Монумент «Жер-ана» — ставка царицы Томирис в сердце Казахстана
В 2008 году в Астане, напротив Президентского центра культуры (Военно-исторический музей ВС РК) был воздвигнут десятиметровый монумент «Жер-ана». По сей день этот памятник является одним из красивейших в Казахстане, поражающий не только своей масштабностью, но и удивительной красотой царицы саков-массагетов Томирис, стоящей на спине огромного быка. BNews.kz подготовил яркий фоторепортаж о ставке этой древней царицы в сердце вольных степей.
Казахская культура богата преданиями и историями о великих батырах, защищавших степной народ от захватчиков. Чтит народ и своих ханов - мудрых и решительных правителей, уважавших старейшин, хранивших древние традиции. Но также, сквозь века и эры проносят казахские степи историю правления великой и воинственной царицы саков-массагетов - Томирис. О ней писали античные летописцы, такие как Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан. Ее образ запечатлевали художники Рубенс, Аллегрини, Лука Феррари, Гюстав Моро. А скульптор Северо Кальзетта да Равенне придавал металлу черты этой сакской царицы.
В Казахстане древнюю правительницу чтят особо. Томирис являет собой символ мудрости, воинственности и свободолюбия степного народа. И потому особой красотой отличается от всех остальных памятников величественный монумент «Жер-ана», в самом сердце столицы прославляющий мощь, величие и красоту царицы Томирис.
В 2008 году, напротив Президентского центра культуры (Военно-исторический музей ВС РК) был воздвигнут десятиметровый монумент — работа знаменитого российского скульптора, художника и ювелира Даши Намдакова. В центре композиции - царица саков, стоящая на огромном быке, размах рогов которого достигает семи метров. По бокам от правительницы верными стражами сидят два барса, в их зубах меч царицы, как символ вечной готовности защищать свои земли и свой народ.
Скульптурную композицию «Жер-ана» можно назвать ювелирной. Несмотря на очень большие размеры самого постамента, монумент поражает своей гармоничностью и целостностью. Несмотря на образность композиции, при детальном осмотре скульптуры поражаешься точности и реалистичности её исполнения. К примеру, на спине быка угадывается попона, которая закреплена, веревками и жгутами. Постамент, на котором стоит царица, окружен традиционным казахским орнаментом, а сама Томирис украшена золотом как доспехом — на груди небольшой золотой щит, золотом расшит саукеле, ярким солнцем блестят драгоценные бусы. Это очень большой монумент, но он расположен таким образом, что массивность быка параллельна самой земле, степи, ее ровности, и только женщина с ее четким и рельефным монголоидным лицом возвышается над пространством.
Автору монумента удалось найти ту самую квинтэссенцию номадической ментальности. Создать поистине масштабное произведение, которое также рождало бы чувство свободы, вольности у всякого смотрящего на монумент, как рождает эти чувства сама Астана.