Иванов, Архип Матвеевич, академик скульптуры
Иванов, Архип Матвеевич, академик скульптуры.
Родился в 1749 г., † 28 сентября 1821 г. в Петербурге.
Сын солдата Семеновского полка, он был принят в Академию Художеств по прошению 3 августа 1762 г. вместе с младшим братом Михаилом и, по получении двух серебряных медалей за рисунки (3 января 1766 и 11 мая 1769), исполнил барельеф «Крещение великой княгини Ольги в Константинополе» в виде программы на большую золотую медаль, которую и получил 30 июля 1770 г. вместе с аттестатом на звание художника и правом на заграничное пенсионерство.
Посланный в чужие края на 6 лет, он прибыл в Париж 7 октября того же года и, по определению тамошней академии, поступил к известному профессору Пажу.
Последний рекомендовал нашему художнику рисовать и лепить то с картин и гравюр знаменитых мастеров для изучения композиции и драпировок, то с моделей, поставленных профессорами в королевской академии, а потом делать бюсты и фигуры с натуры. Но вскоре Иванов сильно заболел ревматизмом, прохворал целый год и поправился только в Риме, куда поехал 19 июня 1773 г.
Там он снова принялся за рисование и лепление с антиков и с натуры в Капитолийской академии, а 23 ноября просил нашу Академию выслать ему его программу на золотую медаль для исполнение её из мрамора, чтобы ознакомиться с техникой этого мастерства, и 26 августа 1774 г. приступил к этой работе. Это было первое произведение из мрамора, исполненное русским художником, и единственная дошедшая до нас оригинальная работа Иванова, оконченная им в 1775 г.
Возведенный 17 октября 1776 г. в звание «назначенного» за сделанную в Париже в 1772 г. копию в гипсе со статуи Пажу «Плутон», он был произведен в академики (7 октября ] 777 г.) за аллегорическую фигуру из алебастра «Город Петербург, торжествующий победы»; до этого времени им были выполнены еще два барельефа в Риме: «Время, держащее медаль с изображением Екатерины II, и История, записывающая достопамятные дела Её, сидя на облаках и будучи окружена гониями, изображающими различные художества, с трубящей славой» и «Гений художества, держащий вензель своего покровителя и любующийся им» (1774).
Вернувшись в Петербург (6 июля 1776) и не видя большого успеха своих произведений в обществе, Иванов оставил художественное поприще и определился переводчиком в Коллегию иностранных дел (1778), по азиатскому департаменту, где и дослужился до чина статского советника.
Памятником его деятельности за время службы в коллегии остается изданный им перевод итальянской книги «Понятие о современном живописце» (С.-Петербург, 1789).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.