Дмитриев, Николай Дмитриевич, беллетрист
Дмитриев, Николай Дмитриевич, беллетрист 50-х — 60-х гг., родился в 1824 или 1825 году в костромском имении своего отца, Дмитрия Степановича Кожухова, фамилии которого он не носил, как рожденный до брака.
Среди деревенской природы сложились первые и самые крепкие впечатления Дмитриева, красной нитью проходящие по его произведениям. Он прожил в деревне до тех пор, пока его не отвезли в Костромскую гимназию.
В эту эпоху гимназия переживала пору новых веяний; учителя зачитывались Белинским и делились своими впечатлениями с учениками, Пушкина, Лермонтова, Гоголя боготворили. Еще в гимназии создалась в Дмитриеве любовь к литературе и искусству, еще будучи в пятом классе, он читал на акте свое рассуждение о значении Пушкина и Жуковского в русской литературе. В университете любовь к литературе и искусству развилась и укрепилась. Студенты Московского университета 40-вых годов делили свои интересы между театром и журналами.
В настоящее время даже трудно представить, какую важную роль играли в студенческой жизни эти два фактора. Дмитриев пробыл в университете с 1842 по 1847 год; он слушал лекции Т.Н. Грановского, Редкина, Крюкова и др. Обильную пищу эстетическим наклонностям Дмитриева дал кружок С. А. Юрьева, в котором Дмитриев был желанным членом.
Гимназия и университет дали Дмитриеву типичное русское образование 40-х годов, отличавшееся идеализмом и совершенной неподготовленностью к практической жизни.
Дмитриев пал жертвой своего воспитания.
Служба по почтамту, навернувшаяся ему, конечно, не могла удовлетворить идеалиста-эстетика; в обстоятельствах времени и окружающей обстановке Дмитриев также не мог найти этого удовлетворения. В результате явился известный русский порок, доведший Дмитриева до полного разорения.
В 70-х годах университетский товарищ нашел Дмитриева буквально на улице, в ужаснейшем виде. Ему удалось поставить Дмитриева на ноги и найти ему должность в Каменец-Подольской казенной палате, но нужда не прекратилась.
В 1874 году 1 сентября Дмитриев скончался, оставив в полнейшей бедности многочисленную семью.
Д. К. в некрологе Дмитриева (Московские Ведомости 1874 г., № 265) писал: «Старший сын Дмитриева говорил мне: «Отец наш, поцеловав крест Спасителя, скончался в полной памяти, не пользуясь даже медицинской помощью, по неимению к тому никаких денежных средств». Мир праху твоему, бедный труженик! Добрые люди, знакомые с твоими поэтическими созданиями, не оставят без помощи сирот. Всякая лепта будет принята с благодарностью и теплой молитвой за благодетелей».
Литературное наследство Дмитриева невелико. За небольшими исключениями, все его произведения собраны в одном небольшом томе, изданном Вольфом под заглавием: «Недальнее прошлое» (СПб. 1874). Не одна житейская карьера не удалась Дмитриеву, литературная также обманула его. Он мало читался при жизни, а по смерти его забыли совсем. Причины этого явления станут понятны, если только вспомнить, что Дмитриев, идеалист-эстетик в жизни, остался таким же и в своих писаниях, а с этими писаниями выступил в ту эпоху, когда теории самодовлеющего искусства беспощадно разрушались. Поэтические и задушевные создания Дмитриева пришлись не ко двору.
Содержание произведений Дмитриева — тщательный анализ чувства любви, всегда искренней. С особенною любовью останавливается Дмитриев на описаниях природы, которая в его глазах представляется одухотворенной.
Отрывок из университетских воспоминаний, помещенный в книге Дмитриева, дает прекрасную характеристику Московского университета и студенческой жизни в 40-50-х годах.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!