Арсений Печерский, преподобный
Преподобный Арсений Печерский, упоминаемый в агиографических источниках как подвижник Киево-Печерской лавры, относится к числу святых, чьи жизнеописания сохранились фрагментарно.
Согласно «Источникам русской агиографии» архиепископа Сергия (Спасского), его память совершается 28 августа (по старому стилю), а мощи почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах лавры, где они были обретены в XVII–XVIII веках в ходе инвентаризаций пещерных захоронений (Спасский С.В. Полный месяцеслов Востока. Т. II. Владимир, 1901. С. 260).
Архиепископ Филарет (Гумилевский) в труде «Русские святые» указывает, что преподобный Арсений «подвизался в XIV веке», однако конкретные подробности его аскетических трудов или чудес отсутствуют, что характерно для многих печерских иноков, чьи имена сохранились лишь в синодиках (Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Т. III. СПб., 1882. С. 126–127).
Отсутствие детального жития связывает Арсения Печерского с традицией «безмолвного святочества», где само пребывание в лаврских пещерах считалось подвигом. Как отмечает исследователь А.В. Назаренко, подобная лаконичность агиографических данных отражает специфику печерской традиции, акцентирующей не индивидуальные деяния, а «соборную святость» монашеской общины (Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне. М., 2009. С. 314).
Мощи преподобного, покоящиеся в нише ближнего к выходу коридора Дальних пещер, отмечены табличкой с именем, но без уточнения времени канонизации.
В описи 1744 года, составленной иеромонахом Иосифом Тризной, они фигурируют среди «нетленных останков братии, иже в пещерах почивающих» (ЦГИАК Украины. Ф. 128. Оп. 1. Д. 16. Л. 34 об.).
Дискуссионным остается вопрос о возможном отождествлении Арсения Печерского с другими святыми того же имени. Историк Е.Е. Голубинский допускал, что он мог быть современником преподобного Арсения Трудолюбивого (XIII–XIV вв.), чьи мощи также находятся в Дальних пещерах, однако разница в днях памяти (28 августа и 8 мая) исключает такое смешение (Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 152).
В современном богослужении его имя включено в Собор преподобных отцов Киево-Печерских, празднуемый во 2-ю неделю Великого поста, что подчеркивает его принадлежность к духовной семье лавры.
Источники:
-
Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. II. Владимир, 1901.
-
Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Т. III. СПб., 1882.
-
Центральный государственный исторический архив Украины в Киеве (ЦГИАК Украины). Фонд 128. Опись 1. Дело 16.
-
Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.
-
Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне. М., 2009.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.