'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский.

Анатолий (Мартыновский), архиепископ Могилевский

В миру, до пострижения Августин Васильевич.

Августин Васильевич сын униатского священника местечка Мясновки, Подольской губ., родился в 1793 г., когда отец его перешел уже в православие, † 8-го августа 1872 г. 

Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище, куда отдан был 8 лет; в 1801 г. переведен в Каменецкую духовную семинарию, где прошел обычные курсы риторики, философии и богословия, прочно усвоил латинский, греческий и немецкий языки. 

Своими способностями и трудолюбием он обратил на себя внимание тогдашнего архиепископа подольского Иоанникия, который приблизил его к себе и в конце 1812 г. назначил учителем рисования, а в 1813 г., по окончании Мартыновским курса, – учителем класса инфимы (примечание: ИНФИМА (лат. infima, низшие). Низший класс в семинариях.), уговаривая его при этом принять монашество. Но Мартыновский, под влиянием советов своих родителей, в 1817 г. женился и поступил священником в м. Граново, Гайсинского уезда. Чрез год он овдовел и, оставив приход, поселился в Каменец-Подольском монастыре. 

В 1821 г, Мартыновский был назначен преподавателем каменецкого духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 

В мае 1822 г. Мартыновский принял монашество с именем Анатолия, «решившись, – как говорит он в своей автобиографии, – искреннейше, насколько есть силы, посвятить себя Христу, предать себя Его воле, и с благоговейным целованием и любовью своего духа принять на себя иго Его благое». 

С целью получить высшее богословское образование, Анатолий оставил училищную службу и поступил в 1823 г. на старший курс Киевской духовной академии, откуда чрез два года выпущен, как лучший студент, бакалавром по Священному Писанию и польскому языку. 4-го мая 1829 г. Анатолий возведен в сан архимандрита, назначен ректором Курской семинарии и настоятелем Николаевского монастыря, а 14-го апреля 1832 г. переведен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. Здесь произошло его столкновение с известным Никодимом Казанцевым, описанное последним в его воспоминаниях о митрополите московском Филарете («Чтения в обществе истории и древностей российских» 1877 г., апрель–июнь). Хотя это обстоятельство и окончилось, по-видимому, благополучно для Анатолия, тем не менее имело большое влияние на всю его последующую служебную карьеру, так как о нем в высших духовных сферах сложилось убеждение, что он человек неспокойный, неуживчивый. 

29-го июня 1840 г. Анатолий был назначен епископом Екатеринбургским, викарием пермской епархии, чрез год – 10-го июня – переведен викарием на Волынь, а 22-го ноября 1844 г. назначен самостоятельным епископом могилевским. 

Возведенный в 1853 г. в сан архиепископа, Анатолий, в июле 1860 г., уволен по прошению на покой в Гербовецкий монастырь, Кишиневской епархии, где и скончался. 

Анатолий отличался большою любознательностью, всестороннею начитанностью и образованием. Вместе с тем, он был художником, наголову занимавшимся живописью. 

Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви и Гербовецком монастыре, к сожалению, уничтоженный после его смерти невежественными монахами-молдаванами. 

Из обширной переписки Анатолия видно, что он прекрасно понимал задачи епископского служения вообще и в частности те ближайшие цели и запросы, которые предстояли ему в западнорусских епархиях. В его деятельности много черт, достойных подражания со стороны его преемников. Он всю жизнь трудился на литературном и общественном поприщах. 

Выйдя, вследствие разных неблагоприятно сложившихся для него обстоятельств, на покой, Анатолий переносил большие неудобства и скучал бездействием. Памятниками его литературной деятельности служат: 

1) «Слова и беседы на праздничные воскресные дни и по разным случаям», 5 частей, 1853–66 г.; 

2) «Вера, надежда и любовь», изложенные в беседах и размышлениях с присовокуплением духовных стихотворений, 2 части и два изд. 1848 и 1867 г.; 

3) «Об отношении римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду», под псевдонимом: «Записки Авдея Востокова», 2 ч. 1-е изд. 1857 г., 2-е изд. 1864 г.; за это сочинение автор удостоен был в 1860 г. степени доктора богословия; 

4) «Досуги архиепископа Анатолия», с портретом автора, 1868 г.; 

5) «Об иконописании», 1-е изд. 1845 г., 2 е – 1867 г. Кроме того, весьма много статей Анатолия по разным вопросам помещено было в некоторых повременных изданиях, напр., «Страннике», «Вестнике Юго-Западной России» и др.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский."

Название статьи:Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский.
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Русский биографический словарь. Т. 2
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
Статьи, использованные при написании этой статьи:  М. Едлинский, «Анатолий Мартыновский, архиепископ могилевский и его литературные труды», Киев, 1889 г. – «Кишин. Еп. Вед.», 1872 г., № 18. – Записки Никодима Казанцева в «Чтениях в обществе истории и древностей российских», 1877 г., кн. 2. – «Подольские Епархиальные Ведомости» 1878 г., № 21. – «Киевская Старина» 1882 г., май и 1884 г., июнь. – «Труды Киевской духовной академии» 1883 г., ноябрь.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru