Пахомий архиепископ Астраханский и Терский, духовный писатель XVII века

Пахомий архиепископ Астраханский и Терский, духовный писатель XVII века. Достоверные биографические данный о Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря на место перешедшего на архиепископскую кафедру в Астрахани архимандрита Рафаила.

О более раннем времени жизни Пахомия сохранились не вполне несомненные сведения, сообщающие, что до назначения архимандритом он жил в Вологде, по всей вероятности, при местном архиепископе Варлааме. По смерти архиепископа Рафаила (1640) Пахомий был рукоположен в епископы и в 1641 году назначен на его место, которое и занимал до самой смерти, последовавшей 31-го мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край. Как администратор Пахомий проявил много энергии при защите ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского; указав царю Михаилу Федоровичу злоупотребления воеводы, он по приказу царя вместе с вторым воеводою Иваном Траханиотовым посадил Телятевского за приставы и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода кн. Репнин.

Как видно из этих сообщений, Пахомий пользовался доверием царя, деятельностью своей он снискал уважение вместе с тем и со стороны паствы, и со стороны иноверцев.

В несколько ином виде его изображают показания, данные Косткою Конюховским, сторонником самозванца Тимофея Акундинова, выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского; под пыткой на дыбе, батогами и огнем Костка сообщил, что архиепископ Пахомий был в заговоре с Акундиновым и обещал оказать ему содействие в предполагаемом им по ходе на Казань и Астрахань для добывания престола, донос, вероятно, не был признан заслуживающим внимания, так как Пахомий сохранил за собою кафедру, несмотря на то, что Акундинов был четвертован в1653 году.

Пахомий известен, как составитель хронографа, дошедшего до нашего времени в поздних списках.

Хронограф распадается на две части:

1) Летописчик вкратце от сотворения мира (доведенный до взятия Царьграда Турками) и

2) Летописчик вкратце о русской земле, от которого колена российские и словянские люди, и по чему именуется Россия и Словяне, и откуду влечашеся род великих князей.

Списки хронографа хранили интересное письмо Пахомия к иеромонаху Мисаилу (напечатано Поповым в "Обзоре хронографов) с просьбой о помощи в переписке его труда со столбцов, как он писался, в книгу; из того же письма видно, что хронограф был составлен в 1650 году (в некоторых списках он дополнен сообщениями о событиях, касающихся последующих лет). Источниками труду Пахомия послужило по преимуществу священное писание и хронографы; русские статьи заимствованы частью также из хронографов, частью из степенной книги; лишь небольшая доля летописчика представляешь собою не компиляцию, а самостоятельный труд Пахомия; эта доля касается событий 1619—1650 годов в, по словам А. Попова, заслуживаешь внимания, благодаря отзывам составителя о патриархах Филарете и Иоасафе и по рассказу его о Смоленском походе Шеина.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru