Амазонка Укока «поменяла» пол
Деревянная пластина – деталь горита, на которой вырезаны сцены «терзания» кабанов барсами из женского погребения (вверху). Защитное вооружение пазырыкских всадников представлено преимущественно щитами, сохранившимися в не ограбленных “Конских отсеках“. Деревянный щит (слева). Железный чекан на деревянной ручке из женского погребения (справа). Курган № 1, могильник Ак-Алаха-1 |
Серьга из женского погребения представляла собой деревянную пластинку, обклеенную золотой фольгой (слева). Раковины каури – символ женской плодовитости (вверху). Гривна из погребения (внизу). Справа: рисунок к.и.н. Д. В. Позднякова (ИАЭТ СО РАН) по реконструкции войлочного шлема Е. В. Шумаковой (ИАЭТ СО РАН). Курган № 1, могильник Ак-Алаха-1 |
Контурная реконструкция по черепу женщины (слева). Графический портрет женщины (справа). Реконструкция к.и.н. Т. С. Балуевой (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва). Погребение 2, Курган № 1, могильник Ак-Алаха-1 |
Результаты исследований курганных могильников кочевников-пазырыкцев скифского времени (VI—III в. до н. э.) на юге Сибири получили мировую известность благодаря уникальной сохранности останков человека, животных и изделий из органических материалов. За открытие и исследования комплексов пазырыкской культуры новосибирские археологи В.И. Молодин и Н.В. Полосьмак стали лауреатами Государственной премии РФ 2004 г.
По словам чл.-корр. РАН Н. В. Полосьмак (Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск) «…когда в 1990-х гг. были открыты первые комплексы пазырыкской культуры, у археологов и антропологов не было столь мощного инструмента исследования находок как палеогенетические методы. Но не следует думать, что только одна палеогенетика способна разрешить все археологические загадки.
Иллюстрацией того, какими непростыми и запутанными могут быть ситуации, является история парного погребения в кургане 1 могильника Ак-Алаха 1, раскопки 1990 г.
Курган с необычным погребением был первым курганом, который мы исследовали на Укоке. Первым неразграбленным, ?замерзшим? погребением этой культуры, где во льду сохранилось все, что обычно не сохраняется, – погребальный инвентарь, фрагменты костюма, снаряжение коней…
Этот курган диаметром 18 м по своим размерам относится к разряду средних. Похороненные в нем люди имели довольно высокий социальный статус и относились к элите пазырыкского общества. Об этом свидетельствует весь погребальный обряд: наличие двух срубов – внешнего семивенцового и внутреннего пятивенцового; погребение девяти лошадей в специальном отсеке внешнего сруба, помещение обоих погребенных в колодах, не уступающих по своим размерам колодам из так называемых царских пазырыкских курганов (Руденко, 1953). В обеих колодах вместе с останками погребенных были помещены наборы вооружения, состоящие из железных чеканов на деревянных рукоятях, железных кинжалов в деревянных ножнах, горитов с луком и стрелами. Погребенные были воинами – всадниками».
Так как тела не были мумифицированы, их пол и возраст были установлены по скелетным останкам методами физической антропологии опытными специалистами – д.и.н. Т.Н. Чикишевой (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск) и к.и.н. Т.С. Балуевой (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва). Пол погребенного в первой колоде, мужчины возрастом 45–50 лет, не вызвал сомнений, но что касается похороненного во второй колоде… Хотя антропологи были уверены, что в погребении была захоронена девушке возрастом 16 ? 17 лет, они подчеркивали ее «неженские» черты: «череп очень крупный и кажется массивным… нижняя челюсть очень массивная… Кости посткраниального скелета очень длинные, не уступающие по абсолютным размерам и указателям массивности костям мужского скелета … Длина тела очень большая» (Чикишева, 1994).
Выводы антропологов подтверждались и особенностями сопровождающего инвентаря: колода, деревянная подушка-валик, размер колчана – все было меньшего размера по сравнению с мужским погребением. Кроме того, в области таза погребенного были обнаружены 34 раковины каури, возможно, являвшиеся украшением ремня. Раковины встречались в могилах пазырыкцев крайне редко. Они лежали в сумочках вместе с бусинами и косточками экзотических фруктов и их считали амулетами. Известна семантика этих раковин как символа женской плодовитости.
Отличались и прически погребенных: на черепе мужчины были обнаружены длинные темно-каштановые волосы, при этом лоб и макушка были открыты. На черепе второго – тоненькая маленькая косичка.
Открытие погребения этой девушки – наездницы и воина, стало еще одним аргументом в пользу гипотезы о возможном существовании в пазырыкском обществе традиции, согласно которой молодые девушки из элиты общества, склонные к воинскому делу, до замужества могли осваивать практики владения оружием, хотя, безусловно, этот случай для пазырыкской культуры является уникальным (Полосьмак, 2001
Однако 25 лет спустя для прояснения филогенетических и филогеографических характеристик, возможной степени родства погребенных и половой принадлежности их останки были изучены методами палеогенетики.
Исследования проводили с помощью молекулярно-генетического анализа с использованием четырех систем генетических маркеров (митохондриальной ДНК, полиморфного фрагмента гена амелогенина, STR-локусов аутосом и STR-локусов Y-хромосомы) в Институте цитологии и генетики СО РАН (Пилипенко, Трапезов, Полосьмак, 2015).
В процессе проведения экспериментальных работ были получены многочисленные свидетельства различной степени сохранности ДНК в останках двух индивидов. Сохранность ДНК в останках более молодого погребенного была существенно ниже, нежели в останках зрелого мужчины. Тем не менее, были получены достоверные молекулярно-генетические данные, которые свидетельствуют о мужском поле обоих погребенных из кургана 1 могильника Ак-Алаха-1, хотя и расходятся с результатами определения половой принадлежности останков младшего индивида методами физической антропологии.
Ученые считают, что «причиной может быть молодой возраст погребенного индивида – определение половой принадлежности останков индивидов подросткового возраста по морфологии скелета в некоторых случаях достаточно затруднительно». Но, и как следует из вышесказанного, и с генетическим анализом этого индивида, оказалось не все так просто. Новые данные дали повод пересмотреть и возможные родственные отношения погребенных – ранее это парное погребение зрелого мужчины и молодой женщины рассматривалось в качестве погребения супругов, либо отца и дочери.
По словам к.б.н. А.С. Пилипенко, научного сотрудника ИЦИГ СО РАН и совместной лаборатории НГУ, « …реконструкция половой степени родства погребенных в коллективных погребениях или могильниках и определение половой принадлежности индивидов является одним из наиболее перспективных направлений применения палеогенетических методов в археологии. По результатам анализа маркеров с однородительским наследованием (мтДНК и Y-хромосома) нами была установлена вероятность близкого родства рассматриваемых индивидов из парного погребения как по женской, так и по мужской линии. Полученные данные по профилям аутосомных STR-локусов свидетельствуют, что исследуемые индивиды не являлись прямыми родственниками, в данном случае, с учетом пола погребенных, они не могли быть отцом и сыном».
Установив достаточно близкое родство между погребенными (на уровне «дядя-племянник»), генетики подтвердили выводы, сделанные Т.С. Балуевой еще в 1994, создавшей реконструкции лиц обоих погребенных: «По внешнему виду в анфас носы мужчины и женщины из могильника Ак-Алаха 1 очень похожи…По форме подбородки женского и мужского черепов очень похожи».
На родство погребенных указывала и отмеченная Т. С. Балуевой схожесть патологических процессов в шейных позвонках: «…у мужчины был спондилез шейных позвонков, который затруднял движения головы, на черепе женщины в области суставных мыщелков затылочного отверстия наблюдаются следы таких же деформирующих процессов, о которых было сказано выше. Одинаковые признаки заболевания могут указывать на родственные связи погребенных в одном кургане».
Наталья Полосьмак отмечает, что «в одной могиле двух мужчин свели не только родственные отношения и определенный социальный статус, но и то, что они оба не пережили, возможно, каждый по своей причине, прошедшую зиму и были похоронены весной, когда это стало возможным. Парные погребения Укока, скорее объясняются этими обстоятельствами».
И еще один поразительный факт: старший из мужчин к моменту смерти уже долгое время был малоподвижным инвалидом, который не мог самостоятельно сесть на коня. По мнению Т.А. Чикишевой, его скелет носил признаки сильного поражения одной из разновидностей хронического полиартрита: «В общий патологический процесс вовлечен практически весь костно-суставный аппарат …заболевание умершего можно определить как анкилозирующий спондилартрит, известный также под названием одеревенение позвоночника или болезнь Бехтерева... Этиология заболевания неизвестна… Болезнь поражает преимущественно мужчин и начинается во второй или третьей декаде жизни». Причиной его смерти могло стать развитие заболевания. Что до причины смерти юноши, то ее до сих пор не смогли установить ни антропологи, ни генетики.
…В науке, как и в жизни, мифы рождаются из одних фактов и умирают под напором других. Палеогенетики уже переписали эволюцию человечества, а теперь взялись за другие «темные пятна», такие как определение пола по образцам из костных останков и степени родства погребенных в коллективных погребениях. Но говорить о том, что методы палеогенетики – это безошибочное и абсолютное решение всех нерешенных археологами проблем, конечно, нельзя. Ведь хотя сегодня с их помощью была закрыта романтическая страница об алтайской девушке-воительнице из Кургана 1 могильника Ак-Алаха 1, на свет появилась новая тайна «жизни и смерти», разгадать которую ученым еще предстоит.
Публикации по теме
Литература
Молодин В.И. и др. Население Горного Алтая в эпоху раннего железного века как этнокультурный феномен: происхождение, генезис, исторические судьбы (по данным археологии, антропологии и генетики). – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. – 286 с.
Пилипенко А.С. и др. Особенности захоронения младенцев в жилищах городища Чича-I Барабинской лесостепи по данным анализа структуры ДНК // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. - №. 2. – С. 57-67.
Пилипенко А.С., Трапезов Р.О., Полосьмак Н.В. Молекулярно-генетический анализ останков людей из погребения 1 кургана 1 могильника Ак-Алаха-3 // Археология, этнография и антропология Евразии. 2015. - №. 2. – С. 138-145.
Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). ВО «Наука», Новосибирк, 1994, с.16-60
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л. 1953, 387 с.
Чикишева Т.А. Пазырыкская культура\\Древние культуры Бертекской долины. ВО «Наука» , Новосибирск, 1994, с.167-173
В публикации использованы фото из книги Н.В. Полосьмак «Всадники Укока». Новосибирск: «ИНФОЛИО-пресс», 2001