Дракон, подводная лодка
Подводная лодка «Дракон»: история создания, трагедия и наследие
История создания и технические особенности
Подводная лодка «Дракон» была спроектирована в рамках ранних экспериментов российского флота с подводными судами в начале XX века. Согласно имеющимися сведениями, она относилась к системе Симона Лекка — инженера, чьи работы, вероятно, вдохновлялись зарубежными аналогами, такими как лодки Холланда или русскими аналогами инженера Джевецкого. Детали проекта Лекка в доступных источниках сохранились фрагментарно. Известно только, что строительство «Дракона» велось на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге — одном из ключевых центров российского судостроения, участвовавшего в создании первых субмарин, включая легендарный «Дельфин».
Стоимость проекта, как и у других ранних подлодок (например, «Дельфин» обошёлся в 220 тыс. рублей), могла составлять несколько сотен тысяч рублей, учитывая экспериментальный характер и импортные компоненты, такие как двигатели и аккумуляторы. Лодка использовала бензиновый двигатель для надводного хода и электрический — для подводного, что было стандартом для того времени. Однако её конструкция, как и у многих ранних моделей, отличалась теснотой и сложностью обслуживания.
Катастрофа 1 августа 1909 года
Во время достройки «Дракона» на Адмиралтейском заводе произошёл взрыв бензина, повлёкший за собой пожар. Причиной инцидента стало случайное воспламенение паров бензина во время заряжания аккумуляторных батарей. Это привело к повреждению механизмов и задержке ввода лодки в эксплуатацию на год. В результате взрыва пострадали несколько инженеров и рабочих, однако точное число погибших не неизвестно — скорее всего, речь идёт о единицах жертв.
Расследование, проведённое после аварии, выявило недостатки в технике безопасности при работе с легковоспламеняющимися веществами и обслуживании подводных лодок из-за новизны. Подобные инциденты были нередки для всех ранних подлодок: например, на «Дельфине» в 1904 году гибель 25 человек произошла из-за ошибок при погружении. Вероятно, уроки, извлечённые из катастрофы «Дракона», повлияли на ужесточение норм при проектировании последующих моделей.
Команда и судьба проекта
Информация о капитане и экипаже «Дракона» в доступных источниках отсутствует. Вероятно, что подготовка команды велась в рамках Учебного отряда подводного плавания, созданного в 1906 году. Как и в случае с «Дельфином», экипаж, вероятно, формировался из добровольцев, проходивших обучение на базе первых субмарин.
Судьба самой лодки после ремонта остаётся неясной. Возможно, она так и не была принята на вооружение из-за технических недостатков или устаревания проекта. Чертежи «Дракона», если они сохранились, могут храниться в архивах Адмиралтейского завода или Военно-морского музея Санкт-Петербурга, однако подтверждений этому в открытых источниках нет.
Примечание:
Создание «Дракона» происходило в период, когда Россия активно развивала подводный флот, стремясь догнать Германию и США. Однако многие проекты, включая лодки системы Лекка, оставались экспериментальными и не сыграли значительной роли в боевых операциях. Тем не менее, накопленный опыт позволил к Первой мировой войне сформировать первые боеспособные подразделения субмарин, такие как Отдельный отряд миноносцев во Владивостоке и др.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.