Акимов, Иван Акимович, ректор Императорской Академии Художеств

Акимов, Иван Акимович, воспитанник-пенсионер за границею, потом профессор и ректор Императорской Академии Художеств, родился в Спб., 22 мая 1753 г., умер там же, 15 мая 1814 г.

Акимов Иван Акимович. «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев»

Акимов Иван Акимович. 
"Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев». ГТГ

Оставшись 9-ти лет после смерти отца, наборщика сенатской типографии, Акимов подал просьбу академическому начальству о принятии его для обучения искусствами принятый в Академию, он оправдал милость, ему оказанную, примерным прилежанием. Рисовал Акимов лучше других еще в низших классах и уже 18-ти лет выполнил по программе картину "В. к. Изяслав Мстиславич чуть не изрубленный воинами, его неузнавшими, в бою, открывается им», удостоенную 2-ой золотой медали (1772).

Ко времени выпуска (1773 г.), имея всего 19-т лет от роду, Акимов написал, также по программе, картину "в. к. Святослав по возвращении с Дуная в Киев», за которую получил первую золотую медаль и отправлен пенсионером за границу. Тогда посылали пенсионеров исключительно в Италию.

Получив незадолго перед тем от Болонской академии дипломы для своих членов, наша Академия назначила Акимова пенсионером в Болонью, где тогда не было даже настоящих натурных классов. Молодому художнику, строго выполняя инструкцию, пришлось проводить время только за копиями с лучших произведений мастеров местной школы, находившихся в городской галерее. В этих упражнениях Акимов провел почти целый год вне получив, по представлениям своим, разрешения Академии выехать в Рим, прибыл однако туда в апреле 1774 г. Но и в Риме постановка академических курсов была не лучше, чем в Болонье, так как и римская академия (Капитолийская) была обществом художников, имевших у себя частных учеников и отдельные студии без обучения анатомии и прочим вспомогательным наукам. На счастье Акимова, в Риме тогда был знаменитый живописец Помпео Батони, принявший русского пенсионера весьма благосклонно, благодаря рекомендации Ив. Ив. Шувалова.

Пользуясь советами Батони, Акимов в 1775 г. дописал картину "Прометей и Минерва», которая находится теперь в картинной галерее Императорской Академии Художеств. Грациозность композиции, конечно, не может скрыть основного недостатка Акимова — слабость колорита, но отсутствие колоритности маскируется довольно удачно—расположением свето-тени и мастерством строгого, академического рисунка. Сам художник понимал свой недостаток и старался победить его изучением колористов венецианской школы. С этою целью он копировал "Веру» Гверчино. Для испытания своей колоритности написаны Акимовым, тогда же, композиции: "Эней и Дидона в пещере», "Нарцисс» и "Фавн с козленком» — тоже пересланные из Рима в Академию и проданные здесь, с аукциона, неизвестно кому. Назначение в продажу этих картин доказываете что совет академии не находил в них особенных достоинств.

За "Прометея» Акимов был удостоен звания "назначенная академика» (1778 г.). По возвращении в Россию Акимов был определен адъюнктом в помощь профессору П. И. Соколову — обучать писанию с натуры (1779 г.).

На звание "действительного академика Акимову дали выполнить картину по программе "Геркулес, сожигающийся на костре», которая теперь находится в Академии Художеств.

Он написал это произведение в 1782 году и признан академиком исторической живописи. Колорит еще слабее в этой картине, но рисунок в академическом отношении более точен, так что определяющиеся с этого времени особенности художника уже не изменялись. Вследствие этого, влияние Акимова, как профессора, было заметно только в рисовальных классах, тогда как направление, данное Угрюмовым, более живым колористом, хотя и менее строгим рисовальщиком, сохранялось до Брюлова в русской школе живописи.

В служебном отношении Акимов пользовался и большим влиянием, и большим почетом, как знаток искусства, администратор и приятный человек в обществе, много читавший и умевший вести беседу о специальностях всякого рода, а не об одном своем искусстве. Как рисовальщик, он, бесспорно, стоял выше своих товарищей.

В 1786 году, указом 19-го мая, Акимов был назначен инспектором шпалерной мануфактуры, а 5 лет спустя и директором её (1791 год). Вместе с тем, ему поручено было обучение рисованию и живописи Августейших детей Императора Павла I.

В 1794 году Акимов был назначен директором Академии Художеств.

Павел I, покровительствуя художникам, к Акимову был милостивее прочих и сам давал ему заказы.

Между прочим, Акимов написал несколько воздушных фигур на зеркалах в Михайловском замке, очень хвалимых современниками, но до нас не дошедших. Лучшею порою творчества были для Акимова 1790-ые годы. Тогда были написаны самые выдающиеся произведения этого художника, а именно: в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в иконостасе — "Св. Троица», "Вознесение на небо Богоматери», "архангелы» на северных и южных дверях и "Саваоф» над царскими вратами, в резном позолоченном сиянии, с серебряными облаками. Особенно изящна фигура "Архангела Гавриила» с райскою ветвью. Рисунок здесь хорош, как ни в одной из остальных работ Акимова, и краски необыкновенно гармоничны и ярки. Самый колорит тельных частей оставляет желать очень немногого. "Саваоф» полон величия и достоинства, чего не встречается у сверстников и даже учеников Акимова, живших после него. Нельзя не видеть в этих трех произведениях глубокого изучения Гвидо Рени и Караччи.

При Александре I работ Акимова немного и то, что особенно хвалили современники, стояло в художественном отношении не особенно высоко; таков, например, "Подвиг Старичкова» на выставке 1806 г.

Патриотический сюжет, спасение знамени гренадером, конечно, играл главную роль и доставил легкий успех этому заурядному произведению. При конкурсе на портреты Высочайших Особ для Департамента уделов, где Акимов соперничал с Левицким, хотя и были утверждены эскизы обоих, но исполнение заказа было окончено Левицким. Акимова следует помянуть еще как собирателя сказаний о русских художниках. Его сообщения, показывающие степень основательности изустных пересказов, напечатаны в "Северном Вестнике» 1804 г. Потеряв жену и не имея детей, Акимов оставил Академии Художеств, по завещанию, капитал в 15.000 р. ассигнациями, с тем, чтобы Академия приняла пансионерами его воспитанников, что и было исполнено. Известен Акимов и как гравер крепкою водкой.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru