Организация службы личного состава на военном корабле

Организация службы личного состава на военном корабле

Организация личного состава на военном корабле, различается:

1) боевая — для управление кораблем в бою;

2) внутренняя — для обеспечения порядка жизни личного состава и

3) вахтенная — для обычного отправления службы в море и на якоре и для обеспечения безопасности мореплавания.

Боевая организация определяется морским уставом (кн. Х. Свода морских постановлений) и правилами артиллерийской службы на судах флота. Во главе управления стоит командир корабля, которому непосредственно подчинены:

старший офицер — ближайший его помощник по всем частям и заместитель в случае выбытия командира из строя;

старший артиллерийский офицер, управляющий артиллерией;

старший минный офицер, заведующий минным вооружением, электрическими устройствами и радиотелеграфом;

старший штурманский офицер, ведающий направлением движение корабля, наблюдающий за противником, за своими судами и управляющий внешним сигналопроизводством;

старший инженер-механик, управляющий главными механизмами движения и вспомогательными механизмами;

начальник трюмно-пожарного дивизиона, ведающий поддержанием плавучести и остойчивости корабля — выравниванием крена, заделкой пробоин, а также тушением пожаров; обыкновенно последние обязанности возлагаются на старшего офицера.

Вся артиллерия корабля подразделяется на плутонги, представляющие собою совокупность нескольких пушек со своими погребами и подачей боевых запасов. Управляют плутонгами младшие флотские офицеры.

Команда плутонга состоит из прислуги орудий, прислуги подачи и людей, назначенных к приборам для поддержание связи с командным пунктом и с другими плутонгами.

В состав команды плутонга входят следующие. нижние чины: артиллерийские кондукторы и унтер-офицеры, комендоры, строевые унтер-офицеры (при подаче боевых припасов и ординарцами), матросы (у орудий и при подаче), гальванерные унтер-офицеры и гальванеры (ведают артиллерийскими электрическими устройствами).

Кроме плутонгов. командиров в непосредственном подчинении у старшего артиллерийского офицера состоят еще младшие артиллерийские офицеры, помогающие ему управлять огнем и по технической части, а также дальномерщики и наблюдатели за падением снарядов.

В ведении старшего минного офицера состоят:

а) минные аппараты,

б) электрическое освещение и электромоторы,

в) радиотелеграф.

При минных аппаратах состоят минные кондукторы и унтер-офицеры, минеры, минно-машинные унтер-офицеры и минные машинисты.

При электрическом освещении и электромоторах — кондукторы, унтер-офицеры и рядовые электрики, машинные унтер-офицеры и машинисты динамо-машин.

При радиотелеграфе — кондукторы, унтер-офицеры и рядовые телеграфисты.

В помощь старшему минному офицеру назначается 2-й минный офицер.

Часть, состоящая в ведении старшего штурмана, подразделяется на сигнальную и рулевую.

На первую возлагается наблюдение за противником, своими судами и производством сигналов с помощью сигнальных кондукторов, унтер-офицеров и сигнальщиков. Для управления рулем и рулевыми устройствами назначаются рулевые кондукторы, унтер-офицеры и рулевые.

Помощником старшего штурмана состоит младший штурманский офицер.

Отдельными машинами и котлами, находящимися в отдельной кочегарке, ведают младшие инженер-механики, непосредственно подчиненные старшему инженер-механику.

Команда, обслуживающая машины, состоит из машинных кондукторов, унтер-офицеров и машинистов, а обслуживающая котлы — из кочегарных кондукторов, унтер-офицеров и кочегаров.

Трюмно-пожарный дивизион подразделяется на партии, работающие в отдельных вертикальных отсеках корабля; в состав дивизиона входят: старший боцман, боцманы, трюмный кондуктор, трюмный унтер-офицеры, трюмные, различные мастеровые (плотники, парусники, водолазы), марсовые и т. п.

Все эти люди ведают пожарной системой и трюмными устройствами — водоотливными средствами, клапанами затоплением, заделкой пробоин и т. п.

Трюмно-пожарным дивизионом командует в бою старший офицер или другие офицер по особому назначению; в состав дивизиона входит трюмный инженер-механик.

Для подачи медицинской помощи раненым предназначаются судовые врачи, фельдшера, санитары, а также некоторое число нижних чинов других специальностей, которые в обычное время несли различные хозяйственные обязанности (баталеры, шхипера, юнги и т. п.).

Весь личный состав корабля рассчитывался в количестве, потребном для боевой организации; ни одного лишнего человека, не имеющего прямых обязанностей в бою, на корабль не назначается.

Для обеспечения порядка жизни на корабле, заведование военным воспитанием и довольствием нижних чинов вся команда разделяется на роты, организация которых определяется книгами 11 и 14 Свода морских постановлений.

Начальство над ротами поручалось ротным командирам.

До 1913 г. в нашем флоте команда больших судов делилась на 4 роты: в состав каждой роты входило по возможности равное число нижних чинов всех специальностей.

Ротами командовали флотские офицеры: инженер-механики к командованию не допускались.

Дальнейшее подразделение на части рота не имела. Такая система была совершенно искусственной и не совпадала ни с боевым расписанием, ни с распределением людей для вахтенной службы и работ. Вследствие этого каждый рядовой нижних чинов имел несколько непосредственных прямых начальников, не подчиненных один другому, которые командовали им при различных обстоятельствах. Например, в бою и во время артиллерийских учений матрос был подчинен плутонговому командиру, на вахте — вахтенному начальнику, во время работ — случайному офицеру, а жизнью его, обмундированием, поведением и т. п. ведал ротный командир. Это затрудняло ознакомление офицеров с нижними чинами, разлагая ответственность за последних на нескольких непосредственных начальников, а деятельность ротных командиров сводилась лишь к раздаче им жалованья и наблюдению за их обмундированием.

В 1913 г. произведена реформа организация, в основу которой положен принцип постоянства подчинение нижних чинов во всех родах его деятельности тому же самому офицеру, в возможно полном соответствии с боевой организация (пр. по морской вед. 17 июня 1913 г., № 170).

На кораблях образуются роты артиллерийские, сводные и машинные. В артиллерийских ротах, число которых определяется требованием иметь не более 250 нижних чинов в роте, состоит вся прислуга артиллерии. Роты подразделяются на отделения, в состав которых входят один или несколько плутонгов. Командиры плутонгов во всех случаях ведают людьми своего плутонга.

Отделениями ведали старшие из командиров плутонгов, входящих в их состав, ротами — старшие из начальников отделений или младшие артиллерийские офицеры.

Сводная рота состояла из 3 отделений:

1-е — прислуга минных и электрических устройств, под начальством младшего минного офицера;

2-е — рулевые и сигнальщики, под начальством младшего штурмана;

3-е — нижние чины хозяйственных специальностей (писаря, баталеры, юнги и т. п.), фельдшера, санитары и мастеровые (плотники, парусники, маляры и т. п.); этим отделением ведал офицер, назначенный по боевому расписанию в трюмно-пожарный дивизион, или ревизор.

Сводной ротой командовал старший из начальников отделений, входящих в её состав.

Число машинных рот определялось также требованием, чтобы количество нижних чинов в них не превосходило 250.

В состав отделений входили нижние чины, обслуживающие отдельные машины, вспомогательные механизмы, кочегарки и трюмы, под начальством инженер-механиков, заведывающих этими механизмами по боевой организации.

Командирами машинных рот состояли старшие из начальников отделений, входящих в их состав. Отделения всех рот подразделяются на части, заведовывание которыми возлагалось на унтер-офицеров в соответствии с боевым расписанием.

В каждую роту назначался фельдфебель из числа кондукторов той специальности, к которой принадлежит рота.

Организация вахтенная определяется книгой Х. Свода морских постановлений; вся команда расписывается на вахты, назначение которых состоит в поддержании порядка на корабле, в приведении в действие и в управлении всеми механизмами, необходимыми для движения корабля, управление им и для жизни на нем, в производстве обычных работ на нем.

Нижние чины несут вахту по очереди, в продолжение от 4 до 6 ч.

Начальниками людей, находящихся на вахте, являются «вахтенный начальник», подчиненные ему «вахтенные офицеры» и «вахтенный механик». Эти лица ответственны за безопасность корабля и порядок на нем.

До 1913 г. распределение людей для вахтенные службы не исходило из боевой организации. Пр. по морскому ведомости № 170 установлено, что команда артиллерийских рот вступает на вахту целым отделением. Одновременно, вместе с начальником и офицерами отделения; прочие роты расписываются для вахтенные службы на смены в количестве, зависящем от потребности. Тем же приказом введены дежурные по кораблю офицеры из старших специалистов, на обязанности которых лежит наблюдение за правильностью отправления службы во внутренних помещениях корабля.

На судах меньшего размера — минных, подводных и т. п. основы организации остаются те же, видоизменяются лишь детали в зависимости от специальности назначения судна.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Организация службы личного состава на военном корабле
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru