Ландратская канцелярия

В 1715 – 1719 гг. Местное учреждение обще­го управления в центрах долей, на которые губернии Европейской России, Урала и Сибири в 1710 были "рас­писаны" из расчета около 5,5 тыс. тяглых дворов в каждой. Ландратские канцелярии подчинялись губернским канце­ляриям.

Ландратские канцелярии возникли вследствие имен­ного указа от 28 января 1715 года, преду­сматривавшего возложение на ландратов, состоявших с 1713 года при губернаторах, вице-губернаторах и обер-комендантах, функций уп­равления долями с помощью ко­миссара, 14 подьячих и 12 конных рассылыциков. Совокупность этих должностных лиц и стали в делопроизодственной практике называть Ландратской канцелярией, что не противоре­чило известным сейчас актам 1710-х гг., где данный термин не упо­треблялся, но ландрат вместе с подчиненными служителями все­гда рассматривался как особое учреждение - "приказ", - в руко­водстве делами которого ландрата при его отлучке заменяет комис­сар. В процессе работы определилась и подчиненность Ландратских канцелярий губернским канцеляриям как главным органам власти на местах, хотя формально ландраты были независимы не только от них, но и от губернато­ров лично: судить их мог лишь со­вет ("консилиум") в составе гу­бернатора, вице-губернаторов и остальных ландратов, который раз в год должен был обсуждать и др. местные дела.

Хотя до сих пор не выяснено, что именно решалось в ландратских советах, само отделение ландратов как регулярно присут­ствующих при губернских правителях более высоких рангов от отожде­ствлявшихся со своими канцеля­риями ландратов как начальников до­лей - один из немногих вполне установленных фактов истории Ландратских канцелярий. О численности Ландратской канцелярии следует говорить лишь предположитель­но, поскольку доли, по значению равные уездам, территориально обычно превосходили последние (включая от одного до нескольких городов с прилежащими местностями), их не могло быть более 150. Сейчас выделено около 80 делопроизводст­венных комплексов под названием Ландратская канцелярия, но не исключено, что часть их принадлежит другим учреждени­ям, которые иногда именовались Ландратской канцелярией просто в силу руководства ими бывшими ландратами.

Преимущественно гипотетически можно судить и о компетенции Ландратской канцелярии как учреждений переходного перио­да в развитии государственного аппарата, ко­гда им во всех отношениях были присущи неопределенность и не­устойчивость. В историографии Ландратских канцелярий известны прежде всего тем, что проводили предшествовав­шую 1-й ревизии подворную, т.н. ландратскую перепись 1716 – 1717 гг., материалы которой поступили сначала в Сенат и затем в Ка­мер-коллегию. П.Н. Мрочек-Дроздовский, отмечая, что учет числа, пола и возраста населения, а также описание усадеб и соста­вляющих наделы дворов, полей и угодий были постоянной обязанностью ландратов, считал их тем не ме­нее главным образом финансовыми чиновника­ми. В действительности, по-види­мому, законодательные положе­ния о "всяких сборах и земских делах" или праве суда толкова­лись шире. Согласно основной части выявленной документации Ландратских канцелярий, они осуществляли, кроме учета населения и сбора налогов, и др. важнейшие функции общего уп­равления - охрану прав владения имениями и др. имуществом, борьбу с бегством и контроль за исполнением повинностей лиц разных сословий, наборы рекру­тов и работных людей, организацию подрядов и поставок. При этом, вопреки указу от 28 января 1715 года, за­прещавшему ландратам так или иначе "вступаться" в жизнь по­садских людей, Ландратские канцелярии следили за их казенными и сословными служ­бами, торговыми и ремесленными за­нятиями, а равным образом и су­дили их, как и губернские, про­винциальные и воеводские канце­лярии 1719-1727 гг. Думается, именно к воеводским канцеляри­ям Ландратские канцелярии ближе всего и по кругу решавшихся задач, и по степени реальной власти на местах, хотя проблема роли Ландратской канцелярии в становле­нии учреждений общеадминистративного про­филя и требует дальнейшего ис­следования.

Ландратские канцелярии были закрыты по мере введения в 1719-1722 гг. новых ме­стных учреждений разного на­значения. Упразднение Ландратской канцелярии обусловленное провинциальной реформой 1719 года, нашло конкретное отраже­ние в именном указе от 17 апреля 1719 года, по которому ландраты пере­давались в распоряжение Камер-коллегии для назначения на другие должности.

Синонимы: Канцелярия ландрата; Ландраторская канцелярия.

Источники: ПСЗ I. Т. 5. № 2673, 2762/2770, 2776, 3025, 3027, 3034, 3078, 3081, 3308, 3334, 3534; РГАДА. Ф. 882-899, 913-920, 1015 и др.; Мрочек-Дроздовский П. Обл. управление России XVIII в. до Учреждения о губерниях 7 нояб. 1775: Историко-юрид. исследова­ние. М, 1876.

М.В. Бабич

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru