Атаман Ермак Тимофеевич

Атаман Ермак Тимофеевич

Ермак Тимофеевич

Как на славных на степях было Саратовских,

Что пониже было города Саратова,

А повыше было города Камышина,

Собирались казаки-други, люди вольные,

Собирались они, братцы, во единый круг:

Как донские, гребенские и яицкие.

Атаман у них Ермак сын Тимофеевич,

Есаул1 у них Асташка сын Лаврентьевич.

Они думали думушку все единую:

«Уж как лето проходит, лето теплое,

А зима настает, братцы, холодная,

Как и где-то нам, братцы, зимовать будет?

На Яик нам идтить –да переход велик,

Да на Волге ходить нам – все ворами слыть,

Под Казань-град идтить – да там царь стоит,

Как грозной-то царь Иван Васильевич;

У него там силы много – множество.

Да тебе, Ермаку, быть там повешену,

А нам, казакам, быть переловленым

Да по крепким по тюрмам порассоженым».

Как не золотая трубушка вострубила,

Не серебряная речь громко возговорит

– Речь возговорит Ермак сын Тимофеевич:

«Гей вы думайте, братцы, вы подумайте,

И меня, Ермака, братцы, послушайте!

Зазимуем мы, братцы, все в Астрахани,

А зимою мы, братцы, поисправимся;

А как вскроется весна красная,

Мы тогда-то, други-братцы, во поход пойдем,

/

Мы заслужим пред грозным царем вину свою:

Как гуляли мы, братцы, по синю морю,

Да по синему морю по Хвалынскому2,

Разбивали мы, братцы, бусы-корабли3,

Как и те-то корабли, братцы, не орленые4,

Мы убили посланничка все царского,

Как того-то ведь посланничка Персидского».

Как во славном было городе во Астрахане,

На широкой на ровной было площади,

Собирались казаки-други во единой круг,

Они думали думу крепкую,

Да и крепкую думушку единую:

«Как зима-то проходит все холодная,

Как и лето настанет, братцы, лето теплое,

Да пора уж нам, братцы, в поход идтить».

Речь возговорит Ермак Тимофеевич:

«Ой вы гой еси, братцы, атаманы-молодцы!

Эй вы делайти лодочки-коломенки,

Забивайте вы почета5 еловые,

Накладайте бабаички6 сосновые,

Мы поедемте, братцы, с божьей помочью;

Мы пригрянемте, братцы, вверх по Волге по реке,

Перейдемте мы, братцы, горы крутыя,

Доберемся мы до царства бусорманского,

Завоюем мы царство Сибирское,

Покорим его мы, братцы, царю белому,

А царя-то Кучума во полон возьмем.

И за то-то государь-царь нас пожалует.

Я тогда-то пойду сам ко белу царю,

Я надену тогда шубу соболиную,

Я возьму кунью шапочку под мышечку,

Принесу я царю белому повинную:

«Ой ты гой еси, надежа православный царь!

Не вели меня казнить, да вели речь говорить.

Как и я-то, Ермак сын Тимофеевич,

Как и я-то, воровской донской атаманушка,

Как и я-то гулял ведь по синю морю,

Что по синю морю по Хвалынскому,

Как и я-то разбивал ведь бусы-корабли,

Как и те-то корабли все не орленые.

А теперича, надежа православной царь,

Приношу тебе буйную головушку

И с буйной головой царство Сибирское!»

Речь возговорит надежа православной царь,

Как и грозной-то царь Иван Васильевич:

«Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,

Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!

Я прощаю тебя да и со войском твоим,

Я прощаю тебя да за твою службу,

За твою-то ли службу мне за верную,

И я жалую тебе, Ермак, славной тихой Дон!»

Примечание:

1. Здесь: помощник атамана.

2. Старое название Каспийского моря.

3. Бус — большая долбленая лодка, однодеревка, с острым носом, отрубистою кормой и округлым дном, большею частью с наделками, набоями, насадами, т. е. с набивными досками по бортам.

4. Без орла, т. е. без царского герба, — не государственные, а частные.

5. Вбитые в борт колышки, на которые надевают весло.

6. Весла.

Текст взят из книги: Русская старина. Карманная книжка для любителей отечественного на 1825 год, изданная А. Корниловичем. Спб., 1824, с. 336–341.

Песня отражает желание казаков утвердить свое гражданское положение в обществе. Изображая приподнесение царю в дар Сибири, она подчеркивает большую роль казаков в укреплении Российского государства.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru