерты духовно-патриотической музыки при участии хора в 150 человек. Нет сомнения в том, что Елена, как пианистка, тоже не раз принимала участие во многих этих концертах.
Наступило тяжелое время для России. Февральская буржуазная революция 1917 г. докатилась до Иркутска. Начались обыски, аресты. Коснулось это время и семьи Балабиных. 4 марта 1917 г. в охранном отделении на Преображенской был произведен обыск. Но там все агентурные списки и документы были накануне уничтожены.
А 5 марта 1917 г. произведен обыск в помещении Иркутского жандармского управления, начальником которого был отец сестер Н. И. Балабин. Архив был опечатан и увезен. Оружие конфисковано, а сам начальник был арестован. Так семью постигло первое несчастье. Проследить судьбу Н. И. Балабина после ареста не удалось. Но, как известно семья осталась жива. Елена и старшая сестра Ольга продолжали в Иркутске работать в разных музыкальных и общеобразовательных учреждениях Иркутска. Елена Николаевна участвовала в музыкальных субботах. В ноябре 1918 г. она участвовала в концерте в социалистическом клубе им. И. П. Патлых. Концерт был посвящен памяти И. С. Тургенева, любимого писателя Ольги. Поставлена была пьеса "Нахлебник» и потом дан концерт, в котором участвовала известная артистка И. Б. Альперт-Розанова (сопрано), писатель И. Гольдберг, Константинова, Тамарина и др. Елена Николаевна участвовала в концерте как концертмейстер. В период 1918 – 1920 гг. в Иркутске проходили разные реорганизации музыкальных заведений. Создание Народной консерватории, Института изящных искусств, Народного университета. Народная консерватория влилась составной частью в Иркутский государственный музыкальный университет, в который вошли и национализированная частная музыкальная школа Е. Городецкой и музыкальные курсы В. П. Беляева.
Работать музыкантам было трудно. Разруха в стране после гражданской войны отзывалась на музыкантах, а вернее на их материальном положении. Но, несмотря на это, в университете проходили многочисленные концерты, на которых широко пропагандировались лучшие образцы классической музыки. Проходили совместные концерты преподавателей и учащихся. В среде преподавателей были обе сестры. Они являлись руководителями вокальных ансамблей, драматических кружков в школах, рабочих клубах. Ольга Николаевна с 1925 г. работала в средней школе № 1 (ныне школа № 72) и № 11 в качестве преподавателя пения и музыкальной грамоты. Более 20 лет посвятила она школьникам. Она научила их не только петь, но и обучила их нотной грамоте. Ее ученики, участвующие в драматических кружках, поступали в разные училища страны. Так, одна из ее учениц Ева Рогова в 1935 г. уехала в Москву и поступила в лучшее тогда театральное училище им. Щепкина. В приемной комиссии были артисты Малого театра Пашенная, Грузинский, Судаков и др. После экзаменов она стала студенткой этого училища. Из учеников Ольги был и ученик Брустин, который поступил в ГИТИС, как комик, но учиться ему не пришлось, его взяли армию. Служил он в Иркутске.
В 1920 г. в Иркутске был создан новый творческий коллектив "Симфоопера». В ее состав входило 34 певца, 16 артистов, 36 музыкантов. Она была создана на основе театрального коллектива "Русская опера». Ее солистами были известная артистка Петроградской музыкальной драмы И. Б. Альперт-Розанова (сопрано), П. Г. Нежинский (тенор), С. Э. Торгут (баритон), Н. А. Оржельский (тенор), Н. Г. Соболева (сопрано) и др. Концертмейстером были избраны Е. Н. Балабина, Л. И. Манассеина, Б. М. Лазарев. Особой любовью у иркутян пользовались И. Б. Альперт-Розанова, П. Г. Нежинский, Н. А. Оржельский. Со многими из них Е. Н. Балабина работала в "Симфоопере». Недаром на своем фото в 1924 г. солист оперы Торгут С. написал: "На добрую память Е. Н. Балабиной от искренне уважающего товарища по работе во славу искусства в течение пяти тяжелых лет».
В симфонических концертах, проходивших в Иркутске, звучали произведения Чайковского, Глинки, Грига, Вагнера, Шуберта, Шопена и др. Была развернута большая культурно-просветительская работа в рабочих клубах Иркутска и его предместьях. Ставились лекции-концерты, спектакли. В 1922 г. "Симфоопера» лишилась государственной поддержки и была закрыта. В 1924 г. в Иркутске работало 5 клубов при Губпрофсофе, клубы коммунальников, совработников, Нарсвязи, Маратовский рабочий клуб. Открылся музыкальный техникум. Во многих из этих клубов работали и сестры Балабины.
Музыкальная жизнь Иркутска, несмотря на все трудности, не прекращалась. Ольга Николаевна активно трудилась на благо культуры в школах и вузах Иркутска. Среди ее учениц была и Маруся Викс, впоследствии известная певица, с которой обе сестры не прекращали связи до конца жизни. Работая в Свердловском оперном театре, Мария Викс часто писала сестрам о своих успехах и спектаклях. В своих воспоминаниях преподаватель Политехнического института писала: " Музыкальное дарование девочки оценили знаменитые педагоги Иркутска сестры Балабины, которые и дали ей первоначальную школу игры на фортепьяно и развили вокальные данные. И эта первоначальная школа была настолько основательной, а природные данные ученицы настолько блестящи, что руководство театра М. Шлуглейт, решило привлечь 17 летнюю М. Викс к главной роли в "Периколе». Дебют прошел хорошо. О. Н. Балабина была прекрасным педагогом и руководителем вокального пения. Кроме того, собственное дарование М. Викс дали прекрасные результаты этой будущей певицы. Ольга Николаевна и Елена Николаевна сыграли большую роль в ее умении подбирать репертуар, развили в ней лучшие музыкальные качества в этом плане. До последних дней следили они за карьерой певицы в Свердловской опере. М. Викс вместе с Борисом Константиновичем Корентели часто писали Елене Николаевне о себе.
Ольга Николаевна была замечательным организатором массовой детской художественной самодеятельности в школах города. К работе в самодеятельности она привлекала учащихся из других школ. Она давала великолепные образцовые уроки, так что у присутствующих на них учителей и руководства образования они вызывали восхищение.
Ольга Николаевна принимала участие во многих концертах вместе со своими коллективами.
Обе сестры продолжали посещать театры и концерты в Иркутске. Но без музыки они жить не могли. Этим они жили всю сознательную жизнь. Ольга еще гимназисткой пыталась сочинить оперу на произведение И. С. Тургенева "Песнь торжествующей любви». Эту вещь, Ольга прочитала, еще являясь гимназисткой четвертого класса. Она произвела на нее огромное впечатление. Ольга решила сочинить оперу. Она подробно описала в своем дневнике все действия оперы, сцены, партии, звучание каждой музыкальной партии, свои представления каждой сцены, и даже какой должен быть занавес.
Музыка была для сестер жизнью и профессией. Поэтому неудивительно, что они участвуют во многих как юбилейных концертах, посвященных композиторам, так и в благотворительных концертах. Елена Николаевна зачастую работала концертмейстером с известными артистами, гастролировавшими в Иркутске. В 1923 г. должен был состояться совместный концерт оркестра народных инструментов и Великорусского оркестра в пользу Краснознаменного военно-воздушного флота, для выработки программы и общего руководства концерта выбрали Е. Н. Балабину, Загорскую, Павлова, Райковскую, Н. Рубину, Городецкого и др. С 1921 по 1924 гг. в Иркутск побывали многие известные артисты.
Концертмейстером была Елена Николаевна и у гастролировавшией в Иркутске в 1924 г. солистки Русской оперы исполнительницы романсов и русских песен Анны Ивановны Загорской. Вместе с ней был солист Русской оперы Н. Князев. А. И. Загорская была в Иркутске неоднократно. Еще в 1917 г. она гастролировала в городе и выступала в Общественном собрании, как исполнительница романсов. В те годы ее сопровождал пианист, композитор и скрипач. В 1936 г. А. И. Загорская снова приезжала в Иркутск и выступала в ТРАМе, где Елена Николаевна была художественным руководителем. Гастролировала А. И. Загорская и в 1940 г. в Иркутске, как исполнительница песен народов СССР. В этом году она дала большое количество благотворительных концертов. Выступления ее проходили в помещении Драмтеатра и других местах.
Близкими друзьями Елены Николаевны стали известные оперные артисты из Красноярска – супруги Словцовы. Впервые в 1924 г. в Иркутске прошел концерт Маргариты РиолиСловцовой (сопрано) и П. И. Словцова (тенор) в Совнардоме. В 1925 г. они в Советском театре участвовали в опере Даргомыжского "Русалка». Это были их гастроли в течение месяца. Все эти концерты проходили с большим успехом. П. И. Словцов умер в 1934 г. в Красноярске. На своем фото Маргарита Словцова написала: "В память многолетних, испытанных, добрых, дружеских отношений милым сердечным сестрам от преданной Маргариты РиолиСловцовой». Последние годы Риоли Словцова много работала в Красноярском училище педагогом. В 1953 г. отмечали в Красноярске ее 30летний юбилей педагогической деятельности. Продолжала она также петь в театре и на радио. Хотелось бы отметить очень интересный факт из их жизни. Это знакомство Петра Ивановича и Маргариты Словцовых с Ф. Шаляпиным. В их доме стояли портреты с автографом Ф. Шаляпина и известного скрипача профессора Московской консерватории М. Г. Эрденко. Маргарита РиолиСловцова умерла в 1954 г.
Елена Николаевна, являясь концертмейстером с 1933 по 1937 г в концертно-эстрадном секторе Востсибкрая, много работала с интересными и талантливыми певцами. Близкой подругой стала она с известной певицей Лидией Герасимовной Мельниковой с чудным голосом (лирикоколоратурное сопрано). В 1936 г. в Иркутске прошел ее гастрольный концерт при участии И. В. Дунаева (гавайская гитара), Д. И. Шувалова (баритон). Летом 1939 г. ее слушала в Иркутске комиссия с участием Радзиевского. В качестве экзамена ей еще дали дебют Ольги в "Евгении Онегине». После этого ее направили в Новосибирск, где Лидия Герасимовна стала солисткой Новосибирской филармонии. Она прошла большой артистический путь. Пела на эстраде, блестяще выступала в Иркутске и других городах страны, исполняя заглавные партии в "Царской невесте», "Травиате», "Риголетто». Двадцать один год своей жизни и творческой деятельности отдала она Новосибирску. В суровые годы Великой Отечественной войны Лидия Герасимовна несла свои песни на фронт, выступая в блиндажах, в землянках перед воинами Советской Армии. После победы пела в театрах страны, сельских клубах, на полевых станах. Сотни тысяч концертов спето ею за свою жизнь. До конца своей жизни она вела переписку с Еленой Николаевной, в которой рассказывала о своей деятельности и жизни.
В летний сезон 1926 – 27 гг. Е. Н. Балабина гастролировала в Чите вместе с артистами театра рабочей молодежи. Надо отметить, что коллектив ТРАМа до января 1929 г. проводил свои репетиции в разных помещениях города. Тоже происходило и с концертами. Чаще проводились их мероприятия в доме печатников или в кинотеатре "Новый». Наконец, в январе 1929 г. городской совет получает от наркома просвещения А. В. Луначарского письмо об официальном открытии в Иркутске ТРАМа. В нем А. В. Луначарский поддержал инициативу организаторов театра. 24 мая 1929 г. в Клубе печатников состоялось общее собрание творческого коллектива театра, где обсуждался вопрос о работе театра. Весь май коллектив давал концерты с участием мастеров пения. Театр подготовил первый свой спектакль "Бузливая когорта». В клубе печатников было проведено его обсуждение. А 10 августа состоялась премьера спектакля в помещении Городского театра в постановке В. Г. Брауэра. Коллектив дал 7 постановок. Театр набирал силу и популярность. С этим спектаклем коллектив ТРАМа был отправлен в части Особой Дальневосточной Красной Армии.
Когда в Иркутск приехала на гастроли труппа из Краснозаводского театра в октябре 1929 г. было собрано общее собрание коллективов театров и руководства ТРАМа, где работала Елена, для увязки совместной работы. В составе приезжих были ведущие актеры И. С. Громов. И. П. ОгоньДогановский, М. М. Каплун и др. После выработки общей программы был поставлен спектакль по пьесе А. Г. Глебова "Инга», в котором принял участие и вспомогательный состав ТРАМа.
Из труппы Краснозаводского театра Е. Н. Балабина близко познакомилась с М. М. Каплун, с которой они немало работали вместе в сезон 1929–30х гг. Позднее М. М. Каплун осталась в Иркутске. Из гастролировавших артистов в Иркутске в эти годы Е. Н. Балабина познакомилась с еще одним артистом из Омска К. М. Адамовым, который в 1943 г работал в Ивановской музкомедии. На своей фотографии К. А. Адамов написал: "Вспоминай когда-нибудь изредка совместную службу в Иркутске и Омске». Эта надпись свидетельствует о том, что Елена Николаевна много ездила с концертами в другие города.
В качестве хористки в Иркутской оперетте при директоре Шлуглейт работала одна из учениц Елены Балабиной Вера Николаевна Пальчинская. Она работала в театре одновременно с М. Викс. Часто бывала в доме сестер Балабиных, репетируя спектакль "Броненосец Потемкин». В 1931 г. она работала в Москве на эстраде. В. Пальчинская не забывала своих наставниц, даже уехав из Иркутска, продолжала писать сестрам о своей жизни.
В эти же годы с труппой музкомедии в качестве дирижера был И. И. Гладунюк, с которым Е. Н. Балабина работала в течение четырех лет. Затем они до конца своей деятельности переписывалась. Иосиф Иванович Гладунюк после Иркутска работал во многих городах Союза. Наконец, с 1938 г. стал главным дирижером в Ивановском театре музкомедии, где работал до 1962 г.
В 19291930 г. г. в Иркутске постоянно проходили выставления ТРАМа, где Елена и Ольга вели кружки вокалистов. Нужно отметить, что окружком ВЛКСМ уделял большое внимание работе с молодежью, которая участвовала в работе ТРАМа. По инициативе ВЛКСМ проходили, например, субботы коллектива "Власть труда», а позднее "Восточно-Сибирской правды» с коллективом ТРАМа. Так, в 1929 г. , была организована встреча с Ленинградским театром "Пролеткульт», который поставил в Иркутске спектакль "Шлак». На встречах коллективы рассказывали друг другу о своей работе, делились успехами, неудачами, планами.
Елена Николаевна работала в ТРАМе в качестве концертмейстера и хормейстера по договору с октября 1934 г. по октябрь 1935 г. Кроме того, она заведовала музыкальной частью. Зарплата ее составляла 650 рублей за 25 рабочих дней, и в ее обязанности входило обслуживание концертных выступлений в театре и во всей работе театра, организуемой в Иркутске. Использовалась она и как оркестровая пианистка. Нагрузка Елены Николаевны была большая, но она любила свою профессию.
В 1930 г. артисты ТРАМа участвовали в подготовке концерта местных творческих сил. Были подготовлены отдельные сцены из оперы "Евгений Онегин». Это сцена в усадьбе Лариных, сцена дуэли, сцена с письмом Татьяны. В спектакле участвовали хор, оркестр, солисты. Дирижером был А. С. Морген. Концертмейстером была Елена Николаевна Балабина. Концерты прошли в Городском театре.
Выше уже отмечалось, что ТРАМ не имел своих помещений, и солисты выступали в разных местах. Поэтому в 1931 г. коллектив театра рабочей молодежи обратился с открытым письмом в Оргбюро ВЦСПС по Восточно-Сибирскому краю, где было освещено тяжелое положение в связи с отсутствием постоянного помещения, и просил дотации и также передать театру помещение кинотеатра "Новый». На 193031гг. на содержание ТРАМа Президиум ВЦСПС утвердил смету в 40 тысяч рублей, в том числе иркутский горсовет выделил 10 тысяч рублей.
Коллектив не сидел и ждал решения, а подготовил концерт, который должен был состояться в городском театре с целью сбора средств на строительство Всесоюзного дворца искусств. В программе прозвучали арии, дуэты и сцены из оперетт "Баядера», "Сильва», "Жрица огня» и "Розмари». В концерте участвовали артисты М. И. Матео и С. М. Смородинов. Дирижером был С. Берггольц и А. Кери, концертмейстером – Е. Н. Балабина. Часто выезжали с концертами в Хайту, Слюдянку, Зиму, Черемхово и другие места Иркутской области.
Большой благотворительный концерт был дан в пользу инвалидов, в котором приняли участие певцы, писатели, музыканты.
На 9м съезде ВЛКСМ в 1931 г. ТРАМ г. Иркутска был отмечен как один из лучших театров рабочей молодежи, занявший 3е место в смотре театров Советского Союза. Это была высокая оценка работы театра. В этом, конечно, была и часть заслуги Е. Н. Балабиной.
В этом же году театр поставил новую пьесу "Дай пять», с которой коллектив выступал на слете культармейцев. Наряду с развертыванием работы на производственных предприятиях, коллектив ТРАМа, наметил провести большую работу в местных частях РККА. Весной 1931 г. был сформирован ансамбль при Восточно-Сибирском радиокомитете, который вскоре стал настоящим симфоническим оркестром под управлением М. Калиновского. С 1935 г. дирижером этого оркестра стал С. М. Огарев, с которым у Елены Николаевны сложились теплые дружеские отношения, их совместная работа до 1954 г. позволила Сергею Маргеловичу высоко оценить ее человеческие качества и качества талантливого музыканта.
С 1931 по 1934 гг. в Иркутске работала постоянная оперная труппа с сильными голосами. Иркутяне надолго запомнили этих певцов, таких как И. Б. Альперт-Розанова (сопрано), Б. И. Альбицкая (сопрано), А. М. Колобов (баритон) (впоследствии заслуженный артист, работал в Одесской опере) и других. Е. Н. Балабина часто работала с ними в качестве концертмейстера. Неудивительно, что фото Б. Альбицкой и А. Колобова были подарены Елене Николаевне. В этой оперной труппе выступали, как правило, хор и оркестр.
Посещения театров, работа с профессиональными артистами расширяли круг знакомств сестер. Они были знакомы со многими известными артистами, режиссерами, дирижерами. Часто их приглашали на просмотр новых постановок и обсуждения их. Так Елена и Ольга участвовали в просмотре и обсуждении спектакля "Сон в летнюю ночь» молодежного коллектива Городского театра, спектакля "Гейша» в клубе транспортников и других спектаклей. Они никогда не отказывали в помощи и советах.
В 1930е гг. в Иркутском театре музкомедии в качестве режиссера работал Г. К. Крыжицкий. Он не только ставил спектакли, но и читал лекции на тему: "Пути и задачи современного театра». Г. Крыжицкий являлся автором многих книг, посвященных театру. Еще до приезда в Иркутск в Москве и Ленинграде у него вышло несколько книг. Многие из них он подарил Елене Николаевне. На книге "Экзотический театр» он написал: "Почетной гражданке кулис на память о коммуне четверых. 17 декабря 1931 г. » Такая надпись свидетельствует о дружеских отношениях между ними. А вот надпись на другой книге: "Эксзавхозу нашей бытовой коммуны. Дружная четверка. Е. Н. Балабиной в день "Золотой тайги» 3 июля 1931 г. Новосибирск». Расшифровать, кто это дружная четверка, не удалось. Последняя книга, которая находится в коллекции Е. Балабиной, вышедшая в Москве в 1959 г. , также была подарена Елене Николаевне. Это книга о Николае Охлопкове. На ней Г. К. Крыжицкий написал: "Дорогому старому другу от горячо и искренне любящего автора». Среди книг Крыжицкого есть и такая, которая, конечно, нужна была обеим сестрам для работы. Это "Советы руководителю драмкружка». Особенно такая книжка необходима была Ольге Николаевне, которая вела драматические кружки. Переписка с Г. К. Крыжицким у сестер была постоянная. О своей режиссерской работе в Кировском драматическом, Марийском театре он постоянно сообщал сестрам.
Все книги были подписаны лично Елене Николаевне. Я не сомневаюсь, что все эти книги по вокальному пению, клавиры, ноты собранные в библиотеке Балабиных, были им необходимы в их профессиональной работе. Библиотека насчитывала более 2000 экземпляров книг, нот, клавиров. Это богатая профессиональная библиотека. Большей частью ею занималась Елена Николаевна. Она покупала книги через Иркутский бибколлектор. Много книг присылали друзья. Особенно большую помощь в комплектовании их библиотеки оказывал Илиодор Илиодорович Удимов. Вплоть до его смерти в 1955 г. он из Ленинграда постоянно старался прислать книги для сестер. Елена посылала ему деньги в Ленинград, а он высылал ей посылки с книгами. И. И. Удимов был похоронен рядом с учителем дочери Удимова М. К. Азадовским на Больше-Охотском кладбище.
Многие ноты имеют автограф Балабиной. Малая часть этой библиотеки в настоящее время хранится в фондах краеведческого музея. Все ноты были разложены по темам: классические произведения, романсы, песни народов СССР, песни иркутских композиторов , комсомольские песни и другие. В повседневной работе эти книги часто использовались. Это видно по состоянию книг и нот. На некоторых клавирах имеются надписи. Так клавир "Корневильские колокола» имеет надпись дирижера С. М. Огарева. Елена Николаевна им очень дорожила. В 1941 г. этот клавир взяли у иркутского дирижера Д. Т. Голика без разрешения и увезли в Красноярск. Этот спектакль должны были ставить с приехавшим туда Днепропетровским театром. После его вернули Елене Николаевне.
Круг знакомств Елены Николаевны был очень широк. Друзья у нее были во многих городах Советского Союза. Она вела большую переписку. Это были письма из Алма-Аты, Фрунзе, Москвы, Ленинграда, Красноярска, Новосибирска, Львова, Иванова и других городов страны. На востоке страны друзей у нее было меньше. Это и понятно. Многие артисты уезжали из Иркутска на запад, а не на восток. До 400 писем хранится в фондах музея. Самое главное, что можно сказать о людях, писавших Елене Николаевне в Иркутск, это все известные в стране певцы, дирижеры и артисты. Все они начинали свою творческую жизнь в Иркутске. С ними Елена Николаевна работала в качестве замечательного концертмейстера. Вот что писала один из адресатов из Ленинграда Татьяна Николаевна Фигнер: "Дорогая Елена Николаевна мы продолжаем работать в Областном театре оперетты. Вас часто вспоминаю при разучивании новых партий. Нет концертмейстеров. Есть пианисты, но не концертмейстеры!» Т. Н. Фигнер дочь известного русского певца Н. Н. Фигнера, солиста Мариинского театра. Т. Н. Фигнер и П. З. Фисенко много лет проработали в Сибири. В 1935 г. они вступили в брак в Иркутске. Работали в Читинской музкомедии под руководством Л. Ю. Сагайдачного. Уехали к себе на родину в Ленинград в начале 1941 г. С Еленой Николаевной они тоже были добрыми друзьями. До конца своей жизни в 1974 г. писали сестрам о своей творческой и личной жизни.
Только по тем материалам, что сохранились в музее можно с полным правом сказать, что Елена и Ольга Балабины играли большую роль в развитии музыкальной культуры в Иркутске. Некоторые из их учеников стали артистами, другие повысили свой культурный и музыкальный уровень, хотя в дальнейшем, может быть, они работали в других областях. Но нет сомнения в том, что участие их в художественной самодеятельности пригодилось им в жизни. Взять хотя бы Леонида Харитонова, которому сестры помогли стать известным певцом. В своих письмах он много об этом пишет.
В 30е годы в городе проходили смотры, конкурсы, олимпиады художественной самодеятельности. Обе сестры принимали большое участие в этих мероприятиях. Так в 1935 г. в Иркутске прошел Первый весенний фестиваль художественной самодеятельности. Организатором был Отдел по делам искусств. Елена Николаевна была членом жюри этого фестиваля. Ольга Николаевна много работала в образцовой школе № 1 и № 11 . За свою активную работу по развертыванию художественного воспитания и участию в перестройке школьной работы на базе политехнизма, как тогда выражались в органах управления образованием. Президиум городского совета по итогам работы 19351936 гг. премировал ее курортом и грамотой за высокие показатели учебно-воспитательной работы. Она не раз участвовала в городских смотрах, конкурсах.
Кроме работы в школах, Ольга Николаевна принимала активное участие в работе Радиокомитета в 193536 гг. в Отделе детских передач. Его редактор Безнасько так отмечает эту работу: "Первая Ленинская образцовая школа дала ряд ценных и показательных выступлений. Особенно выступление 3го краснознаменного класса при исполнении им музыкальной пьесы "Подарки Октябрю» заслуженного преподавателя МУЗО Ольги Николаевны Балабиной». (ИРОМ 50055)
Ольга Николаевна ставила силами учащихся разные спектакли. В 1935 г. она поставила спектакль "Стрелок Телль». За постановку этой пьесы школьный коллектив был премирован грамотой и деньгами в 150 рублей. Было отмечено высокое качество работы театра, удачное сочетание музыки и драмы. Положительно было отмечено привлечение к спектаклю учащихся из других школ города. Активное участие Ольга Николаевны приняла со своим коллективом во 2–й Олимпиаде школ Сталинского района. За отличное руководство драматическим кружком Ольга Николаевна была награждена, кроме грамоты, портфелем с монограммой за подписью Секретаря Сталинского райкома ВЛКСМ Шаравина. Надо отметить, что райкомы комсомола вели большую работу среди молодежи и школьников, поддерживая все лучшие начинания молодежи. (ИРОМ 500517)
Ольга Николаевна показала себя мастером педагогом и талантливым организатором детского самодеятельного театра. "Она поставила силами учащихся ряд больших пьес в том числе "Робин Гуд», "Стрелок Телль», "Дети Индии», привлекая к участию в каждой из них до 100 человек и выше. Она сумела найти много талантливых ребят и вела с ними систематическую работу по их росту. Последняя постановка "Дети Индии» пользовалась исключительным успехом учащихся. Особенностью Ольги Николаевны является то, что она делает все для того, чтобы результаты своей работы, сделать достоянием всего города, стремясь пробудить детскую самодеятельность в других школах». Так писал директор школы Прозоровский в 1936 г. о работе Ольги Николаевны. (ИРОМ 50056)
В 1937 г. ее посылают в Москву на курсы повышения квалификации музыкальных работников при Центральном институте повышения квалификации кадров народного образования. Курсы проходили почти целый месяц с 19 мая по 14 июня. По всем предметам на учебе у нее были отличные отметки. Она получает удостоверение персонального звания учителя средней школы за подписью Комиссара Народного Просвещения П. Тюркина. (ИРОМ 50052,4). После курсов она продолжает работать в школах как преподаватель пения. Ею была разработана целая программа курса сольного пения.
За время работы Е. Н. Балабиной в ТРАМе прошло немало спектаклей, где она как художественный руководитель должна была много работать. В октябре 1936 г. в филиале ТРАМа ТЮЗе прошли спектакли "Конекгорбунок», "Разбойники». Проходили гастроли Государственной филармонии. В программе прозвучали произведения советских поэтов и композиторов. В Городском театре был проведен вечер художественной самодеятельности. Концерт составлен был из 2х отделений. Танцы готовил балетмейстер В. П. Славич и Н. В. Гаев, Дирижером духового оркестра был И. М. Гершевич, концертмейстером была Е. Н. Балабина.
С большим успехом в период 19341939 гг. в Иркутске проходили гастроли разных театров. В Городском театре проходили спектакли Московского театра ВЦСПС. Иркутяне увидели спектакль Ф. Вольфа "Матросы из Каттара», И. Зарли "Улица радости», К. Финн "Вздор» и др. Гастроли Новосибирского Государственного театра оперы и балета проходили в помещении Дворца культуры профсоюзов (Ленина,35(2)). В течение четырех месяцев гастролей иркутяне могли посетить оперы "Кармен», "Чиочиосан» и др. Гастроли проходили с июля по октябрь.
4 февраля 1937 г. был создан молодежный театр для детей и юношества путем слияния ТРАМа и его филиала ТЮЗа в единый коллектив. Труппа состояла из 15 человек. Директором и художественным руководителем стал Яковлев. Уже 10 февраля они поставили новый спектакль Глобы "Пушкин».
Еще одна выдающаяся личность, с которой сестры были знакомы, это заслуженный деятель искусств, профессор Московской консерватории, композитор Р. М. Глиэр. Здесь в Иркутске состоялось замечательное событие премьера его балета "Красный мак» при участии солистов балета Е. Эльпауз и М. В. Васютинского. Интересно отметить, что каждый раз по приезде в Иркутск на свои концерты в качестве солистки он приглашал иркутскую оперную певицу Клавдию Андреевну Булгакову (меццосопрано). Р. Глиэр очень любил иркутскую публику, поэтому часто приезжал в Иркутск. Его выступления проходили в разных помещениях. Так в 1936 г. он выступал на концерте, исполняя свои произведения сам. Солисткой была та же К. Булгакова, которой семья Балабиных была близко знакома, как и с Р. Глиэром. Композитор подарил свой концерт для голоса с оркестром Ольге Николаевне.
Клавдия Андреевна Булгакова была замечательной певицей. Большую часть своей концертной деятельности она провела в Иркутске. Но, как и все артисты выезжала на гастроли. В частности она в 1948 г. была на гастролях в Красноярске. К. А. Булгакова выступала тогда в Абакане. Дала пять концертов в Ачинске. Ее слушали в Минусинске, Шире. Принимали ее замечательно. Много было цветов и оваций. Голос ее звучал прекрасно. Она пела такие песни, как "Соловей», "Вальс» Штрауса, "Ах ты время…», "Зачем тебя я милый…» и другие.
В юбилейные даты композитора Р. Глиэра сестры Балабины и К. А. Булгакова часто посылали Р. Глиэру совместные телеграммы (в 1940, 1950 гг. ). В одной из ответных телеграмм Р. Глиэр написал: "Искренне благодарю Вас и Елену Николаевну за теплое приветствие. Преданный Глиэр». В 1955 г. Елена и Ольга поздравили Р. Глиэра с 80летием и получили в ответ открытку от дочери композитора Нины Глиэр, в которой она пишет: "Уважаемая Елена Николаевна. Папа Вас от души благодарит за поздравление и добрые пожелания и шлет Вам свой привет. Нина Р. Глиэр». Р. М. Глиэр умер в 1956 г.
В предвоенные 19391940 гг. в Иркутске на радиокомитете в качестве солистки работала интересная певица Вера Чекулаева, с которой Елена Николаевна также была близко знакома. Ее муж, врач, работал в городе начальником госпиталя. Впоследствии он стал академиком и в 1949 г. был награжден орденом Ленина. В конце 1940 г. они переехали в Ленинград. В 1940 г. она участвовала в конкурсе вокалистов на лучшее исполнение произведений П. Чайковского и завоевала вторую премию из 75 человек, участвующих в этом конкурсе. Председателем конкурса был Д. Шостакович. В. Чекулаева писала Елене Николаевне: "Это с вашей легкой руки я одержала такую большую победу». Весь первый военный 1941 г. Вера Чекулаева писала Елене письма. Нельзя без волнения читать ее письма из блокадного Ленинграда. В. Н. Чекулаева работала на эстраде и в Ленинградской филармонии.
Она часто вспоминала свои занятия с Еленой Николаевной. "Вспомнились наши занятия с вами, а я их очень любила, наши беседы. Вы так много сделали для меня, может быть, сами не сознавая этого. Все Ваши, хотя и беглые разговоры о прочитанных книгах, ваши советы, все это впиталось глубоко в меня. Вы даже не знаете, как вы стали мне дороги и близки».
Елена Николаевна оказала помощь своей бывшей ученице Елене Николаевне Слепковой, которая из Иркутска переехала в Москву. Это было уже после войны, когда в стране, в частности в музыкальной жизни страны, шли разные перестройки. Е. Н. Слепкова окончила институт Гнесиных, работала в Харьковской опере в качестве солистки. По семейным обстоятельствам переехала в Москву. Но там шло большое сокращение в концертных бригадах. Е. Балабина обратилась с просьбой о помощи к известной певице Надежде Казанцевой. Так бывало часто, когда к ним обращались за помощью и по мере своих возможностей сестры откликались на просьбы.
Предвоенный 1940 г. в Иркутске был богат музыкальными мероприятиями. Состоялся конкурс, посвященный 100летию со дня рождения П. И. Чайковского. Многие коллективы приняли в нем активное участие. Конечно, сестры Елена и Ольга Балабины не могли остаться в стороне от этого конкурса. Это был один из любимых их композиторов. Конкурс проходил в Доме культуры профсоюзов. Здесь Ольга Николаевна вела вокальный кружок. За прекрасное исполнение солистами и вокальными группами произведений П. И. Чайковского обе сестры были награждены почетными грамотами. Кроме того, в Иркутске проходили смотры и конкурсы вузов города. 10 апреля 1940 г. проходила 4 Олимпиада художественной самодеятельности города. Ольга Николаевна работала во многих институтах в качестве руководителя художественной самодеятельности. Программа была очень насыщенной и интересной. В течение 2х дней выступили почти все вузы города. На этой Олимпиаде Елена Николаевна была членом жюри. На концертах прозвучали попурри из опер "Пиковая дама», романсы М. Глинки, народные песни. Студенты Горно-металлургического института поставили комическую оперу "Запорожец за Дунаем» в 3х актах. Всю постановку осуществляли студенты. В опере участвовало 150 человек. Этот фестиваль вузов стал замечательным показом творческих сил молодежи в Иркутске. Руководители кружков этих вузов вложили немало сил и таланта в их подготовку. Ольга Николаевна работала художественным руководителем много лет в педагогическом, сельскохозяйственном институте, Доме профсоюзов и других местах. Кроме того, Ольга Николаевна много сил отдавала как педагог музкомедии. За серьезную и углубленную работу в качестве педагога в театре, давшую значительные результаты в части вокальной подготовки ряда актеров, директор музкомедии Л. Ю. Сагайдачный объявлял ей не раз благодарности. (ИРОМ 500525)
В годы Великой отечественной войны сестры продолжали работать с той же энергией. Елена Николаевна работала в филармонии в качестве художественного руководителя вплоть до 1953 г. Ольга Николаевна трудилась в тех же школах, кружках художественной самодеятельности, воспитывая патриотические чувства, любовь к Родине среди молодежи. Работала она и в Доме народного творчества, Доме профсоюзов.
Ольга Николаевна нередко в годы войны с детской художественной самодеятельностью выступала в госпиталях Иркутска. В течение 19431945 гг. вокальный женский ансамбль Пединститута, который вела Ольга Николаевна, занимал на городских смотрах первые места и не раз отмечался Иркутским Горисполкомом, иркутским Городским Комитетом комсомола, Областным Комитетом высшей школы. В педагогическом институте Ольга Николаевна работала вплоть до 1957 г.
В июле 1945 г директор Иркутского пединститута Н. Прозоровский отмечал, что художественной самодеятельности в институте уделялось большое внимание. При этом большую роль в этом играла Ольга Николаевна. Институт занимал в течение 19441945 гг. первые места среди вузов города. Почти ежегодно в г. Иркутске проходили смотры художественной самодеятельности.
В 1944 г. также был проведен смотр художественной самодеятельности вузов города Иркутска. Л. Жилкина, председатель Обкома союза высшей школы и научных учреждений, отмечала обилие и разнообразие номеров. Отмечены были вокальные ансамбли и солисты Ольги Николаевны. Многие художественные руководители получили почетные грамоты, в том числе и О. Балабина. 20 лучших исполнителей отмечены грамотами и денежными премиями. С лучшими силами самодеятельности пединститута Ольга Николаевна выезжала с концертами в воинские части. (ИРОМ 50059)
В следующем 1945 г. , подводя итоги следующего смотра, Ольга Николаевна писала: "В областном смотре приняли участие 13400 человек. Художественный уровень неодинаков, но в большинстве это люди одаренные, искренне любящие искусство. В смотре на селе приняли участие 8000 человек. Участники порадовали зрителей образцами самобытного глубоко национального искусства хоровым женским ансамблем с традиционными подголосками. С чувством юмора прочла колхозница Пана Кожа рассказ о том "Как с Гитлером кума покалякала сама». Баяндаевский аймак показал национальное бурятское искусство. Бурятские песни пела ученица первого класса Надя Хабдаева. Черемховский район прислал на смотр татарский ансамбль». Много отличных номеров отмечено было на смотре. В Профсоюзном смотре участвовало 3000 человек. Художественная самодеятельность завода им. Сталина на смотр представила 800 человек с интересными номерами. Ольга Николаевна как член областной комиссии по проведению смотра отмечала, что в результате этого большого мероприятия были выявлены таланты, и некоторым участникам была предложена учеба в музыкальных школах под особым наблюдением специалистов. Предлагалось больше включать в репертуары самодеятельности произведений классики, а также песни, которые поют в Сибири, произведения сказителей, где отражался бы героический труд в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны, воскресить старинные русские народные и солдатские песни. (ИРОМ 488623)
Елена Николаевна с концертами филармонии также выезжала на фронт. В Иркутск был эвакуирован Киевский театр оперы и балета. Из артистов этого театра, артистов Иркутской драмы, ТЮЗА, филармонии, музкомедии, музыкального училища был составлен коллектив, который также вел большую работу в госпиталях города. Они дали 31 концерт на клубных сценах госпиталей, и 85 концертов в палатах. Активное участие в проведении концертов принял весь творческий коллектив музкомедии. Солистка Воробьева дала 27 концертов, Золотов, Ардатова по 24 , Жилина, Загурский, Ильинский, Александрова по 1215 концертов. Часто этими составами и отдельными группами артисты выезжали в действующие части, гвардейскую танковую часть, где дали более 100 концертов.
Сборы с открытых симфонических концертов, проходивших в Иркутске, шли в фонд обороны страны и фонд помощи детям-сиротам и детям фронтовиков.
Сестры Балабины неоднократно награждались грамотами, медалями, памятными подарками. Елена Николаевна неоднократно награждалась за свой труд Почетной грамотой Совета Министров СССР по делам искусств и ЦК профсоюзов работников искусств за заслуги в области культурного шефства над вооруженными силами Союза ССР; грамотой Иркутского Дома Народного творчества по делам искусств за лучшее исполнение произведений великого русского композитора П. И. Чайковского в связи с его 100летним юбилеем. За хорошую подготовку музыкальных произведений П. И. Чайковского с коллективами художественной самодеятельности и вокалистов к конкурсу она была награждена альбомом. За свой труд в годы Великой Отечественной войны Ольга Николаевна награждалась таким подарком, как золотая брошь, и грамотой.
В ноябре 1945 г. Елена Николаевна была награждена Указом Президиума Верховного Совета СССР медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945 гг. Медаль вручена в ноябре 1945 года Начальником Политуправления ВОСТСИБВО полковником Поморцевым. (ИРОМ 496630). Кроме того, в 1946 г. она получает вторую медаль "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 19411945 гг. » от имени Президиума Верховного Совета СССР. Медаль была вручена 29 марта 1946 г. (ИРОМ 496629)
22 августа 1945 г. Ольга Николаевна Указом Президиума Верховного Совета СССР была за свой труд награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. » от 6 июня 1945 г. за № 246232. (ИРОМ 500516)
Получив медали за свой самоотверженный труд, сестры не почили на лаврах. Любовь к музыке, театру впитанных ими с детства не могли их оторвать от своей профессии. Обе продолжали трудиться на благо искусства в нашем городе. В 194547 гг. Ольга Николаевна продолжает работать с вокалистами многих вузов. На смотре в 1946 г. ее вокальный ансамбль в составе 15 человек был награжден грамотами. Отмечено исполнение песен Соловьи», народная песня "Родина», отрывок из оперы "Аскольдова могила». Отлично были исполнены песни "Ласточка», "Морская песня» и др. (ИРОМ 500515,15а). В 1948 г. обе сестры участвуют как делегаты на областной научнотворческой конференции, посвященной 30летию Советского театра в Иркутске. Конференция была организована Иркутским отделением Всероссийского театрального общества, членами которого были обе сестры. На конференции выступил председатель Иркутского исполкома И. М. Никольский о задачах работников искусств. Заслушаны были также выступления театральных критиков – Л. Л. Жуковой, Л. М. Фрейдкиной, П. П. Маляревского, А. Я. Шнеер.
В сентябре 1949 г. Елена Николаевна ездила по вызову Управления музыкальных учреждений СССР на Всесоюзное совещание от Иркутской филармонии. Основным вопросом на совещании были музыкальные лектории при филармониях, проблемах, задачах. (ИРОМ 492814). В этом же году она выезжала в Москву на совещание по вопросам концертной деятельности гастрольного бюро.
В 19471949 гг. руководством филармонии поднимался вопрос о возможной помощи бригадами филармонии развитию в селах художественной самодеятельности. Елена Николаевна отмечала, что руководство сельских местностей не придавало ни малейшего значения работе художественной самодеятельности. На первом месте для них всегда стоит вопрос выполнения производственных планов. Иркутская филармония проводила со своей стороны большую работу по улучшению состава, посылаемых в село бригад. И ряд бригад филармонии смело могли поставить свое искусство в пример художественной самодеятельности и своим творчеством дать толчок к поднятию культурного уровня сельского населения. Выезжали во многие районы Иркутской области, где пытались помочь советами и своим творчеством художественной самодеятельности сел и районных поселков.
В 1950 г. наконец-то филармония получила концертный зал. До этого момента филармония часто проводила концерты в ТЮЗе и других местах. В своем письме к режиссеру Г. К. Крыжицкому в 1951 г. Елена Николаевна писала: "Организовали в филармонии оперную группу. Будем демонстрировать оперные отрывки, монтажи. Надеемся, что эта группа будет ядром будущей оперы в Иркутске. Оперетта надоела, посещается слабо. Просматривается тяга к опере. Это видно по гастролям Бурятского оперного театра в Иркутске». (ИРОМ ВС 490438)
С получением своего концертного зала филармония (директором тогда был И. М. Олейников) развернула большую работу в 19501951 гг. Елена Николаевна работала ее художественным руководителем. В филармонии прошло много концертов. В частности один из концертов был подготовлен Еленой Николаевной по произведениям советских композиторов. Это был "Вечер камерной музыки». В программе звучали романсы, песни, инструментальные произведения. В соответствии со временем проходили вечера по таким темам как "Образ советского молодого человека сталинской эпохи». В этом концерте прозвучали отрывки из повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке», "Василий Теркин» А. Твардовского, "Молодой гвардии» А. Фадеева и др. Исполнялись песни В. Соловьева–Седого. Звучали классические произведения Л. Бетховена, П. Чайковского. (ИРОМ ВС 401313). Проходили также концерты-беседы, посвященные памяти В. И. Ленина.
Большой концерт-беседа по советской песне был подготовлен Еленой Николаевной. В программе прозвучали произведения И, Дунаевского, В. Соловьева-Седого, Д. Шостаковича и др. Лекцию составила сама Е. Балабина. Несмотря на волнение, лекция прозвучала хорошо. Этим концертом был открыт сезон 1954 г. В планах у Елены Николаевны было создание детской филармонии, ансамбля песни и пляски.
Кроме того, Елена Николаевна организовывала концерты и с приезжими артистами. Так ею был организован концерт известной пианистки Татьяны Петровны Кравченко из Москвы. Она очень хотела после гастролей в Новосибирске приехать в Иркутск и выступить здесь с оркестром. В ее репертуаре были две вещи с симфоническим оркестром, произведения Шопена и произведения советских композиторов.
В филармонии прошел большой концерт, посвященный юбилею комсомола. Исполнялись песни и стихи о комсомоле.
В эти же годы Елена Николаевна часто участвовала в качестве члена жюри разных смотров, конкурсов, фестивалей. В 1950 г. она была председателем жюри в конкурсе на лучшее исполнение русских народных песен учащимися вокального факультета, проводимого Областным музыкальным училищем. Были присуждены 3 премии.
В 1951 г. прошел большой областной смотр рабочих и служащих. В этом смотре приняли участие 36 организаций и предприятий. Смотр длился 2 дня. В организации этого смотра играли большую роль профсоюзы.
Прошел еще один смотр – сельской самодеятельности. Елена Николаевна была членом жюри этого конкурса. В 1953 г. с 6 апреля по 20 апреля от имени Обкома комсомола Ольга Николаевна участвовала в качестве члена жюри смотра вузов города. Для этого она получила удостоверение за подписью секретаря ОК ВЛКСМ М. Арбатского.
Елена Николаевна с конца 1953 г. ушла на пенсию в возрасте 58 лет, но продолжала трудиться, вести активную общественную работу, рецензировать книги, статьи по музыкальной жизни страны, вести переписку с редакцией "Советской музыки» и писать статьи. Письма и телеграммы этого периода свидетельствуют о приглашении ее на работу в другие города в качестве концертмейстера. Так, ее приглашают в Прокопьевск. 15 октября должны быть уже репетиции. Пришла телеграмма из Самары. В ней Горский предложил Елене Николаевне работу концертмейстера в опере. Оклад 350 руб. и коммунальную квартиру. Приняла ли Елена Николаевна эти предложения, проследить не удалось. И судя по ее деятельности в 19541955г в Иркутске в качестве руководителя вокального кружка в некоторых вузах города, участие ее во многих жюри конкурсов, она осталась в Иркутске. Здесь оставался ее единственно родной человек, сестра Ольга.
В 1962 г. обе сестры являются делегатами Первого съезда работников искусства и культуры, проходившего в Иркутске. Так их деятельность на музыкальном поприще продолжалась, хотя они были уже преклонного возраста. Елена Николаевна в 70 лет выступала на радио с лекциями, посвященными разным композиторам. В 1965 г. она составила текст для передачи на радио, посвященный памяти Яна Сибелиуса.
Елена Николаевна с 1960 по 1968 г. участвовала в редакционной комиссии по изданию сборников, выпуском которых занимался Дом Народного творчества. В сборники отбирались лучшие музыкальные произведения, необходимые для пропаганды и воспитания молодежи. Сборники выходили в серии: "Песни родного края». В предисловии к книге за 1968 г. написано: "Редакционная коллегия, в которую вошли хорошо известная музыкальной общественности в прошлом оперный концертмейстер, музыковед Е. Н. Балабина, композитор Г. Э. Лан, А. С. Кулешов, директор Областного дама народного творчества Г. Л. Люрис». В сборник 1968 г. вошли 26 наиболее ярких произведений. Таких сборников тогда вышло три.
В 1976 г ушла из жизни последняя из сестер Елена. Вся их сознательная жизнь прошла в Сибири, в частности в Иркутске. Свой талант музыкантов-педагогов они посвятили воспитанию молодежи. Их жизнь была отдана музыкальному образованию иркутян, выявлению и подготовке талантов в Сибири, развитию музыкальной жизни Иркутска. Дирижеры, музыканты, певцы с большой теплотой и благодарностью вспоминали и не забывали этих сестер в своих письмах. Елена Николаевна много сделала в становлении Иркутской филармонии. Обе сестры всегда умели привлечь людей к своему любимому делу. Умение дать человеку свое понимание другому это талант. Они могли настроить певца артиста на творческий лад, причем всегда делали это с большим тактом, чуткостью и дружеским отношением. Каждый год их служения искусству и музыке показатель большого вклада в культуру Иркутска.
Литература
1. Дневники Ольги и Елены Балабиных 1903 – 1912 гг.
2. Харкиевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. – Иркутск, 1987.
3. Иркутская летопись 1661 – 1940 гг. /Сост. Ю. П. Колмаков. – Иркутск: Оттиск, 2003.
4. Восточно-Сибирская правда. 1937 г. , 1941 1945 г. г.
5. Фонды Иркутского областного краеведческого музея. Инв. № ИРОМ ВС5005.
6. Фонды Иркутского областного краеведческого музея. Инв. № ИРОМ ВС4966.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!