'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Амвросий, епископ Пензенский и Саратовский

Амвросий (Орнатский), епископ Пензенский и Саратовский

В миру, до пострижения Андрей Антонович Орнатский, сын диакона Новгородской губ. Череповского уезда погоста Чуди, родился в 1778 г., † 20 декабря 1827 г. 

В ноябре 1788 г. поступил в Кирилло-Белозерское духовное училище, а через четыре года переведен в Александро-Невскую семинарию, называвшуюся в то время главной, и с 1797 г. переименованную в академию. 

По окончании в 1800 г. курса учения Андрей Орнатский определен сперва преподавателем разных предметов в Новгородскую семинарию, в 1802 г. назначен там инспектором, а в 1804 г. – префектом и учителем философии. 

16 июля 1805 г. Орнатский пострижен в монашество, 20-го – рукоположен во иеродиакона, 23-го – во иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 

Возведенный 9 февраля 1808 г. в сан архимандрита, Амвросий назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской семинарии; в сентябре 1811 г. переведен настоятелем в Юрьев монастырь с оставлением в ректорском звании, а в марте 1812 г. назначен настоятелем ставропигиального московского Новоспасского монастыря. В следующем году архимандриту Амвросию поручено было возобновление некоторых московских монастырей, пострадавших от неприятельского нашествия, причем, по словам всеподданнейшего доклада Св. синода, он «оказал особенное старание и попечение», за что и сопричислен к ордену Св. Анны 2-й ст. 

12 марта 1816 г. Амвросий хиротонисан в Петербурге во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, а 9 ноября 1819 г. назначен епископом Пензенским и Саратовским. В январе 1825 г. он обратился в Св. синод со следующим прошением: «Св. синодом согласно собственному желанию моему возложена на меня священнейшая обязанность приготовить ко второму изданию «Историю российской иерархии» по собранным дополнительным сведениям. Сколь ни священна сия обязанность и для меня ни вожделенна, но при управлении епархией, мне вверенной, не имею я ни времени, ни сил к благовременному и достодолжному исполнению святейшей воли Св. синода. Посему, дабы за коснение и оставление без действия дела, для церкви и отечества полезного и уважительного, не подвергнуть себя строгому и праведному суду и осуждению Божию и Св. синода, признаю я за необходимое испросить у вашего святейшества увольнение себе от управления епархией, мне вверенной, до приведения к окончанию моего труда в издании вторым полнейшим и совершеннейшим образом «Истории российской иерархии» с дозволением иметь мне пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре». 

Просьба эта была удовлетворена 4 сентября с назначением Амвросию пожизненной пенсии в 2 000 руб. 

Поселившись в Кирилло-Белозерском монастыре и заняв маленькое помещение, преосвященный Амвросий вел совершенно уединенную жизнь. Он не показывался не только посторонним, но и братии монастыря; нередко даже келейник не видал его по целым неделям, принося только раз в день в условленное место скудную пищу. 

Он сам исполнял все черные домашние работы, вполне отдаваясь аскетическим подвигам. 

Нуждающиеся оставляли свои прошения вместе с приносимой ему пищей и потом находили их с надписью и деньгами. 

Отзывы о характере Амвросия различны. 

Одни говорят, что он, особенно в молодых летах, отличался живостью характера, добротой, общительностью и не чужд был некоторых слабостей и увлечений. Другие, наоборот, рисуют его вспыльчивым, раздражительным, требовательным и неуживчивым, вследствие чего и было у него будто бы много столкновений с светскими властями, особенно в Пензе, что, главным образом, и побудило его будто бы выйти в отставку. Главный труд Амвросия – «История российской иерархии», М., 1807–1815 г., 6 частей. 

Из представления митрополита Амвросия Подобедова в Св. синод о разрешении напечатать этот труд видно, что он не самостоятельное произведение, а «перевод с латинского книги под названием «Опыт российской иерархии, сочиненной Никодимом Селлием, монахом и учителем «Александро-Невской школы», но перевод, «исправленный с летописями и другими рукописями, расположенный по современному порядку иерархии российской, во многом дополненный и доведенный до последнего времени». 

В свое время при не разработанности исторических материалов труд Амвросия был весьма ценным пособием по истории русской церкви. В настоящее время в нем обнаруживается слишком много неточных сведений. 

Известную долю участия в труде Амвросия принял митрополит Евгений, которому принадлежат: в I томе – «Исторические сведения о духовных училищах в России», во II – введение в описание монастырей и история Пекинского монастыря, в дальнейших томах – описание монастырей Воронежской и Вологодской епархий, не считая просмотра всего сочинения и дополнений. 

Значительную помощь оказали Амвросию также портфели Н. Н. Бантыша-Каменского. 

В московском Румянцевском музее хранятся корректурные листы неоконченного VII тома. Последующие издания I тома сделаны в 1822 г. в Москве и в 1827 г. в Киеве. 

Известно слово епископа Амвросия в день Донской Божией Матери (Москва, 1816 г.).



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Амвросий, епископ Пензенский и Саратовский"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Амвросий, епископ Пензенский
  • - Амвросий, архимандрит Московского Данилова монастыря
  • - Гавриил Огинский, архимандрит
  • - Амвросий, архимандрит
  • - Амвросий, архимандрит Владимиро-Волынского монастыря
  • - Израиль, архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря
  • - Амвросий, архиепископ Тобольский.
  • - Дамаскин, архиепископ Тульский и Белевский


  • Название статьи: Амвросий, епископ Пензенский и Саратовский


    Источник статьи:  Русский биографический словарь. Т. 2

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Савваитов, «Пр. Амвросий Орнатский», 1869 г. – «Русская старина», 1872 г., т. V и 1883 г., т. XXXIX. – Д. Бантыш-Каменский, «Словарь достопамятных людей», т. I, стр. 38. – Филарет, «Обзор духовной литературы». – «Сборник II отд. Императорской академии наук», V, вып. I, стр. 22–23.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru