Было ли "знамя пророка" зеленым?

REX LUPUS DEUS

      Светлой памяти Льва Гумилева


       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

       диплом Орден тамплиеровС появлением пророка новой, крайне воинственной, религии, ислама - это слово в переводе с арабского означает "покорность" (Богу) - Магомета, или, точнее, Мухаммеда (буквально: "достохвального"; так был прозван своими арабскими последователями житель города Мекки Абу аль-Касим бен Абдалла(х) ибн Абд аль-Муталлиб ибн Хашим из древнего рода Хашимитов, или Гашимитов, входившего в племя корейшитов) изменились весь ход истории и весь облик Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока - колыбели христианства.

       Ислам  наложился на все предшествовавшие ему древние культуры и народности Востока, и, после утверждения своего господства над ними, дал им новый Закон, изложенный в Коране. В 622 г. Христианской эры произошло бегство (арабск.: Хиджра) Мухамммеда из его родного города Мекки (где ему угрожала кара за проповедь нового вероучения) в город Ятриб (Медину), издавна конкурировавший с Меккой (не зря говорят, что нет пророка в своем отечестве). А к моменту смерти Магомета в 632 г. Христианской эры (или 10 г. Хиджры, по новому мусульманскому летоисчислению) пророк, окруживший себя необычайно фанатичными и храбрыми людьми, порвавшими ради него и новой веры все семейные и родо-племенные связи, был уже повелителем всего Аравийского полуострова. Его воины (охваченные религиозным пылом "провозвестников нового мира" и уже имевшие многолетний опыт службы в войсках соседних государств, с которыми теперь вознамерились воевать) устремили свои взоры как на зороастрийский Иран, так и на христианский Запад, намереваясь нести на остриях мечей учение своего пророка и туда. Халиф (наместник пророка) Омар, друг и советник Мухаммеда, в 638 г. вступил в Иерусалим.

       У нас почему-то принято считать, что мусульмане еще при Мухаммеде сражались под "зеленым знаменем ислама" (или "под зеленым знаменем пророка"). Между тем, никаких вразумительных данных на этот счет не существует. Известно лишь, что зеленым было боевое знамя не Мухаммеда и не его преемников - первых праведных халифов (соратников и родственников пророка) - а халифов династии Омейядов (Умайядов), пришедших к власти в лице Моавии (Муавии) ибн Абу Суфьяна и перенесших столицу из Медины в Дамаск (впоследствии зеленое знамя присвоили себе, вместе с титулом "халифа правоверных", султаны-падишахи турки-османов). Сменившие Омейядов на престоле, в результате военного переворота,  халифы из династии Аббасидов подняли над своими владениями знамя отнюдь не зеленого, а черного цвета. А еретики (с точки зрения ортодоксального - суннитского - ислама) - измаилитские халифы из династии Фатимидов, захватившие Северную Африку (Тунис) и Египет (Миср), сражались под знаменем белого цвета. Выделившиеся, в свою очередь, из среды измаилитов новые сектанты - карматы (похитившие из Мекки священный "черный камень" Каабы, вернувшие его половину за огромный выкуп и безуспешно пытавшиеся построить коммунизм на отдельно взятой территории) - подняли свое собственное, красное знамя. Впоследствии очередные сектанты - низариты (батиниты) пользовались всеми 4 знаменами (зеленым, черным, белым и красным - эти цвета, между прочим, до сих пор встречаются почти на всех флагах арабских государств). А в христианском военно-монашеском  Ордене храмовников-тамплиеров, противостоявшем в Сирии и Палестине мусульманским правителям. но тесно контактировавшем с низаритами, вошло в обычай возжигать на капитулах (орденских собраниях) 4 свечи (белую, черную, зеленую и красную).

 

      В качестве навершия мусульманских знамен (а также в качестве эмблемы на щитах воинов ислама) часто использовался магический оберег - "рука Фатимы" (дочери пророка Мухаммеда и супруги "хызрата" Али). Но это так, к слову...

 

      К изложенному выше следует добавить еще одно соображение. Когда мы говорим о знамени пророка Мухаммеда и знаменах его преемников-халифов (да и вообще об арабских знаменах), следует проводить четкое различие между двумя типами знамен. Первый тип знамен, именуемый "лива", был, по сути дела, личным штандартом предводителя племени - шейха (а впоследствии - пророка или его наместника-халифа). Второй тип - знамя самого племени и в то же время войска, т.е. ополчения, этого племени (что было равнозначно, ибо каждый полноправный совершеннолетний член племени мужского пола являлся одновременно воином) - именовался "райя" (что означает буквально "стадо", "паства", чьим "пастырем", "пастухом" или предводителем являлся вышеупомянутый шейх, пророк или халиф). Эти два типа арабских знамен отличались друг от друга внешним видом и расцветкой. Если верить надежным  источникам (например, книге В.О. Шпаковского "Рыцари Востока"),"лива" предводителя  упоминавшихся выше корейшитов (родного племени пророка Мухаммеда) представляло собой два прямоугольных черных вымпела с закругленными концами, прикрепленные к древку на некотором расстоянии одно от другого. В то же время "райя" самого племени корейшитов представляла собой белое прямоугольное полотнище с желтой каймой, усеянной белыми кружками, и с двумя черными остроконечными косицами по краям. "Райя" племени Бену Гассан (гассанидов) представляла собой прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосами (красной, желтой и красной) равной ширины, с белой каймой, не только обрамлявшей полотнище по краям, но и отделявшей друг от друга украшавшие его три полосы. "Райя" южноаравийского племени Гадрамаут - прямоугольное белое полотнище с зеленым полумесяцем, желтой каймой и с тремя остроконечными косицами (двумя черными по краям и одной белой - посредине).

 

      Личный штандарт-"лива" самого пророка Мухаммеда, согласно некоторым источникам, представляла собой черное прямоугольное полотнище с белой каймой и двумя черными остроконечными косицами по краям, а "райя" мусульманского войска, предводителем которого пророк являлся - два узких  белых прямоугольных вымпела с закругленными концами, укрепленных на древке на некотором расстоянии один от другого.

 

      "Райя" (племенное, т.е. войсковое знамя) первых преемников пророка ("праведных халифов") - прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосами - черной, желтой и черной, с белой каймой (не только обрамлявшей края полотнища, но и отделявшей три его полосы друг от друга) и с двумя остроконечными косицами на конце центральной желтой полосы знамени (которая была шире верхней черной полосы на две трети и шире нижней черной полосы на одну треть).

 

      "Лива" упоминавшегося выше первого халифа из династии Омейядов Моавии ибн Абу Суфьяна (Моавии I)  представляла собой два прикрепленных к одному древку один над другим узких прямоугольных вымпела с двумя косицами на концах (красный и белый). "Райя" халифа Моавии (Муавии), первого повелителя Арабского халифата из династии Омейядов, или Умайядов) - зеленое прямоугольное полотнище (о котором мы уже упоминали, как о знамени халифов Омейядов).

 

      Многие мусульманские знамена были украшены богатой вышивкой и буквально испещрены исламскими религиозными надписями на арабском языке (обычно цитатами из сур корана), а также геометрическими узорами. Кстати, по утрверждению целого ряда военных историков, знамя в красно-белую или в черно-белую клетку (последнее представляло собой один из вариантов знамени христианского духовно-рыцарского Ордена Храма - "Босеан"), так называемый "шатранг", "чатранг" или "чатрандж" (буквально: "шахматная доска") было впервые введено в употребление не на христианском Западе, а именно в мусульманской Испании (Андалузии, или, говоря по-арабски, в "стране Аль-Андалус").

 

      По авторитетному мнению Л.Н. Гумилева (оценку которым Ордена тамплиеров мы, при всем уважении к трудам и к памяти покойного, не можем не признать пристрастной и несправедливой), мусульманская религия представляет собой, в сущности, вариант раннего, дособорного христианства, почерпнутого мекканцем (и, соответственно, провинциалом) Мухаммедом из разговоров с караванщиками и купцами, приходившими в торговые города Аравии и, в том числе, в его родную Мекку, из богатых мегаполисов тогдашнего средиземноморского мира - метрополий Восточной Римской (Ромейской, или Византийской) империи - Пальмиры, Антиохии и Иерусалима. То христианство, которое они проповедовали, было особой христианской ересью - савеллианством, или учением Павла Самосатского (проповедью строгого единобожия, согласно которому Иисус был человеком, пророком, но не Богом Сыном, единосущным Богу Отцу) и модализмом (учением о проявлении Единого Бога в разных лицах - в отличие от утвержденного Никейским Вселенским собором христианской церкви учения о Hераздельной и Неслиянной Божественной Троице). Это лжеучение было отвергнуто еще Никейским собором, но сохранилось и после Никейского собора в Сирии и Аравии). Приняв христианскую ересь за подлинное христианство, Мухаммед и вообразил себя проповедником истинной веры в Бога Ибрагима (Авраама), Иcхака (Исаака) и Якуба (Иакова), искаженной как современными ему талмудистами-иудеями, так и христианами господствующей у ромеев-византийцев православной церкви (в ту эпоху православную веру исповедовали христиане не только Востока, но и Запада; разделение христианской церкви на римско-католическую и греко-кафолическую, или греко-православную, произошло лишь в 1054 г., да и после этого официального акта взаимного отлучения от церкви папы римского и Патриарха Константинопольского, еще долго носило формальный характер).     

       Говоря об исламе как религии и об изначально присущем этой религии стремлению к экспансии, необходимо учитывать следующее обстоятельство.

       С точки зрения ислама весь обитаемый мир подразделяется на 3 "области":

       1)"Дар-уль-Исхам";

       2)"Дар-уль-Харб";

       3)"Дар-уль-Сульф".

       Это 3 "области", модель которых определяет 3 "подобласти", особый правовой, морально-нравственный и гуманитарный режим действий.

       "Дар-уль-Исхам" - это область, в которой проживает мусульманская община ("умма"). В этой области все устроено в соответствии с Божественными установлениями ("волей Аллаха", т.е. единого Бога, чье имя означает "Единственный").

       "Дар-уль-Харб" - это область, в которой мусульмане живут под властью немусульман ("кяфиров" или "гяуров", то есть "неверных"). Там (выражаясь современным языком) "не действует обычное международное гуманитарное право". Война в этой области ведется по особым законам. Пленных не берут. Дозволено брать в заложники женщин, детей и стариков и торговать ими.

       "Дар-уль-Сульф" - область, в которой (пока) нет мусульман. В отношении этой области следует в течение 10 лет соблюдать перемирие, после чего необходимо рассмотреть, что делать с данной территорией, как ее захватить и освоить.

       В эпоху, предшествовавшую периоду Крестовых походов, христианская Европа стояла перед крайне опасной (для всякого верующего христианина, озабоченного не только земным существованием своей бренной телесной оболочки, но и спасением своей души) перспективой постепенного освоения и захвата мусульманскими завоевателями.      

       К 700 г. вся Северная Африка (принадлежавшая православной Восточной Римской, или Византийской, империи)  оказалась под властью арабов-мусульман. Через 11 лет арабы и обращенные в ислам берберы ("мавры") захватили обширные территории в Испании, а в 20-е гг. того же VIII в. мировая мусульманская держава (Халифат) уже простиралась от Пиренеев и Луары до Индии и Китая.
       
       В 732 г. Христианской эры домоправитель (майордомус или майордом) франкского короля Карл Мартелл с величайшим напряжением сил разгромил в битве при Пуатье войско арабского вали (правителя) Испании Абд ар-Рахмана. Хотя мусульмане еще долгое время после этого нанесенного им поражения продолжали терроризировать своими набегами христианскую Европу, шок от неудачи при Пуатье настолько врезался им в память (вероятно, даже на генетическом уровне), что они впредь стали называть всех западных христиан (именовавшихся "латинянами", поскольку богослужение у них велось на латыни - разговорном языке западной части некогда единой Римской империи), противостоявших им на полях сражений, "франками" (со временем на развалинах распавшейся Франкской державы образовались Франция, Германия и ряд других европейских государств, некоторые из которых существуют и поныне).

       Почти одновременно, в 751 году, экспедиционному корпусу арабского полководца Зияда ибн Салиха удалось, при поддержке тюркского племени карлуков (обращенных в ислам), нанести поражение армии китайской империи Тан и положить конец претензиям китайцев на Среднюю Азию, превратившуюся в мусульманский регион (хотя и не сразу).  

       В результате всех этих завоеваний и побед адептов веры Мухаммеда,западная граница "державы правоверных" - арабского Халифата - в VIII в. от Рождества Христова отстояла от ее восточной границы на более чем 10 000 миль, значительно превышая по своим размерам все предшествующие ей в мировой истории великие державы - Древнеперсидское царство Ахеменидов, государство  Александра Македонского, Сирийское царство Селевкидов, Парфянское и Кушанское царства, Римскую империю и Новоперсидскую державу Сасанидов (Эраншахр, или Иран).

       В завоеванных и исламизированных ими в первую очередь силой меча (и уж во вторую очередь - силой проповеди) странах мусульманские завоеватели столкнулись с высокоразвитыми культурами, которые были ими сохранены и использованы себе на потребу. Речь шла о древнейших в мире культурах, слившихся воедино благодаря влиянию древних греков и римлян, и позднее заложивших основу всей христианско-европейской культуры и цивилизации. Один из крупнейших культурных центров Древнего Мира и раннего Средневековья располагался в Междуречье (между реками Тигром и Евфратом), другой - в Египте. Территории, расположенные между ними, являлись желанным яблоком раздора между господствовавшими в Леванте державами. Это состояние могло оказаться для них чрезвычайно опасным в случае, если бы Междуречье (Месопотамия) и Египет оказались под властью одной державы, проводящей единую политику.

      Во все времена, как тогда, так и ныне, Палестина в такой ситуации оказывалась как бы между двумя жерновами. Сегодня мы даже не можем представить себе, насколько богатой и процветающей была эта неоднократно перемалываемая беспощадными жерновами истории страна, некогда текшая, по выражению папы римского Урбана II, "млеком и медом", поскольку ее хозяйство, вследствие многочисленных войн, не прекращающихся и поныне, пришло за последние столетия в глубокий упадок, причем оказалась практически уничтоженной древняя оросительная система, а население было поставлено на грань вымирания. В эпоху поздней Римской империи в этой нынешней "священной пустыне" располагалось бесчисленное множество древних городов с сотнями тысяч жителей.

      Уже тогда в Сирии и Палестине существовали блестящие университеты - центры утонченного образования, в полной унаследовавшие культуру и науку поздней Античности. В византийскую эпоху даже земли вокруг нынешнего Багдада были населены христианами - как православными, так и верующими, принадлежавшими к другим древним христианским церквям. Армения, Месопотамия (Двуречье, или Междуречье), Палестина, Сирия и Египет были землями, на которых раньше всего утвердилось христианство.

       Хотя исламское завоевание не обошлось без неизбежных в таких случаях жестокостей, новые владыки Леванта очень скоро приспособились к изменившейся ситуации и всего через несколько поколений полностью растворились в местном населении. До самого начала эпохи Крестовых походов в Леванте существовало бесчисленное множество мелких государств, не имевших между собой ничего общего, кроме магометанской веры и арабского языка. Этот официальный государственный и священный язык, на котором велось судопроизводство и был записан Коран, объединял все исповедовавшие ислам народы от Индии до Испании и превращал их всех в "арабов" - членов единой мусульманской общины (упомянутой выше "уммы"), независимо от происхождения и даже разговорного языка.

       На Западе всех мусульман именовали "магометанами" (по основателю их религии Мухаммеду-Магомету), "сарацинами" (по названию одного из мелких арабских племен, известного еще древним римлянам и игравшего определенную роль в бесконечных войнах между Римом, с одной, и аршакидской Парфией, а позднее – сасанидской Персией, с другой стороны), "агарянами" (в честь Агари - наложницы библейского патриарха Авраама, или Ибрагима, родившей ему сына Измаила) или же "измаильтянами" (в честь вышеупомянутого Измаила, считавшегося прародителем всех кочевых племен Аравийского полуострова).

       У мусульман первоначально  было то, чего тогда так не хватало христианскому Западу - чувство единства и относительно спокойного существования. На протяжении столетий мирной жизни во многих мусульманских, или сарацинских, землях культура достигла высочайшего расцвета. Жители мусульманских городов - потомки арабских завоевателей, слившиеся с насильственно исламизированным местным населением - стали настолько изнеженными, что предпочитали вести военные действия руками наемных воинов (преимущественно тюркского происхождения).

         В эти издревле густо населенные земли постоянно совершали вторжения все новые чужеземные завоеватели, приходившие чаще всего из глубин Азии. Однако, осев на завоеванных территориях, они, как уже было сказано выше, в скором времени утрачивали свой воинственный дух. "Знамя пророка" (какого бы оно ни было цвета), выпав из ослабевших рук арабов, удивительно быстро давших развратить себя благами цивилизации, было подхвачено руками омусульманившихся персов, берберов, тюрок, курдов и других народов, утвердивших его "у стен недвижного Китая", на жарком полуострове Малакка и островах Индонезии, на берегах древней реки Ра-Итиль среди волжских булгар и в других, весьма отдаленных от Мекки, местах. Жители мусульманского Востока обладали превосходным вооружением, что не удивительно, ибо они были знакомы со всеми видами металлов и металлообработки. Им давно был известен и порох (через китайцев), хотя они еще не использовали его для стрельбы.

       Подобно франкским рыцарям, сарацинские "фарисы" носили панцирные рубашки, под которые поддевали двухслойные стеганые войлочные куртки. Огромной популярностью пользовались спортивные состязания всех видов, упражнения с оружием, скачки и поединки между всадниками, покрытыми броней. По мнению некоторых исследователей, турниры были переняты западным рыцарством именно от сарацинских "фарисов" в эпоху Крестовых походов (так же, как сами арабы в свое время переняли их у персидских витязей Сасанидской эпохи), в то время, как в предшествующую эпоху под словом "турнэ" на Западе понимали не воинские ристания, не поединки с оружием, а обычные конные состязания, вроде скачек.

      К Х в. п.Р.Х. политический распад некогда единой духовно-светской державы мусульман - Арабского Халифата - стал свершившимся фактом (то же самое фактически произошло и на христианском Западе с основанной Карлом Великим и возобновленной Оттоном Великим Священной Римской империей). За халифами осталась, главным образом, духовная власть над формально по-прежнему считавшейся единой "нацией ислама" - "уммой", реальная же политическая власть перешла в руки султанов.

       Слово "султан" - арабского происхождения и означает "единство власти". В священной книге мусульман Коране слово "султан» используется для обозначения отвлеченного понятия власти как таковой. Именно в этом смысле следует понимать приписываемое пророку Мухаммеду изречение (хадис): "Султан есть тень Бога на земле, и у него ищет убежища всякий обиженный".

       Впоследствии, однако, "султаном" стал именоваться в мусульманском мире всякий представитель светской власти, в противоположность "имаму" (религиозному авторитету), хотя впоследствии имамы не раз объединяли в своих руках не только духовную, но и светскую влсть (например, имамы низаритов, имам Шамиль в период Кавказских войн  середины XIX  в. и т.д.)..

       Впервые слово "султан" в этом новом, персонифицированном, смысле, было употреблено историком Табари по отношению к Муваффаку, брату халифа аль-Мутамида (876).

       После 946 г. Христианской эры, когда мусульманские военачальники-шииты иранского происхождения - Буиды - лишили багдадских халифов из Аббасидской династии светской власти, сделавшись при них наследственными верховными главнокомандующими всех войск Халифата, "султанами" стали именовать всех светских правителей, независимо от размеров контролируемой ими территории. Сами Буиды, фактически превратившие арабский халифат Аббасидов, от которого откололись Египет (с Северной Африкой) и Испания (там образовались собственные халифаты - упоминавшийся выше Фатимидский халифат измаилитов в Египте и Северной Африке под белым знаменем и Кордовский халифат наследников прежней династии Омейядов в Испании под зеленым знаменем), в возрожденную (на мусульманской основе) Иранскую державу, присвоили себе старинный титул персидских владык из зороастрийской (маздеистской или, точнее, маздаяснийской) династии Сасанидов - "шахиншах ал азам" (по-арабски: "малик ал-мулук"), то есть "царь царей" (что соответствует римскому титулу "император").  

        С середины XI в. п.Р.Х., когда туркменские племена-огузы (ставшие известными под именем турок-сельджуков), свергнув власть Буидов и заняв их место светских владык при бессильных аббасидских халифах Багдада, установили свою власть на большей части Арабского Халифата (после чего, в свою очередь, достаточно быстро иранизировались), "султанами" стали называть себя только главы независимых династий (например, династии Сельджукидов), в то время как их родственники и вассалы должны были довольствоваться более скромным титулом "царь" (по-арабски: "малик", по-персидски: "шах").

        Здесь конец и Господу нашему слава!


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Было ли "знамя пророка" зеленым?
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи:  В.В. Акунов
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru