Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский.
Анатолий (Мартыновский), архиепископ Могилевский
В миру, до пострижения Августин Васильевич.
Августин Васильевич сын униатского священника местечка Мясновки, Подольской губ., родился в 1793 г., когда отец его перешел уже в православие, † 8-го августа 1872 г.
Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище, куда отдан был 8 лет; в 1801 г. переведен в Каменецкую духовную семинарию, где прошел обычные курсы риторики, философии и богословия, прочно усвоил латинский, греческий и немецкий языки.
Своими способностями и трудолюбием он обратил на себя внимание тогдашнего архиепископа подольского Иоанникия, который приблизил его к себе и в конце 1812 г. назначил учителем рисования, а в 1813 г., по окончании Мартыновским курса, – учителем класса инфимы (примечание: ИНФИМА (лат. infima, низшие). Низший класс в семинариях.), уговаривая его при этом принять монашество. Но Мартыновский, под влиянием советов своих родителей, в 1817 г. женился и поступил священником в м. Граново, Гайсинского уезда. Чрез год он овдовел и, оставив приход, поселился в Каменец-Подольском монастыре.
В 1821 г, Мартыновский был назначен преподавателем каменецкого духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык.
В мае 1822 г. Мартыновский принял монашество с именем Анатолия, «решившись, – как говорит он в своей автобиографии, – искреннейше, насколько есть силы, посвятить себя Христу, предать себя Его воле, и с благоговейным целованием и любовью своего духа принять на себя иго Его благое».
С целью получить высшее богословское образование, Анатолий оставил училищную службу и поступил в 1823 г. на старший курс Киевской духовной академии, откуда чрез два года выпущен, как лучший студент, бакалавром по Священному Писанию и польскому языку. 4-го мая 1829 г. Анатолий возведен в сан архимандрита, назначен ректором Курской семинарии и настоятелем Николаевского монастыря, а 14-го апреля 1832 г. переведен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. Здесь произошло его столкновение с известным Никодимом Казанцевым, описанное последним в его воспоминаниях о митрополите московском Филарете («Чтения в обществе истории и древностей российских» 1877 г., апрель–июнь). Хотя это обстоятельство и окончилось, по-видимому, благополучно для Анатолия, тем не менее имело большое влияние на всю его последующую служебную карьеру, так как о нем в высших духовных сферах сложилось убеждение, что он человек неспокойный, неуживчивый.
29-го июня 1840 г. Анатолий был назначен епископом Екатеринбургским, викарием пермской епархии, чрез год – 10-го июня – переведен викарием на Волынь, а 22-го ноября 1844 г. назначен самостоятельным епископом могилевским.
Возведенный в 1853 г. в сан архиепископа, Анатолий, в июле 1860 г., уволен по прошению на покой в Гербовецкий монастырь, Кишиневской епархии, где и скончался.
Анатолий отличался большою любознательностью, всестороннею начитанностью и образованием. Вместе с тем, он был художником, наголову занимавшимся живописью.
Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви и Гербовецком монастыре, к сожалению, уничтоженный после его смерти невежественными монахами-молдаванами.
Из обширной переписки Анатолия видно, что он прекрасно понимал задачи епископского служения вообще и в частности те ближайшие цели и запросы, которые предстояли ему в западнорусских епархиях. В его деятельности много черт, достойных подражания со стороны его преемников. Он всю жизнь трудился на литературном и общественном поприщах.
Выйдя, вследствие разных неблагоприятно сложившихся для него обстоятельств, на покой, Анатолий переносил большие неудобства и скучал бездействием. Памятниками его литературной деятельности служат:
1) «Слова и беседы на праздничные воскресные дни и по разным случаям», 5 частей, 1853–66 г.;
2) «Вера, надежда и любовь», изложенные в беседах и размышлениях с присовокуплением духовных стихотворений, 2 части и два изд. 1848 и 1867 г.;
3) «Об отношении римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду», под псевдонимом: «Записки Авдея Востокова», 2 ч. 1-е изд. 1857 г., 2-е изд. 1864 г.; за это сочинение автор удостоен был в 1860 г. степени доктора богословия;
4) «Досуги архиепископа Анатолия», с портретом автора, 1868 г.;
5) «Об иконописании», 1-е изд. 1845 г., 2 е – 1867 г. Кроме того, весьма много статей Анатолия по разным вопросам помещено было в некоторых повременных изданиях, напр., «Страннике», «Вестнике Юго-Западной России» и др.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.