Алексеев Николай Михайлович, академик живописи
Алексеев Николай Михайлович, академик живописи.
Николай Михайлович Алексеев родился в с. Никольском, Пензенской губ., в 1813 г., в купеческой семье, † 30-го мая 1880 г., в Ярославле.
Свое художественное образование он начал в школе Ступина, в Арзамасе, где научился рисованию и живописи, и откуда поступил в Академию Художеств; здесь он получил звание художника.
Воротясь в Арзамас, Алексеев сделался помощником Ступина по школе и женился на его дочери.
За исполнение программы Академии Художеств: „Ступин, окруженный учениками, рассматривает работы одного из них“ — Алексеев получил звание академика (1839 г.).
При школе Ступина Алексеев завел натурный класс, сам учил в нем писать с натуры и рисовать с гипсов и преподавал, кроме того, историю. В то же время он писал по заказам много портретов, выполняя их с большим сходством, очень колоритно, а также и других произведений, как, напр.: иконостас в нижегородский ярмарочный собор, иконостас в пензенский собор, стенопись из 16-ти изображений в монастырь в Ломове, иконостас для храма в г. Уральске, иконостас и стенопись в церкви Св. Духа в Арзамасе, в Саровскую пустынь — портреты преосвященных: Арсения (Москвина) и Иоанна (Доброзракова).
Наконец, живя в Арзамасе, Алексеев написал несколько миниатюрных портретов, на слоновой кости, акварелью. После пожара в доме Ступина, потеряв жену, Алексеев переехал в Петербург и написал: в собор всех учебных заведений — образ св. Николая; по заказу департамента военных поселений — иконостас в казарменную церковь в г. Псков; в церковь образцового полка (в Павловске) — Снятие со креста, Воскресение, Успение и взятие Пресвятой Девы на небо.
Определившись в комиссию по постройке Исаакиевского собора, Алексеев написал картины в аттике и на стенах: „Переход израильтян через Чермное море“ (15 арш. длины и 5 арш. ширины), „Поражение первородных в Египте“, „Хождение по водам Христа“, „Брак в Кане Галилейской“, „Исцеление десяти прокаженных“, „Исцеление слепого“, „Покаяние грешницы“ и „Исцеление разслабленного“.
Композиции Алексеева производят хорошее впечатление удачным расположением групп и силою светотени. Искусство группировать фигуры, особенно в портретах, составляло характерное отличие художника, сообщавшего много живости и движения изображаемым лицам. Поэтому, Алексеев считался в брюлловское время одним из лучших портретистов. Им, между прочим, были написаны портреты: Императоров Николая I и Александра II, семей Горностаева и Прево, коммерции советника Жадимировского, купцов Доброхотова и Щепетилова, а также жены купца Сокова.
По освящении Исаакиевского собора, Алексеев занялся мозаичными работами в Императорском мозаическом заведении. Мозаические произведения его можно отличить с первого взгляда по живости и сочности колорита. Для Исаакиевского собора Алексеевым исполнены следующие мозаичные образа: „Св. Исаакия Далматского“, „Св. апостола Павла“, фигуры трех иерархов в фамильном образе „Всех святых“ над царскими вратами, „Архистратига Михайла“ и „Св. Сергия Радонежского“. 1-гоапреля 1873г. Алексеев был уволен от службы с пенсией.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.