Дерево в судостроении
Дерево в судостроении
В целях уменьшения опасности от пожаров во всех флотах был предпринят ряд мер к изъятию на военных судах Дерева и других горючих материалов. Т., например, уничтожена деревянная настилка палуб, кроме верхней; Дерево заменено сталью при устройстве кают, переборок, всякого рода шкафов, внутренних бортов, обшивки, рубок, чемодан, рундуков и мебели.
Переносная мебель у нас разрешалась иметь только венскую, существующих в продаже образцов. Постоянные обеденные столы делались металлическими со вставными деревянными досками. Однако, во многих случаях без Дерева невозможно обойтись; таковы, например, всякого рода решетки, направляющие бруски в подачных трубах артиллерийских элеваторов, стеллажах артиллерийских погребов, внутренняя обшивка железных ларей и шкафов в провизионных погребах и ледниках, прокладки между броневыми плитами и наружным бортом, подушки под станками орудий, якорными клюзами, шпилями и т.п., рангоут небольших судов, грузовые стрелы, шлюпки и т. д.
Во флотах других государств применение Дерева значительно шире. Изыскиваются способы пропитывания Дерева растворами разных солей.
В нашем военном судостроении из лесных пород применяются дуб, тик, сосна, лиственница, ель, ясень, бакаут и красное дерево.
Дуб идет преимущественно из западных губерний и адриатический.
Сопротивление его разрыву вдоль волокон 3,5 — 5 тн. на 1 кв. дм., вес 1 кб. фт. около 52 фн., уд. в. 0,75. В дубе содержится дубильная кислота; поэтому для крепления его пользуются оцинкованными болтами. Он употребляется на поделки, требующие большой прочности, например, фундаменты предметов снабжения, устанавливаемых на палубах, подушки и пертнерсы вокруг деревянных мачт, штоки для адмиралтейских якорей.
Во вспомогательных работах дуб идет на некоторые части спусков, устройства в эллингах и иногда на стапель-блоки.
Тик — индийский или с островов Явы и Цейлона. Сопротивление разрыву около 7 тн. на 1 кв. дм., вес 1 кб. фт. более 60 фн., уд. в. 0,9. Легко подвергается червоточине. Употребляется на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, настилку под орудиями, шпилями и стопорами цепных канатов и т.п.
Сосна трех сортов: желтая — из средней полосы России; отличается легкостью, прочностью и упругостью и идет, главным образом, на части рангоута судов и шлюпок; красная (рудовая, из Северной России), идет на палубную настилку, обшивку бортов изнутри, обделку трюмных помещений и т. д.; белая (мендовая), идет на устройства, не требующия особой прочности: временные леса, шаблоны, шергеня, подставы и пр. Сопротивление разрыву сосны (кроме белой) до 5 тн. на 1 кв. дм., вес 1 кб. фт. 32 — 40 фн.; уд. в. 0,46 — 0,57.
Лиственница растет в северной России, не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и труднее возгорается. Сопротивление разрыву 2 — 5 тн. на 1 кв. дм., вес 1 кб. фт. 29 — 40 фн., уд. в. 0,42 — 0,57. Идет на спусковые фундаменты эллингов, подкладку под броней, внутреннюю обшивку трюмных помещений.
Ель растет в северной России, легче сосны и имеет меньшую крепость.
Употребляется на различные принадлежности шлюпок, весла, шесты, мачты, временные леса и т.п.
Ясень, из средней полосы России, отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Идет при постройке шлюпок на внутреннюю отделку их, весла, флагштоки, тентов, стойки, решетчатые люки, каютные щиты и столярные работы.
Бакаут — очень тяжелое и крепкое дерево, вывозимое из Южной Америки. Сопротивление разрыву около 9 тн. на 1 кв. дм., вес 1 кб. фт. около 69 фн., уд. в. 1.
Идет на внутреннюю обделку . дейдвудных труб, выделку блоков, шкивов и т.п.
Красное дерево 2 сортов: испанское, вывозимое из Вест-Индии, и гондурасское — из Центральной Америки.
Первое красивее, второе крепче.
Употребляется лишь на Императорских яхтах и паровых катерах.
Идет на комингсы люков верхней палубы, сходные и парадные трапы, входные рубки и на столярную отделку кают.
Остальные породы Дерева почти не имеют применения в военном кораблестроении.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.