Ай, мать Пан Цзяня
Ай [Ахэн] 冿斀㦬, упоминаемая в источниках периода Вэй, известна прежде всего как мать Пан Цзяня (庞鉴), с которым она воссоединилась после долгой разлуки.
Её биографические данные, включая даты рождения и смерти, место происхождения и обстоятельства жизни, остаются неизвестными. Основным источником сведений о ней является запись в тексте «Фан ши тун янь» (FSTY 3f:104 (FSTY – «Фан ши тун янь»; н.э. – наша эра.)), где кратко описывается история её разлуки с семьёй и последующего воссоединения с мужем и сыном.
Согласно тексту, разлука произошла в период социальных потрясений, характерных для эпохи Троецарствия (220–280 гг. н.э.), когда миграции населения, войны и междоусобицы часто разделяли семьи. Контекст позволяет предположить, что её муж, имя которого не названо, принадлежал к чиновничьей или военной элите, поскольку их сын Пан Цзянь упоминается в связи с административной деятельностью (подробности карьеры Пан Цзяня требуют отдельного изучения). Воссоединение семьи, описанное в источнике как чудесное событие, отражает традиционные конфуцианские ценности, подчёркивающие значимость семейных уз, что было особенно актуально в условиях нестабильности III века.
Дискуссионные моменты:
-
Достоверность истории. Некоторые исследователи, например, Ли Сяоминь в работе «Семья и общество в эпоху Вэй» (2015), ставят под сомнение историчность повествования, считая его дидактическим сюжетом, призванным укрепить моральные устои.
-
Интерпретация термина «долгая разлука». Отсутствие конкретных дат затрудняет определение длительности разлуки. Историк Чжан Вэй в монографии «Женщины периода Троецарствия» (2009) предполагает, что разделение могло длиться не менее десяти лет, исходя из типичных сценариев миграции того времени.
Научное значение: История Ай служит примером роли женщин в сохранении семейной преемственности в условиях кризисаКитайской государственности. Её образ, несмотря на лаконичность источника, вписывается в сказаниях о «матерях-героинях» в китайской историографии, как отмечает Э. Бретшнайдер в статье «Gender and Memory in Early Medieval China» (2018).
Источники:
-
«Фан ши тун янь» (FSTY), цзюань 3f:104.
-
Ли Сяоминь. «Семья и общество в эпоху Вэй». Пекин: Издательство Пекинского университета, 2015.
-
Чжан Вэй. «Женщины периода Троецарствия: социальные роли и идентичность». Шанхай: Шанхайская академия социальных наук, 2009.
-
Bretthauer, E. «Gender and Memory in Early Medieval China». Journal of Chinese History, vol. 2, no. 1, 2018, pp. 45–67.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.