ПЕТРОПАВЛОВСК, эскадренный броненосец

"ПЕТРОПАВЛОВСК», имя, которое последовательно носили в русском флоте, в честь одержанной победы, 3 корабля деревянный, винтовой, обшитый впоследствии броней фрегат, построенный в 1858 г. в Спб.; эскадренный броненосец, построенный на казенном адмиралтейском заводе в 1894 г, и линейный корабль, спущенный на воду на Балтийского заводе в 1911 г.

Из этих кораблей первый не представляет особого интереса; 2-й памятен своей трагической гибелью под Порт-Артуром, оказавшей значительное влияние на дальнейший ход военный действий, а 3-й заслуживает внимания, как представитель типа первых русских дредноутов.

Эскадренный броненосец Петропавловск имел 11 т. т. водоизмещения, вооружение, обычное для броненосцев его эпохи, — 4 ор. в 12" и 12 ор. в 6", расположенных попарно в башнях, 40 скорострельных противоминных пушек и 6 мин. аппаратов.

Защищенный сплошным, от носа до кормы, броневым поясом, он обладал номинальной скоростью около 17 узлов.

В 1904 г., когда началась война с Японией, Петропавловск был флагманским кораблем сосредоточенной в Порт-Артуре эскадры.

В бою 27 января он вел колонну наших судов.

С прибытием в Порт-Артур адмирала Макарова на Петропавловске был поднят флаг командующего флотом, и броненосец оставался флагманским кораблем С. О. Макарова при всех выходах из Порт-Артура нашей эскадры.

31 марта 1904 г. Петропавловск вышел из Порт-Артура в составе отряда для поддержки высланного в море на разведку крейсера и возвращавшихся из экспедиции миноносцев. При сближении нашего отряда с неприятельской эскадрой, в 2 мил. от Тигрового полуострова, Петропавловск, шедший головным, коснулся поставленной, как впоследствии выяснилось, в предшествовавшую ночь японскими миноносцами минной банки. Со взрывом, напоминавшим заглушённый залп 12" орудий, над броненосцем мгновенно вырос громадный, раза в два превышавший его вышину, столб черно-бурого дыма и пламени, который совершенно окутал корабль. Затем из середины Петропавловска вылетела масса огня с желто-зеленым и бурым дымом.

Силой взрыва был сорваны носовая башня, фок-мачта, мостик, трубы, часть кожуха, причем мачта всей своей тяжестью обрушилась на развороченный мостик.

Когда купол дыма и пламени несколько поднялся вверх и рассеялся, корпус корабля, на половину своей длины, уже был под водой и высоко поднятая, вся объятая пламенем, корма быстро уходила в воду. В это время, по-видимому, взорвались котлы; из броненосца выкинуло густое облако пара; машины еще продолжали работать; винты продолжали рассекать воздух, калеча тех немногих людей, успевших выскочить наверх, которые пытались спастись, кидаясь в море с кормы корабля. Через полторы минуты Петропавловск скрылся под водой, оставив в воздухе облако бурого дыма, а на поверхности воды несколько десятков плававших и хватавшихся за обломки людей.

На броненосце при взрыве погибли командующий флотом, адмирал Макаров, со своим штабом в числе 10 чел. ,18 судовых офицеров и чиновников и 620 нижних чинов.

На корабле погиб также известный русский художник Верещагин.

Великий князь Кирилл Владимирович  1876-1938
Великий князь Кирилл Владимирович 1876-1938

Спущенными с нашего отряда шлюпками был подобраны и воды Великий князь Кирилл Владимирович, командир броненосца, капитан 1 ранга Яковлев, 5 офицеров и 73 нижних чина.

Спасение затруднялось сильной зыбью, захлестывавшей шлюпки.

Гибель Петропавловска с адмиралом Макаровым имела для нашего флота значение настоящей катастрофы, не только ослабив его боевую силу, но и оставив его без руководителя.

Гибель броненосца, согласно заключению назначенной для расследования особой комиссии, последовала от взрыва неприятельской мины заграждения, которая вызвала детонацию всего находившаяся на Петропавловске запаса мин заграждения и погребов со снарядами.

Взрыв котлов, последовавший вслед за этим, докончил разрушение корабля.

В настоящее время выяснилось, что Петропавловск лежит на глубине 20 сж., разорванный взрывом на 2 части, причем носовая часть стоит на киле, а остальной корпус лежит на дне, повернувшись вверх килем.

Японское правительство предоставило, за 21 т. долл., добычу из чрева погибшего корабля его имущества части, предпринимателю, который и разрыл морскую могилу.

Добытые при этом останки были преданы земле в Порт-Артуре с воинскими почестями, в присутствии особо присланной депутации от русского флота.

Следующий корабль, имевший имя – "Петропавловск» - русский дредноут — линейный корабль имел водоизмещение в 23 тыс. т.

Вооружение его составляло: 12 ор. в 12'', размещенных в 4 башнях в диаметр плоскости корабля; 16 орудия в 4,7", установленных каждое в особом каземате на средней палубе; несколько мелких противоаэропланных (зенитных) и салютационных пушек и 4 подводных минных аппарата.

Броневая защита состояла из бортов поясной брони, тянущейся от носа до кормы, внутренних продольных и поперечных броневых переборок, броневых палуб и местного бронирования башен, рубок, кожухов дымовых труб и т. п. Мощность турбинных 4-винтов. механизмов — 42 т. лошад. сил, предполагаемая скорость хода — 23 узла. Командир корабля контр-адмирал Пилкин Владимир Константинович.

Большое внимание, при постройке, обращено на систему выравнивания крена и водоотливную и на достаточную крепость корпуса корабля, для чего, м. пр., употреблена впервые в русском флоте сталь высокого сопротивления.

Задания корабля выработаны Морскими Генеральным штабом, проект же разработан на строящем Петропавловск Балтийском заводе корабельным инженером полковником Г. Бубновым, под непосредственным наблюдением известного математика А. П. Крылова, при чем некоторые черты заимствованы из представленных на конкурс проектов итальянского инженера Куниберти и германского судостроительного завода Blohm & Voss.

Отличит, чертой русского дредноута, по сравнению с одновременно проектированными в иностранных флотах его сверстниками, является равномерное расположение его башен по длине корабля, в диаметральной плоскости, дающее возможность сосредоточить всю артиллерию на малых курсовых углах на любой борт.

К сожалению, медленная постройка серии судов, в состав которых входит Петропавловск, позволила даже позже заложенными иностранцами дредноутам сравняться и обогнать сроки выполнения кораблей этого типа.

Современные началу XX в. линейные корабли, т. наз. сверхдредноуты, значительно превосходили Петропавловск водоизмещением, скоростью хода и мощностью артиллерии.

НА ЛИНКОРЕ СЛУЖИЛИ:

Лушков Александр Николаевич, капитан 2-го ранга.

См. также: "Обнаружен затонувший близ Порт-Артура российский броненосец "Петропавловск""


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ПЕТРОПАВЛОВСК, эскадренный броненосец
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г. т. 18
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru