Игнатий, митрополитТобольский
Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Тобольский, родился в 1630 — 1635 гг., † 13 мая 1701 г.; происходил из дворянского рода и был стольником при царе Алексее Михайловиче; постригся в Соловецком монастыре и был там в 1677 г. экклесиархом (церковным уставщиком).
В 1680 г. жил на Соловецком подворья в Москве, управляя Моргуловской пустынью.
В 1685 г. он является уже архимандритом московского Новоспасского монастыря; в 1687 г. по поручению патриарха Иоакима ездил в Кострому и Кинешму для увещевание раскольников, о чем оставил «Известие», в 1689 г. принимал участие в увещании Сильвестра Медведева.
3 апреля 1692 г. назначен митрополитом тобольским и сибирским.
Под конец жизни сошел сума, в 1700 г. жил уже на покое в Чудовом монастыре; затем, в виду буйного поведение, был переведен в Симонов монастырь, где и скончался и погребен.
Он принадлежал к старо-русской партии, с патриархом Иоакимом во главе преследовавшей нововведение и боровшейся претив возрастающего влияния иностранцев, имея в виду и защиту православной веры и русские торгово-промышленные интересы.
В этом именно направлении написаны полемические его сочинение: «Возобличение на лютеранский катехизис» и в особенности «Слово на латинов и лютеров» — последнее сочинение собственно без имени автора, но по многим данным принадлежит ему-же.
Игнатий принимал и непосредственное участие в борьбе партий.
Он деятельно поддерживал патриарха Иоакима, в деле Шакловитого допрашивал диакона Иакова, увещевал Сильвестра Медведева; при этом его приемы борьбы не отличались прямотой и роль его является довольно некрасивой; неоднократно он писал доносы. Патриарх Адриан видимо недолюбливал его и постарался удалить из Москвы, хотя и с почетным назначением.
В бытность митрополитом тобольским Игнатию пришлось бороться против сибирских раскольников, в особенности против известного протопопа Аввакума и казанского чернеца Иосифа Истомина. Против них написаны его три известные окружные послание. Игнатий говорит в этих посланиях, что заблуждение раскольников происходит от армян, появившихся в России в царствование Иоанна Васильевича Грозного и распространивших свое учение о двуперстном крестном знамении; поэтому он называет и самих раскольников армянами и полу-армянами, а раскол-армянскою или полу-армянскою ересью.
При нем завязались сношение с Пекином, куда он посылал благословенную грамоту на освящение первого русского храма священнику Максиму, уведенному насильно русскими пленниками в 1685 г. В своей епархии Игнатий учредил «десятильников» (особых чиновников от архиерея для сбора податей); в 1697 г. они были отменены указом. В 1704 г. Игнатий открыл мощи св. Симеона Верхотурского.
Его сочинения довольно многочисленны:
- Житие Анны Кашинской;
- Житие Симеона Верхотурского, тропарь на обретение его мощей и рассказ о чудесах от них;
- Житие и завещание патриарха Иоакима;
- Толкование образа Софии премудрости Божией;
- Возобличение на лютеранский катихизис (Несвижский) и
- Слово на Латинов и Лютеров, два последние напечатаны в Чтениях Общества Истории и Древностей России 1884 г., № 3, в статье «Исторические розыскания в южно-русских архивах»;
- Три послание к раскольникам (Казань, 1855 г.);
- Историческое известие о российском царстве;
- Известие о увещании раскольников в 1687 г. в уездах Костромском и Кинешемском;
- «Слово благочестивому и христолюбивому воинству».
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.