Одесский военный округ, исторический очерк

Одесский военный округ

ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, был образован одним из первых округов в 1862 г. и почти не изменился в своих границах до конца Империи, когда в его состав входили: Херсонская, Екатеринославская, Таврическая, Бессарабская (без Хотинского у.) губернии и Балтского у. Подольской губернии.

Пространство округа 4.353,7 кв. миль с населением 10,98 мил. жителей, или 2.423,5 жит. на 1 кв. м. (общая плотность для всей Европейской России в конце Империи — 1.375 жит. на 1 кв. м.).

Одесский военный округ, с одной стороны, граничил с Румынией и находится в непосредственной близости к Австро-Венгрии, а с другой — включал в свои пределы берег Черного моря от устья Дуная до Керченского пролива; поэтому на территории его с первых же дней объявления войны возможны и сухопутные военные действия и производство десанта. В то же время он являелся базой, как для сухопутной армии при вторжении её в пределы Румынии и Австро-Венгрии, каковой он являлся во всех наших войнах с Турцией, так и базой для десантных операций на неприятельские черноморские берега.

Днепром Одесский военный округ делится на 2 неравные части.

Западная приграничная, значительно большая часть, заключала в своих пределах пути из Румынии на Киев, богатый портовый г. Одессу, Херсон и Николаев, являлась наиболее важною.

Восточная тыловая часть, на территории которой военные действия маловероятны, является, вместе с Заднепровскими губерниями других военных округов, богатейшей базой не только для западной части округа, но и для всего Юго-Западного театра. Особняком стоит Крымский полуостров с его военным (Севастополь) и торговыми портами, который м. явиться только объектом морских операций.

Т. обр., Одесский военный округ имел много данных, чтобы привлечь внимание неприятеля.

Устройство поверхности, при наличии ряда рубежей в виде рек, протекающих в глубоких балках и вливающихся в море обширными лиманами, также при бедности хорошими грунтовыми путями, скорее благоприятствует обороне, чем наступлению, которое для своего успеха должно к тому же сопровождаться морскими действиями. Вся территория вообще весьма богата средствами и продуктами обработки сырьевых материалов, недостаток м. оказаться только в топливе.

Населенные пункты редки (по 1 на 17 кв. вер.), но большие по числу дворов (в среднем, на 1 населенный пункт — 125 дворов), просторны и опрятно содержимы; условия расквартирования войск в военное время вполне благоприятны.

Племенной и религиозный состав население, за небольшим исключением (немецкие колонисты в Таврической и отчасти в Екатеринославской губ-х), однообразен и благоприятен.

Климат умеренный и вполне здоровый; зима мягкая, сопровождается бездорожьем, лето и весна жаркие, лучшее время года осень.

Почва глинисто-черноземная, существенно влияет на состояние грунтовых путей в непогоду.

Шоссе почти не было, только на южном берегу Крыма да вблизи городов встречались шоссейные участки дорог.

Грунтовых дорог достаточно, содержались в хорошем состоянии.

Ж. дорог не менее, чем в прочих пограничных округах и их относительно достаточно, но они более соответствуют экономическим интересам (соединяя промышленные районы с портами), чем сухопутно-военным; тем не менее, для операций армии против Румынии их достаточно.

Из внутренних частей о-га к границе подходили ж. дороги: из Одессы через Бендеры и далее, разветвляясь к Рени и Унгенам, где входили в связь с румынскими ж. д. на Галац и Яссы; из Екатеринослава, Кременчуга и Черкасс, сходясь в узле Знаменка, и далее через Балту, Бельцы (не доходя 45 вер. до границы), Окницу к границе у Липкан (в пределах Киевского военного о-га). Все прочие ж. дд. шли примерно с севера на юг к портам; из них наибольшее значение имели Одесса — Балта — Жмеринка, как связь с Киевским военным о-гом; Кременчуг (или Черкассы) — Знаменка — Николаев — Херсон и Лозовая (из Харькова) — Севастополь. Остальные ж. д. по своему положению и направлению не имели военного значения.

Важнейшие ж.-д. узлы: Раздельная, Бендеры, Балта, Знаменка.

В отношении обороны Черноморского побережья главный недостаток ж.-д. сети состоит в том, что нет ж. д. вдоль побережья; поэтому порты, к которым подходят ж. д. (Одесса, Херсон, Севастополь, Феодосия и Керчь), а также удобные для десанта пункты разобщены между собой; кроме того, многочисленные, глубоко-входящие внутрь материка лиманы и малое число грунтовых дорог значительно затрудняли связь вдоль берега.

Крепости: Очаков, Керчь и Севастополь.

В округе были расквартированы VII и VIII армейские корпуса, в состав которых входили 4 пехотных дивизии, стрелковая бригада, кавалерийская дивизия и 2 отдельного конных полка, 2 мортирных артиллерийских дивизиона, два саперных батальона и морской батальон.

Военно-учебные заведения: в Одессе — кадетский корпус, военное пехотное и артиллерийское училище, в Елисаветграде — кавалерийское училище.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru