Андреев-Бурлак, Василий Николаевич, актер
Андреев-Бурлак, Василий Николаевич, русский провинциальный актер.
Андреев-Бурлак Василий Николаевич (1843-1888), актер театра.
Фотография. Лейбовский Давид Семенович (фотограф), г. Нижний Новгород, 1880-е гг.
Фотобумага, фотопечать, 9х5,8 см (фото); 10,3х6,7 (паспарту).
ГБУК Нижегородской обл. "Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник"
Василий Николаевич Андреев-Бурлак родился в 1843 г., † в Казани 10 мая 1888 г.
Настоящая фамилия его была Андреев.
Происходил он из дворян Симбирской губ. и первоначальное образование получил в Симбирской гимназии, а затем слушал лекции в Казанском университете, в котором курса, однако, не окончил.
В течение нескольких навигаций служил помощником капитана на одном из волжских пароходов.
До поступления своего на сцену, Андреев-Бурлак подвизался не без успеха в любительских спектаклях, а с 1870 г. окончательно посвятил себя артистической деятельности, начав службу актером в труппе Вальяно в Ростове-на-Дону.
В качестве провинциального актера Андрееву-Бурлаку пришлось объехать чуть не всю Россию
В 1879 г., по инициативе Бурлака, основан был первый в Москве частный русский драматический театр, известный под именем «Пушкинского театра» Бренко. Затем он принялся за постройку в Москве более обширного театра, в Газетном переулке, который и был открыт им в 1883 г. под именем «Русского драматического театра».
Летом 1882 г. Андреев-Бурлак, вместе с актером М. И. Писаревым, организовал первое «товарищество артистов Пушкинского театра, которое и объехало поволжские города, давая в каждом из них представления.
Играя в обеих столицах и провинции, Андреев-Бурлак приобрел репутацию, главным образом, хорошего исполнителя Поприщина по «Запискам сумасшедшего» Гоголя и чиновника Мармеладова по роману Достоевского «Преступление и наказание».
Эти типы он воспроизводил с замечательным искусством и постоянно совершенствовал свою игру в них.
Фотографы снимали его в этих ролях; так, напр., существует целый альбом, изданный фотографом Шапиро, различных моментов передачи Бурлаком «Записок сумасшедшего», читанных им в больничном халате. Из прочих ролей ему особенно удавались: роль кулака Деругина в «Светит да не греет», Счастливцева в «Лесе», Ладыжкина в «Женихе из долгового отделения» и городничего в «Ревизоре».
Он славился передачей собственных волжских сцен, печатавшихся в различных периодических изданиях и вышедших в 1881 г. отдельною книжкою, под заглавием: «На Волге». Повести и рассказы 1881 г. (Изд. редакции журн. «Живописное Обозрение»).
Сцены эти отличаются жизненностью и указывают на знание быта русского народа, приобретенное автором их еще за время службы на Волге.
В одно из пребываний своих в Одессе, Андреев-Бурлак, 30-го ноября 1886 г. прочел публичную лекцию о драматическом искусстве, которая, кроме общего интереса, имеет важное практическое значение для актера.
В 1886 г. она была напечатана отдельной брошюрой под заглавием: «Публичные лекции. І. Сцена и жизнь. Артиста B. H. Андреева-Бурлака». Одесса. 1886 г. В картинной галерее Ф. А. Терещенко, в Киеве, находится портрет Бурлака в роли Поприщина, работы художника Репина.
«Волжский Вестник» 1888 г. № 119. «Новое Время» 1888 года, № 4381. «Новости» 1888 года, 11 мая. С. Венгеров «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых», I, 554–555. Ровинский, «Подробный словарь русских гравированных портретов», II, прилож. V, стр. 295.