Ольга Святая

Ольга святая, в крещении Елена; жена кн. Игоря; Великая княгиня русская.

Годы правления приблизительно 945—955.

Родилась между 890—894 г., умерла в 969 г.

Летописные и другие сведения настолько украшены легендой, что порою трудно указать границу, где кончается вымысел и начинается историческая правда. Самое имя её читается различно: Ольга, Вольга, Волга.

По Иоакимовской летописи славянское имя ее было Прекраса и, лишь после брака Ольги с Игорем, Олег назвать ее "Вольгой».

Есть основания думать, что и летопись путает имена Олега и Ольги.

Христианское предание называет Ольгу поселянкой из села Выбутина (Лыбутина), дочерью (а чаще правнучкой) Гостомысла, дочерью князя Тьмуторокана и даже Торокана, князя Половецкого, "неции же глаголют яко Ольгова дщи бе Ольга».

Происхождение Ольги было предметом специальных исследований; летопись называет её родиной Плесков и это повело даже к маловероятному предположение, что город этот Болгарская Плескувия. Но обычно в науке под Плесковом подразумевают—Псков.

Ольгу считают псковитянкой из знатной варяжской наместнической или боярской семьи. Еще девочкой лет 10—11 она была привезена Олегом в Киев в качестве будущей жены князя Игоря.

Предание говорить о её необыкновенной красоте и уме. Обручение или бракосочетание её отнесено к 903 году, a рождение Святослава к 942 году, — т. е. к 39 году супружества.

Замужем Ольга была 43 года, до 946, когда Игорь был умерщвлен древлянами.

Ольга в представлении древних повествователей является "честной вдовой», на обязанности которой лежала, прежде всего, месть за мужа. Подробности мести общеизвестны.

Они роднят сказания об Ольге с норвежскими сагами, и в этом отношении особенно интересно сожжение Искоростеля. Сжегши город древлян, и перебив большую часть населения, Ольга обложила остальных тяжелою данью, 2/3 которой шли Киеву, 1/3 Вышгороду, "к Ольге, бе бо Вышгород град Вользин». Отсюда замечают, что у Ольги был собственный город Вышгород, доходы которого шли в её личную казну.

Затем, объехав Деревскую землю и установивши по ней уставы и уроки, Ольга отправилась к Новгороду и по пути на Мете и Лузе также определила "погосты», "оброки» и "дани». Летописец при этом, желая оттенить значительность внутренней государственной деятельности Ольги, говорит, что "Ловища её суть по всей земле, знаменья и места и повосты… и по Днепру перевесища и по Десне…

Одним из важнейших событий жизни Ольги надо считать принятие ею христианства, к которому она пришла по всей вероятности, под влиянием проповеди Киевских христиан, быть может, еще до смерти Игоря, после которой она уже открыто, исповедовала православие. Место крещения Ольги в точности неизвестно. Летопись говорит, что в 955 году Ольга в Константинополе была крещена патриархом; восприемником её назван император. Обыкновенно исправляют год летописи на 957, когда Ольга действительно была в Константинополе, и к этому году относят её крещение; но этому противоречить то обстоятельство, что Константин Багрянородный, описавший прием Ольги в Царьграде, ни слова не говорит о её крещении, но, упоминая о первом приеме, говорить и о сопровождавшем ее священнике. Вероятнее предположить, что Ольга крестилась ранее в Киеве или, быть может, при первом посещении Византин в 955 г.

Предание изукрасило пребывание Ольги в Царьграде и крещение её там (выдаваемое им за факт) баснословными подробностями, вроде той, как она "переклюкала» царя Цимисхия.

В действительности прием Ольги в столице Восточной Империи не отличался пышностью и почетом, а подарки, поднесенные ей, были незначительны, хотя летопись и говорит о "богатых дарах». По-видимому и сама Ольга не была довольна встречей оказанной ей в Константинополе, потому что в летописи есть известие о том, что в 959 г. царь просил у неё даров и вспомогательного войска и Ольга будто бы отвечала: "аще ты такоже постоишь у меня в Печайне, якоже аз в Суду, то тогда ти дан».

В 959 году Ольга посылала к королю (позднее императору) Оттону I Великому посольство, цель которого достоверно неизвестна. Западные летописцы рассказывают, что посольство явилось пригласить епископов и священников в Русь, но оно оказалось лживым и посланные императором священнослужители возвратились из Руси назад ни с чем, подвергнув к тому же свою жизнь опасности. Христианские "житийные» предания об Ольге смягчают черты её характера. В них она изображается целомудренной девой, готовой для удержания князя от несправедливого поступка пожертвовать жизнью, любящей, кроткой, разумней матерью и женой, ревностной христианкой, строительницей церквей и "пречестной вдовой». Она действует в народном духе склоняет Святослава к принятию христианства, обуздывает его порывы. Святослав чтил ее высоко и совещался с нею в важнейших делах. Можно предполагать, что кроме регентства во время малолетства Святослава, на ней лежало бремя правления Киевским княжеством во время пребывания князя в Переяславе Болгарском. Осажденная в Киеве печенегами, Ольга вызвала в него Святослава и просила не покидать ее до смерти. Вскоре престарелая Ольга умерла, успев перед смертью уговорить сына не совершать над нею тризны, а похоронить по христианскому обряду.

Место погребения Ольги неизвестно. При Владимире Святом её мощи были перенесены в Десятинную церковь и положены в каменную раку. Во время нашествия монголов, мощи были сокрыты под спудом церкви. Время канонизации Ольги также неизвестно, чтить же ее святой начали очень рано, быть может еще в период домонгольский.

Летописец восторженно отзывается об Ольге, называешь ее мудрейшей из людей, "русское познание к Богу, начаток примирению быхом, си первое выиди в царствие небесное от Руси...

Память Св. Ольги чтится 11-го июля.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru