Олег Святославич, князь

Олег Святославич

Колено IV. от Рюрика.

Олег Святославич, старший сын Великого князя Святослава Игоревича и неизвестной (по нелетописным данным, княжны венгерской или болгарской).

По мнению некоторых историков, родился около 954 г.

Впервые упоминается в источниках под 969 г. Весной этого года его бабка, княгиня Ольга вместе с ним и его братьями Ярополком и Владимиром запирается в Киеве от напавших печенегов; выдерживает осаду города до подхода отца с дружиной. 11 июля того же года вместе с отцом и братьями присутствует на похоронах княгини Ольги, оплакивает ее смерть.

Осенью того же года перед тем как окончательно покинуть Киев, его отец раздает княжения своим детям и сажает князя Олега «в Деревѣхъ (в Древлянской земле. - Авт.)», второй по значимости в Русском государстве. Тогда же вместе с братом Ярополком отказывается от княжения в Великом Новгороде.

В 975 г., будучи на охоте, Олег встречает Люта, сына воеводы Свинельда. То, что Лют позволил себе заехать в пределы Олега не было случайностью. В свое время, дед Олега, Великий князь Игорь Рюрикович вручил «ДАНЬ деревьскую (древлянскую. - Авт.)» своему воеводе Свинельду. Теперь же Лют считал себя вправе охотиться в этих местах. А Олег, посчитав это прямым вызовом себе, убивает его. Из-за этого возникает ненависть между ним и братом его Ярополком, которого постоянно вооружал против него отец убитого.

Спустя два года после этих событий Ярополк, в 977 г., собрав войско, идет на брата Олега и разбивает его. Олег с остатками своей дружины бежит к г. Вручию. Здесь перед городскими воротами происходит давка, в которой князь погибает - его «спехнуша ... с мосту в дебрь (ров. - Авт)». князь был задавлен телами других упавших.

По другой версии, сам мост, не выдержав толпы людей, рухнул, похоронив и Олега. Ярополк на другой день посылает разыскать тело брата. Его люди полдня извлекают погибших из рва, пока не находят его тело.

Ярополк приказывает искать тело убитого брата Олега; положение тела Олега на ковер. Миниатюра
Ярополк приказывает искать тело убитого брата Олега; 
положение тела Олега на ковер.
Миниатюра

Олег Святославич похоронен, как язычник, возле Вручия. Как замечает летописец: «есть могила его и до сего дне».

Любопытно, что он является современником событий и не знает, что произойдет далее с княжескими останками. А между тем в 1044 г. при его племяннике, князе Ярославе Владимировиче Мудром (№ 453), останки Олега и его брата Ярополка были крещены.

Обряд крещения мертвых был известен у ранних христиан, но на Руси этот случай был беспрецедентный. Недопустимый с точки зрения христианской догматики и канонических правил Церкви запрет был введен еще 18 (26) правилом Карфагенского поместного собора 419 г. Тем не менее останки князей были перенесены в Киев и погребены по христианскому обряду в церкви Святой Богородицы Десятинной. Очевидно, что обряд был совершен в отсутствии митрополита-грека Феопемта (40-е гг. XI в.) кем-то из епископов при участии киевского клира.

По свидетельству поздних источников, этот обряд совершают три архимандрита, прибывшие из Византии.

На ком был женат князь неизвестно; оставил якобы сына Олега, известного из весьма позднего исторического сочинения польского историка Бартоломея Папроцкого († в 1614).


Название статьи:Олег Святославич, князь
Категория темы:Древняя Русь, Рюриковичи
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Д.В. Донской "Рюриковичи" М. 2008.
Дата написания статьи: 2008 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Кормчая. Гл. 15. С. 386; НПЛ. С. 16 (6552), 110 (6450), 118 (6476), 121 (6478), 124 (6485); Память и похвала Иакова. С. 72; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 65 (6476), 69 (6478), 74-75 (6485), 155 (6552); Т. 2. Стб. 53 (6476), 57 (6478), 63 (6485), 143 (6552); Bartolomei Paprocki. Zrcadlo Cech a Moravy. Praha, 1941. S. 46.
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Бенешевич B.H. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. 1. СПб., 1906; Карамзин. Т. 1; Карпов. Владимир; Ломоносов. История; Мальгин; Назаренко. Древняя Русь; Пашуто. Политика; Правила поместных Соборов Святой Православной Церкви с толкованиями еп. Никодима (Милоша) / Изд. испр. и доп.; под общ. ред., еп. Буэнос-Айресского и Южно-Американского Александра. Б. м. 2004; Пчелов; Соловьев. Кн. 1; Соколов П.П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913; Татищев. Т. 1-2; Успенский Ф.Б. Крещение костей Олега и Ярополка в свете русско-скандинавских культурных взаимосвязей // Норна. С. 407-414; Флоровский А.В. Русское летописание и Я.А. Коменский // ЛХ 1973. С. 312-316; Хмыров. Государи; Цыб\ Шахматов. Разыскания; Щапов Я.Н. Устав князя Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в середине XI в. // ВВ. Т. 31. С. 71-78; Baumgarten. X—XIII; Donskoi.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru