Атаман Ермак Тимофеевич
Атаман Ермак Тимофеевич
Как на славных на степях было Саратовских,
Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Камышина,
Собирались казаки-други, люди вольные,
Собирались они, братцы, во единый круг:
Как донские, гребенские и яицкие.
Атаман у них Ермак сын Тимофеевич,
Есаул1 у них Асташка сын Лаврентьевич.
Они думали думушку все единую:
«Уж как лето проходит, лето теплое,
А зима настает, братцы, холодная,
Как и где-то нам, братцы, зимовать будет?
На Яик нам идтить –да переход велик,
Да на Волге ходить нам – все ворами слыть,
Под Казань-град идтить – да там царь стоит,
Как грозной-то царь Иван Васильевич;
У него там силы много – множество.
Да тебе, Ермаку, быть там повешену,
А нам, казакам, быть переловленым
Да по крепким по тюрмам порассоженым».
Как не золотая трубушка вострубила,
Не серебряная речь громко возговорит
– Речь возговорит Ермак сын Тимофеевич:
«Гей вы думайте, братцы, вы подумайте,
И меня, Ермака, братцы, послушайте!
Зазимуем мы, братцы, все в Астрахани,
А зимою мы, братцы, поисправимся;
А как вскроется весна красная,
Мы тогда-то, други-братцы, во поход пойдем,
/Мы заслужим пред грозным царем вину свою:
Как гуляли мы, братцы, по синю морю,
Да по синему морю по Хвалынскому2,
Разбивали мы, братцы, бусы-корабли3,
Как и те-то корабли, братцы, не орленые4,
Мы убили посланничка все царского,
Как того-то ведь посланничка Персидского».
Как во славном было городе во Астрахане,
На широкой на ровной было площади,
Собирались казаки-други во единой круг,
Они думали думу крепкую,
Да и крепкую думушку единую:
«Как зима-то проходит все холодная,
Как и лето настанет, братцы, лето теплое,
Да пора уж нам, братцы, в поход идтить».
Речь возговорит Ермак Тимофеевич:
«Ой вы гой еси, братцы, атаманы-молодцы!
Эй вы делайти лодочки-коломенки,
Забивайте вы почета5 еловые,
Накладайте бабаички6 сосновые,
Мы поедемте, братцы, с божьей помочью;
Мы пригрянемте, братцы, вверх по Волге по реке,
Перейдемте мы, братцы, горы крутыя,
Доберемся мы до царства бусорманского,
Завоюем мы царство Сибирское,
Покорим его мы, братцы, царю белому,
А царя-то Кучума во полон возьмем.
И за то-то государь-царь нас пожалует.
Я тогда-то пойду сам ко белу царю,
Я надену тогда шубу соболиную,
Я возьму кунью шапочку под мышечку,
Принесу я царю белому повинную:
«Ой ты гой еси, надежа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить.
Как и я-то, Ермак сын Тимофеевич,
Как и я-то, воровской донской атаманушка,
Как и я-то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому,
Как и я-то разбивал ведь бусы-корабли,
Как и те-то корабли все не орленые.
А теперича, надежа православной царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головой царство Сибирское!»
Речь возговорит надежа православной царь,
Как и грозной-то царь Иван Васильевич:
«Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,
Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со войском твоим,
Я прощаю тебя да за твою службу,
За твою-то ли службу мне за верную,
И я жалую тебе, Ермак, славной тихой Дон!»
Примечание:
1. Здесь: помощник атамана.
2. Старое название Каспийского моря.
3. Бус — большая долбленая лодка, однодеревка, с острым носом, отрубистою кормой и округлым дном, большею частью с наделками, набоями, насадами, т. е. с набивными досками по бортам.
4. Без орла, т. е. без царского герба, — не государственные, а частные.
5. Вбитые в борт колышки, на которые надевают весло.
6. Весла.
Текст взят из книги: Русская старина. Карманная книжка для любителей отечественного на 1825 год, изданная А. Корниловичем. Спб., 1824, с. 336–341.
Песня отражает желание казаков утвердить свое гражданское положение в обществе. Изображая приподнесение царю в дар Сибири, она подчеркивает большую роль казаков в укреплении Российского государства.