О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА.


"Братьям надлежит всегда носить с собой меч".

       Из "Законов" Верховного магистра Тевтонского Ордена брата Винриха фон Книпроде (1351-1382), раздел IV, статья 2.

1.Меч.

Главным оружием всякого "брата-рыцаря" ("белого плаща") и всякого "брата-сарианта" ("серого плаща") Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии являлся меч (нем.: "шверт"). Всякий "брат" Ордена должен был по возможности оставаться препоясанным мечом (даже в мирное время и даже если он не носил на себе иного вооружения, доспехов и шлема) - например, во время конных прогулок. В то же время все посетители "орденского дома (подворья)", не принадлежавшие к Тевтонскому Ордену, должны были снимать свои мечи (как и при проезде через ворота городов, расположенных во владениях Тевтонского Ордена).

Мечи не перечисляются в инвентарных описях орденских арсеналах именно потому, что как бы являлись неотъемлемым элементом облачения каждого члена Ордена Приснодевы Марии, который он постоянно имел при себе. Какого-то общего, или единообразного типа меча члена Тевтонского Ордена исторически не существовало.

Обычно рыцари, принимаемые в Тевтонский Орден (да и в другие военно-монашеские ордены - например, в Орден Святого Иоанна), вступали в него вместе со своими мечами, поэтому различные варианты мечей, распространенных в тогдашней Германии (а если быть точнее - в тогдашней "Священной Римской Империи", включавшей в себя, наряду с Германией, также нынешние Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Австрию, Швейцарию, Богемию-Чехию и т.д.), были представлены и в войске Тевтонского Ордена. Во всяком случае, светские рыцари-ленники (вассалы) Ордена Приснодевы Марии (служившие ему и участвовавшие в орденских походах-"рейсах" за предоставленный зеиельный надел), именуемые в орденском лексиконе "ландриттерами" или "ландсриттерами" ("земскими рыцарями"), судя по многочисленным находкам, широко употребляли мечи, выкованные в орденских оружейных мастерских или в собственных кузницах по достаточно устаревшим образцам (так, один из найденных на поле битвы под Танненбергом подобных мечей, датируемый примерно 1395 годом, повторяет по форме меч образца 1300 г.).

 

   
 
   

С течением времени длина орденских мечей увеличивалась. Если клинок меча, датируемого концом XII в., чаще всего достигал в длину 80 см, то клинок меча второй половины XIV в. - уже 1 м.

Мечи ковались из стали и железа и полировались до зеркального блеска. Они имели обоюдоострый клинок. По Уставу Тевтонского Ордена мечи, как и другие виды оружия было запрещено чем-либо украшать. Правда, в реальности совсем без украшений дело все-таки не обходилось, но украшались обычно только навершия рукояток мечей, имевшие различную, не регламентированную, форму. Навершия украшались маленькими изображениями орденского креста, порой фигурками или даже фамильным гербом владельца (изображать который на щите, одежде, шлеме или конской попоне членам Тевтонского Ордена в "классическую эпоху" его существования было строжайше запрещено). В очень редких случаях эфес или крестовина меча покрывались бронзой, еще реже верхняя часть клинка украшалась девизом или каким-либо узором. И буквально в считанных случаях клинок орденского меча частично воронился, украшался латунной проволокой, словами молитв или благочестивыми изречениями.

Тяжелый эфес меча служил противовесом клинку, уравновешивая меч в руке бойца. С целью облегчения веса меча (а отнюдь не для того, чтобы с него "легче стекала кровь", как иногда пишут и думают!) клинок имел долы. Меч с долами на клинке весил в среднем около трех килограммов. Большинство мечей (не "принятых" в Орден вместе со своими владельцами) ведомство маршала рыцарей Пресвятой Девы Марии Тевтонской получало от местных городских оружейников или же из лучших оружейных мастерских городов, расположенных в других государствах Европы (например, из Вены). Меч вкладывался в кожаные ножны, усиленные внутри деревянными вкладками.

О мечах "братьев-рыцарей" основанного герцогом (князем) Конрадом Мазовецким польско-немецкого Добринского (Добжиньского) военно-монашеского Ордена, действовавшего против прусских язычников до прихода в Пруссию тевтонов, сообщается, что их ножны были, якобы, красного цвета. О ножнах мечей тевтонских рыцарей подобных сведений нет.

В очень редких случаях на поясах, на которых рыцари Тевтонского Ордена носили мечи, встречались декоративные металлические бляхи или иные украшения, хотя это было строго запрещено статьей XIX "Закона" Верховного магистра Ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской брата Дитриха фон Альтенбурга (1335-1341), недвусмысленно гласившей:

"Такожде и поясам для ношения мечей надлежит быть скромными ремнями безо всяких блях" (нем.: "ouch suln sin die swertfessele slecht gryme ane spangen").

2.Дюзак (дуссака)

   
 
   

"Дюзаком" ("дуссакой" или "дуссегой" - искаженное славянское слово "тесак") назывался слегка изогнутый, недорогой в изготовлении кривой меч с одним лезвием и металлической дугообразной гардой (обычно заканчивавшейся в своей верхней, прилегавшей к основанию клинка, части своеобразным завитком-волютой), защищавшей пальцы державшей его руки, состоявший на вооружении "неблагородных" воинов Тевтонского Ордена в период с XIII по XV в. (см. иллюстрацию). Этим "тесаком" (изогнутый клинок которого достигал в длину в среднем 70 см и обычно выковывался из одной полосы железа с рукояткой) пользовались также члены бюргерских ополчений подчиненных Тевтонскому Ордену городов или отрядов немецких, польских и прусских крестьян, выступавших в поход по призыву Верховного магистра под началом своего господина - светского или духовного вассала Тевтонского Ордена. "Дюзаки", несравненно более дешеые в изготовлении, чем рыцарский меч, были также излюбленным оружием чешских (богемских)  наемников Ордена Пресвятой Девы Марии. (хотя пользовались не меньшей популярностью и среди чешских еретиков-гуситов, с которыми тевтонам, иоаннитам и другим "рыцарям Церкви" пришлось не раз скрестить клинки на полях сражений в Центральной Европы в первой половине бурного XV в.). 

3.Кинжал (нем.: "туллих", "дуллих", "дольх"), или "милость Божья" (нем.: "гнадготт", лат.: "мизерикордия").

   
 
   

"Братья-рыцари" и "братья-сарианты" Тевтонского Ордена носили справа на поясе кинжалы, в том числе так называемые "кинжалы милосердия" с узким, граненым клинком  (см. рис.) предназначенные для закалывания поверженного противника через щели в доспехах или отверстия в шлемах (в подобных случаях, вероятно, предполагалось, что всякий благочестивый "брат" Ордена Пресвятой Девы Марии, прежде чем покончить с лежащим на земле неприятелем - во всяком случае, поляком или еще каким-либо "братом во Христе", скажет или шепнет ему на ухо: "Да пребудет с тобой милость Божья"!, или, по-немецки: "Гнад дир Готт"!).

Впрочем, и поляки, в свою очередь, в долгу не оставались. Вспомним хотя бы знаменитую сцену завершения Грюнвальдской битвы в романе лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича "Крестоносцы" ("Крыжаки"): "Мацько дважды вонзил мизерикордию в горло врагу. Куно страшно захрипел, выкатил глаза, изо рта у него хлынула кровавая пена и т.д. (цитирую по памяти - В.А.)"

Впрочем, кто его знает... Хотя откуда-то ведь должно было взяться такое название!

В качестве средства самообороны кинжалы состояли и на вооружении оруженосцев (нем.: "кнаппен") орденских "братьев-рыцарей", возивших за своим господином щит и копье и не имевших собственного вооружения. Да и вообще, никакому воину не возбранялось их иметь.

Кроме кинжала (на случай, если придется "завалить" сарацина, половца, литвина или поляка), на поясе обычно носили еще и нож (чтобы "колбаски или сальца нарезать", или еще там чего)...
 
4.Булава, шестопер, чекан, боевой топор:

Наряду с клинковым, на вооружении войск Тевтонского Ордена состояло и оружие ударное. Булавы, шестоперы, и чеканы (боевые молоты) были излюбленным оружием конных воинов.

Военные предводители особенно охотно пользовались булавами, или шестоперами (напоминавшими по форме скипетр), служившими им не только ударным оружием, но и символом власти. Очень любили пользоваться булавой епископы, выступавшие на войну во главе своих воинских контингентов по призыву своего сюзерена - Верховного магистра Тевтонского Ордена - ведь им, как князьям церкви и лицам духовного звания было строжайше запрещено проливать кровь мечом.

Чеканы, или боевые молоты (нем.: "рабеншнабели", то есть "вороньи клювы") использовались конными воинами для проламывания вражеских шлемов и пластинчатых лат.

Боевые топоры (секиры) входили в комплект вооружения пеших воинов (кнехтов) и экипажей кораблей орденского флота.

5.Древковое оружие:

Древковое оружие различных размеров, снабженное наконечниками различных форм, было главным оружием как пехоты, так и конницы Ордена Приснодевы Марии. При раскопках средневекового имения Клеменсбург, принадлежавшего светскому рыцарю-леннику Тевтонского Ордена -, были обнаружены металлические наконечники различных видов древкового оружия длиной от 15 до 58 см и различной ширины.

а)Пики:

Пехотные пики (нем. : "шписсы") имели длинные и широкие наконечники в форме клинка или шила (для протыкания неприятельских кольчуг).

б)Копья:

Задняя часть рыцарское копья (нем.: "ланце", "штоссланце"), имевшего (в отличие от пик и копий, состоявших на вооружении орденской пехоты) сравнительно компактный, небольшой и короткий наконечник, достигавшего в длину 4 м и весившего до 6 кг, во время атаки зажималось рыцарем под мышкой правой руки. Для нанесения мощного таранного удара копьем, взятым наперевес, рыцарь вытягивал ноги вперед и плотно упирался нижней частью спины (скажем так) в заднюю луку высокого рыцарского седла.

Древко рыцарского копья чаще всего было абсолютно прямым и имело одинаковый диаметр по всей своей длине.

По Правилу XXII Устава Тевтонского Ордена его членам запрещалось пользоваться древковым оружием, раскрашенным в яркие "светские" цвета. Из цветов для окраски древка допускались только "церковные" - черный, серый или коричневый - "в тон" цветам облачений различных категорий членов Тевтонского Ордена.

Странным образом, в Уставе и хрониках Тевтонского Ордена совершенно отсутствуют какие бы то ни было упоминании о флажках-"прапорцах" на копьях "братьев" Тевтонского Ордена (столь любимых иллюстраторами).

6."Гуфдорны" ("железный чеснок"):

Этот вспомогательный вид оружия, широко использовавшийся не только в эпоху Средневековья, представлял собой небольшие железные конструкции из четырех железных шипов или гвоздей, торчащих остриями в разные стороны и разбрасывавшихся на предполагаемом пути неприятельской конницы. Так, например, при описании набега русского князя Владимира Полоцкого на Ригу хронист сообщает, что немцы сделали все дороги, ведшие к Риге, непроходимыми для полоцкой конницы, разбросав повсюду "железный чеснок".

Если "железный чеснок" разбрасывался в больших количествах (как это обычно и бывало), он мог создать серьезные проблемы для продвижения не только конницы, но и пехоты неприятеля.

Здесь конец и Богу нашему слава!

Вольфганг Акунов


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Категория темы:Вольфганг Акунов
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru