Cкауты, русские

Про русских православных скаутов

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Образ Святого Царственного Страстотерпца Цесаревича Алексия - Небесного Застпника и покровителя русских православных скаутовГоворить о русских православных скаутах сегодня невозможно, не дав предварительно хотя бы самый сжатый очерк исторического развития скаутского движения.

Движение скаутов (скаутинг, скаутизм) возникло в России в начале XX века. В скаутских отрядов детей и подростков (первоначально - мальчиков, но впоследствии - и девочек) учили исполнять заповеди любви к ближнему, служить Отечеству, работать над собой. На момент совершения безбожного большевицкого переворота, русские православные скауты оказались наиболее подготовленными к тому, чтобы выстоять и сохранить свои идеалы, и они с честью прошли это испытание: когда большевицкие власти попытались навязать им коммунистическую идеологию, что фактически означало отречение от христианской веры, почти никто из них не согласился на это отступничество. Тогда большевицкая спецслужба ГПУ (преемница ВЧК, предшественница НКВД, МГБ и КГБ) начала методичную охоту на русских православных скаутов. Их третировали и исключали из советских школ, их командиров-скаутмастеров отправляли в большевицкие концлагеря, и к началу 1930-х годов скауты на территории СССР были практически истреблены.

Власти безбожного СССР стремились искоренить саму память о скаутах. Есть версия, что известная многим поколениям подсоветских людей книжка Аркадия Гайдара (Голикова), который в годы Гражданской войны «прославился» карательными операциями против крестьян (особенно - в Даурии), «Тимур и его команда», была написана по воспоминаниям русских православных скаутов, заключенных в большевицкие концлагеря. Герои этой книги скорее всего, списаны с русских православных скаутов дореволюционной России.

В переводе с английского на русский язык слово «скаут» («scout») значит «разведчик», «следопыт». Родоначальница скаутинга – Великобритания. Идея сыграть с детьми во взрослых пришла английскому бригадному генералу Баден-Пауэллу во время Второй Англо-бурской войны (1899-1902). В 1899 году Баден-Пауэллу пришлось во главе британских войск оборонять от буров южноафриканский город Мафекинг (Мэйфкинг). Осажденным англичанам, не подготовленным, в массе своей, к тяжелым условиям затяжных военных действий в непривычной местности и обстановке, приходилось туго, на счету был каждый человек. Тогда Баден-Пауэлл привлек к обороне города подростков, сформировав из них мобильные отряды сигнальщиков, санитаров и другие. В результате он выдержал осаду, выиграл сражение и вернулся в Англию героем. На родине он стал пропагандировать важность физической, военно-патриотической и духовно-нравственной подготовки подрастающего поколения в мирное время с целью растить из мальчиков-подростков будущих защитников Отечества. С помощью скаутинга генерал выиграл еще одну войну – войну за детей. Оказалось, что скаутинг крайне интересен самим детям. В 1907 году Баден-Пауэлл издал книгу «Разведчество для мальчиков» («Scouting for boys»), получившую невероятную популярность, и основал в Великобритании движение скаутов под лозунгом «Будь готов!» («Be prepared!»). Со временем движение скаутов-мальчиков (бойскаутов) и скаутов-девочек (герлскаутов) распространилось на многие страны, включая Северо-Американские Соединенные Штаты (САСШ - будущие Соединенные Штаты Америки, США), Германию и Австрию (где они именовались «пфадфиндерами», т.е. «следопытами») и нашей российское Отечество.

Именно книга Баден-Пауэлла вдохновила полковника Российской Императорской армии Олега Ивановича Пантюхова на создание скаутского движения в России. Первый «скаутский костер» был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого День Первого Костра отмечался русскими православными скаутами ежегодно, «разведчество» в России начало активно развиваться.

Государь Император Николай II поддерживал скаутское движение; сам Цесаревич Алексей был принят в его ряды, а сестра Государыни Императрицы Александры Федоровны, Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, была покровительницей девочек-скаутов.

В годы Великой (Второй Отечественной, Первой Мировой войны), объявленной большевиками империалистической, русские православные скауты помогали медицинскому персоналу в госпиталях, ухаживая за ранеными, выступали на благотворительных концертах, организовывая сбор средств в помощь фронту, отправляли посылки на фронт. К осени 1917 года в 143 городах России насчитывалось более 50 000 скаутов. Небесным покровителем русских православных скаутов был святой Великомученик Георгий Победоносец.

После совершенного большевиками октябрьского переворота тех из скаутов, кто не эмигрировал, целенаправленно арестовывали и затем нередко расстреливали: большевики, придя к власти, заклеймили их как «врагов народа», причем самых опасных, поскольку они были наиболее стойкими и подготовленными к борьбе с советским произволом и беззаконием. Большевики объявили русскому православному скаутингу войну не на жизнь, а на смерть. Но, несмотря на все репрессии, отдельные группы скаутов существовали в СССР в условиях подполья вплоть до 30-х годов ХХ века.

Русский писатель-эмигрант Борис Зайцев посвятил эти событиям роман «Золотой узор». Сюжет романа трагичен: чекисты вылавливают и расстреливают 18-летних русских юношей только за то, что они - скауты. О героизме русских православных скаутов, не склонявших голову перед большевиками даже в тяжелейших условиях, вспоминал в своих мемуарах и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он был очевидцем того, как одному из заключенных Соловецкого Лагеря Особого Назначения (СЛОН) ценой собственной жизни помогал бежать бывший скаутский руководитель Дмитрий Шипчинский.

Зимой 1921—1922 гг., одновременно с созданием первых отрядов «юных пионеров-ленинцев», о которых еще пойдет речь далее, советская власть начала наступление на русский православный скаутинг. Он был объявлен «буржуазным», «контрреволюционным» и «монархическим» явлением, и скаутов стали преследовать, срывать скаутскую символику, арестовывать и репрессировать непокорную русскую молодежь, превращая ее в лагерную пыль. «Юные пионеры-ленинцы» усердно помогали взрослым большевикам в этой травле скаутов: было создано молодежное общественное движение «Бей скаутов!»

До наших дней сохранились слова песни, сложенной русскими православными скаутами в пору лихолетья отданной большевикам на поругание страждущей России. Скауты, были обречены на смерть, но не отчаивались.

Нас десять — вы слышите, десять!

А старшему — нет двадцати!

Конечно, конечно, нас можно повесить,

Но прежде нас нужно найти!

«Пусть наши братья в России знают, что мы высоко ценим их самоотверженную, опасную для них работу. Не будучи в силах помочь им, мы можем лишь в ответ на их страдания, как Тарас Бульба во время пыток сына своего Остапа, крикнуть им Тарасовское: – Слышим!», - писал 5 июля 1924 г. из Нью-Йорка О. И. Пантюхов.

Преследуя действующие скаутские отряды, большевицкая партия ВКП(б) параллельно учредила свою собственную свою организацию для перековки русского православного человека в «нового человека» социалистической и грядущей коммунистической формации. Оценив эффективность скаутинга, вдова В. И. Ульянова-Ленина - Н. К. Крупская - предложила Коммунистическому Интернационалу Молодежи (КИМ), на смену которому вскоре пришел Коммунистический Союз Молодежи (комсомол), взять на вооружение скаутский метод. И. Жуков, бывший скаут, идейно разоружившийся перед большевиками и примкнувший к ним, предложил для новой организации название «пионеры». Её символика также была заимствована из скаутинга, однако претерпела изменения. Так, галстук «покраснел», блуза стала белой, неизменным остался лишь скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский ответ на него «Всегда готов!» с аналогичным салютом правой рукой.

Став пионерским, скаутский галстук утратил одно из своих важнейших значений. Если в пионерской организации его символический смысл сводился к памяти тех заговорщиков и террористов рубежа XIX-XX веков, что пролили реки крови за революцию, то ключевая идея скаутинга — это идея помощи; именно таким было изначальное значение галстука (буквально: шейного платка). Дело в том, что скаутинг зародился в Великобритании, а там каждый уважающий себя «сэр» носит шейный платок. И если потребуется оказать экстренную помощь, именно этот платок удобнее всего использовать как спасательное средство. По мысли Баден-Пауэлла, галстук в скаутинге — это свернутый платок. И его концы соединяют с помощью специального зажима-тренчика таким образом, чтобы его можно было мгновенно сдёрнуть. Вариантов, как оказать помощь, используя скаутский галстук, множество, есть даже книги с говорящим само за себя названием «100 способов, как можно использовать скаутский галстук».

Таким образом, в советской пионерской организации вера в Бога была заменена коммунистической идеологией, служение Родине — интернационализмом и борьбой с «врагами народа», а работа над собой — подготовкой к вступлению в комсомол. Со временем большевики учредили при пионерской организации подготовительную ступень для детей младшего школьного возраста - «октябрят». Но и «октябрята - внучата Ильича» были всего лишь большевиким аналогом «волчат» - подготовительной ступени для вступления в полноправные скауты (для мальчиков) и «белочек» (для девочек).

В ходе Гражданский войны часть скаутов покинула Россию, образовав в эмиграции два крыла православного русского скаутинга:

Первое крыло русских православных скаутов духовно окормлялось и составляло паству митрополита Главы Российской Православной Церкви За границей (Русской Православной Зарубежной Церкви) митрополита Антония (Храповицкого) и Карловацким Синодом. Они осуществляли свою деятельность в надежде на возвращение, после победы Белого Дела, в Россию, освобожденную в обозримом будущем, от большевицкого ига, и на свое участие в возрождении Отечества, в котором надеялись восстановить Православную монархию. Так появилась созданная полковником О.И. Пантюховым Национальная Организация Русских Скаутов – НОРС. Свою цель НОРС видел в том, чтобы воспитать в рядах русских скаутов новые поколения истинно русских патриотов, способных подхватить идеи Белого Движения и принести их в Россию, когда рухнет коммунистический режим.

Второе крыло русских православных скаутов духовно окормлялось митрополитом Евлогием и Западноевропейским экзархатом Константинопольской патриархии. Они большее внимание уделяли не «русскости», не монархизму, а знанию христианской веры, умению свидетельствовать о своей вере инославным. Эти русские скауты объединились в рядах Национальной Организации Витязей (НОВ), учрежденной в 1934 г. скаутмастером Н.Ф. Федоровым, ушедшим из НОРС.

Об этом еще будет подробнее сказано далее.

Основоположниками русской скаутской работы за границей, бесспорно, оказались отряды русских скаутов, работавших в Латвии и Эстонии с ноября 1918 года, когда эти страны - бывшие прибалтийские губернии Российской империи - объявили о своей независимости, признанной (на время, из тактических соображений) советскими большевиками.

Примерно год спустя, осенью 1919 года, деятельность русских скаутов началась и на Принцевых островах в Мраморном море. Эти острова, принадлежавшие Турции, были тогда заняты войсками Антанты. Со временем западные союзники белой России устроили здесь лагеря для русских беженцев, эвакуированных под натиском большевиков из Новороссийска и Крыма. На острова попало немало детей, а также несколько молодых скаутских руководителей - раненых бойцов белой Добровольческой армии: они собрали детей и начали с ними скаутские занятия.

Основатель скаутизма в России, упоминавшийся выше полковник Олег Иванович Пантюхов, в феврале 1920 года также оказался на острове Принкипо и основал там скаутский отряд. 25 марта, в день его рождения, к нему приехали скауты с других островов и все вместе провели день в церемониях и играх. 25 марта 1920 года многие считают датой начала работы русских скаутов-эмигрантов в Европе.

Очень рано русская скаутская работа развернулась и в Маньчжурии, куда с 1918 года в большом количестве стали стекаться русские беженцы, встречавшие там русских людей, живших в Маньчжурии еще с периода, предшествовавшего Русско-японской войне 1904-1905 гг. (не зря Маньчжурия неофициально называлась Желтороссией). С 1919 по 1921 год в одном Харбине (практически - чисто русском городе, центре дальневосточной белой русской эмиграции) было основано шесть отрядов скаутов-разведчиков и два отряда разведчиц.

Скаутские отряды стали появляться во многих других странах российского рассеяния. В 1920 году они уже существовали в Финляндии, Болгарии, Греции, Франции и Югославии.

На первых порах русские скауты за границей не были объединены в единую организацию, хотя общими для всех были песня-гимн «Будь готов!», скаутские законы и Торжественное обещание. Общим было также признание О.И. Пантюхова Старшим Русским Скаутом, не дававшее ему, впрочем, никакой особой власти над местными отделами русских скаутов.

30 августа 1922 года Международное скаутское бюро признало и утвердило Организацию русских скаутов за границей. Постепенно ее стали называть Национальной организацией русских скаутов (НОРС). Это название впервые появилось в 1920 году во Франции. В 1924 году О.И. Пантюхов утвердил временный устав Организации русских скаутов за границей, а в 1926 году ввел новый скаутский знак: на прежней эмблеме, представлявшей собой изображение геральдической лилии, стал изображаться образ святого Великомученика Георгия Победоносца, поражающего дракона - по образцу изображенного на сердцевом щитке российского двуглавого государственного орла.

В 1934 году Старший Русский Скаут утвердил новый устав Национальной организации русских скаутов-разведчиков (НОРС). Прежний клич русских скаутов «Помни Россию!» был заменен новым - «За Россию!». Как и вся повседневная жизнь русских эмигрантов, деятельность русских скаутских организаций разных стран порой очень отличалась друг от друга. В странах, граничащих с Советским Союзом, за исключением Эстонии, местные власти не разрешали самостоятельной деятельности русских скаутов: их отряды должны были входить в местные скаутские организации. Румынские власти вообще запретили работу русских скаутов на территории Бессарабии (отторгнутой Румынией от России в конце Великой войны) и конфисковали знамя Кишиневской дружины русских скаутов. В Чехословакии в силу специфики местных условий работа русских скаутов велась в Праге и в Брно под официальной вывеской организации «Витязей». В Германии, после запрещения национал-социалистическим режимом Адольфа Гитлера всех скаутских организаций (включая немецкие организации «пфадфиндеров», обвиненные в «связях с мировым масонством» и замененные, на этом основании, в Третьем рейхе организацией гитлеровской молодежи - «Гитлерюгенд»), русским скаутам пришлось принять название «Витязей» при Русском студенческом христианском движении.

В Китае русские скаутские отряды стали возникать в середине 1920-х годов. Работа велась главным образом в южнокитайском Шанхае и северокитайском Тяньцзине, однако существовали отдельные русские скаутские ячейки и в других китайских городах.

Первый отряд русских скаутов в Шанхае был организован летом 1925 года при коммерческом училище. Возглавил его препо­даватель училища, скаутмастер Д. Г. Бочкарев. Это был смешан­ный отряд, общим числом около 60 скаутов, разведчиц и волчат (скаутов детского возраста). В 1929 году был утвержден отдел НОРС в Китае с главной квартирой в Шанхае, куда переселился на постоянное жительство начальник отдела.скаут мастер Г. В. Радецкий-Микулич. В Китайский отдел входили: Шанхайская дружина, Тяньцзинская дружина, отряд мор­ских скаутов в Шанхае, скаутские отряды, звенья в городах Пекин, Мукден, Дайрен (Дальний), Циндао (Цзяочжоу). Общая численность отдела достигала 600 чело­век. Среди руководителей Китайского отдела были скаутмастера В. М. Ядрышников, С. Н. Рудин-Донченко, М. М. Плеханов, В. И. Захаров и другие. Председатель Комитета содействия Шан­хайской дружине В. В. Рипас приобрел полный лагерный инвен­тарь, были проведены три больших лагеря за пределами Шанхая. В период японо-китайского военного кон­фликта Шанхайская дружина скаутов помогала русским беженцам. Она существовала и в годы японского управления: активно работали три русских скаутских отряда. Достойна упоминания большая издательская деятельность Китайского отдела - были изданы скаутские пособия: «Спутник русского скаута, «Лагерное строительство», «Курсы для вожаков» и другие. Выхо­дил также журнал «Под стягом св. Георгия Победоносца». В 1945 году многие русские эмигранты начали уезжать из Шанхая из страха перед коммунистами, но скаутская работа продолжалась.

В северокитайском городе Тяньцзине первый отряд русских скаутов был организован помощником скаутмастера П. Н. Воецким 9 марта 1928 года. Летом того же года отряд развернулся в дружину, и был проведен первый лагерь. Через год дружина встала лагерем в курортном местечке Пейтахо на участке Пекинской духовной миссии. Здесь и в дальнейшем чаще всего проводились лагеря. В 1934 году дружина состояла из отряда скаутов, отряда вожатых-девочек, стаи волчат и насчи­тывала около 60 человек. Через два года Тяньцзинская дружина объединяла в своих рядах уже 140 человек. В ноябре 1942 года она была расформирована.

В Европе в довоенное время скаутская работа особенно успешно развивалась во Франции и Югославии, где со временем образовались самые крупные общины русской эмиграции.

Дружина русских скаутов в Париже была создана в декаб­ре 1920 года при русской гимназии скаутмастером Александром Лаврентьевичем Козловским. С самого начала были установле­ны дружеские отношения с местными французскими скаутами, про­водились совместные сборы и походы. В 1926 году в Париже рабо­тали пять скаутских отрядов, была создана дружина и в южнофранцузской Ницце.

Конец 1920-х - начало 1930-х годов ознаменова­лись раздорами среди скаутских руководителей. Двое из них - Павел Николаевич Богданович и упомянутый выше Николай Федорович Федоров - порвали со скаутским педагогическим методом и с Олегом Ивано­вичем Пантюховым и создали собственные организации, постро­енные на более военизированном воспитании детей. «Национальная организация витязей» Федорова и особенно Национальная орга­низация русских разведчиков Богдановича развернули широкую деятельность в разных странах российского рассеяния. Обе орга­низации существуют и по сей день, но они гораздо малочисленное НОРС.

Русский скаутизм возродился во Франции благодаря исклю­чительно одаренному педагогу, переехавшему во Францию из США - скаутмастеру Владимиру Аполлоновичу Темномерову, ставшему в 1932 году начальником парижского района Национальной организации русских скаутов. Работа быстро развивалась. Стали создаваться новые дружины в окрестностях Парижа и в провинции. Каждое лето проводилось несколько лагерей, в общей сложности собиравших более 500 участников. Самый крупный из них распо­ложился в местечке Фабрегас, на Средиземном море. Лагерь «Фабрегас» у большинства его участников оставил неизгладимое впечатление и многих навсегда сделал скаутами.

В Югославии деятельность русских скаутов тоже началась в 1920 году (когда эта страна именовалась еще Королевством Сербов. хорватов и словенцев - Державой С.Х.С.). В дружественной славянской, отчасти православной стра­не работа развивалась в особенно благоприятных условиях. Король Александр Карагеоргиевич, предоставил для русских скаутских лагерей свое загородное имение на горе Ававле.

Ряд русских скаутмастеров активно участвовали в созда­нии югославской скаутской организации. Следует особенно от­метить начальника Инструкторской части скаутмастера Макси­ма Владимировича Агапова-Таганского («брата Максима»), орга­низовавшего сперва для югославских, а затем для русских скаут­ских руководителей систему педагогических курсов, которая и ныне действует у русских скаутов за границей. Скаутмастер Иван Алексеевич Гарднер, впоследствии ставший крупнейшим в мире специалистом истории древнерусского церковного пения, разра­ботал для русских скаутов основной педагогический метод ска­утского движения - так называемую звеновую (или патрульную) систему.

К концу 1930-х годов русская скаутская работа велась во многих югославских городах, особенно же процветала в Белг­раде и Сараево. Она охватывала по всей стране около 400 рус­ских девочек и мальчиков.

После начала Второй мировой войны, на территориях, занятых советской Красной армией, организации русских скаутов-разведчиков были разгромлены, многие скауты были арестованы. Немцы также запрещали скаут­скую деятельность в оккупированных ими ими странах. В Польше и Югосла­вии, несмотря на опасность, русские скауты продолжал свою деятельность нелегально. Вскоре работа распространилась и на Германию и даже возобновилась на родной русской земле, в занятом немцами Пскове.

В странах, которые не были оккупированы немцами - Фин­ляндии, Венгрии и Болгарии, - работа русских православных скаутов велась легально до самого конца войны. В ограниченных масштабах русская скаутская деятельность продолжа­лась и в Латвии. В оккупированной Франции русская скаутская организация была официально распущена, но многие руководи­тели не теряли связи между собой и, по мере возможностей, помогали русским детям.

Во главе нелегальной работы русских православных скаутов в Центральной Европе стоял последний начальник Инструкторской части, молодой скаутмастер Борис Борисович Мартино. Везде, где было можно, проводились лагеря, курсы для вожаков и для руководителей. В годы Второй мировой войны скаутское дви­жение преследовалось и немецкими, и советскими властями, по вине и тех и других русские православные скауты понесли большие потери.

Законы разведчика (скаута):

1. Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем;

2. Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России;

3. Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам;

4. Быть всегда правдивым и верным данному слову;

5. Беспрекословно исполнять приказания своих начальников;

6. Быть другом животных;

7. Быть веселым и никогда не падать духом;

8. Быть вежливым и аккуратным;

9. Быть верным законам разведчиков;

10. Подчиняться Суду Чести.

Обычаи разведчиков:

Разведчики-скауты всего мира: не валяются в постели утром, а поднимаются сразу, как Ванька-Встанька. Стелют постель своими, а не чужими руками. Моются тщательно, не забывая шею и уши. Чистят зубы и помнят, что зубы – друзья желудка. Стоят и сидят прямо, не горбясь. Не боятся предлагать свои услуги людям. Не курят: курящий скаут уже не скаут. Начатое дело доводят до конца. Улыбаются, когда больно, и насвистывают, когда тяжело. Не держат руки в карманах (иначе не будешь «Всегда готов»). Они всегда чисты в мыслях, в словах и делах. Они вежливы со всеми. Не ложатся спать, пока не развяжут узелки на галстуке. Они знают адреса: ближайшего доктора, ближайшей аптеки, ближайшей больницы и ближайшей пожарной команды, чтобы быть всегда готовым помочь людям в беде.

БУДЬ ГОТОВ!

Гимн скаутов-разведчиков России, 1915 г.

Музыка Владимира Попова

Слова Николая Адуева

Будь готов, разведчик, к делу честному,

Трудный путь лежит перед тобой,

Глянь же смело в очи неизвестному,

Бодрый телом, мыслью и душой!

Припев:

Будь готов, будь готов,

Будь готов, будь готов,

Будь готов, разведчик,

Будь готов!

В мире много горя и мучения,

Наступила страдная пора.

Не забудь святого назначения,

Стой на страже правды и добра.

Припев.

Тем позор, кто в низкой безучастности

Равнодушно слышит брата стон.

Не страшись работы и опасности,

Твердо верь, что с Богом ты силен.

Припев.

Помогай больному и несчастному,

К погибающим спеши на зов.

Ко всему большому и прекрасному

Будь готов, разведчик, будь готов!

Припев:

Будь готов, будь готов,

Будь готов, будь готов,

За Россию будь всегда готов!


Замечательные воспоминания о русских скаутах оставил Борис Лукьянович Солоневич, брат пламенного врага большевизма Ивана Лукьяновича Солоневича, в книге "Молодежь и ГПУ".

ПРИМЕЧАНИЕ

В заголовке мы поместили икону Святого Мученика Царевича Алексия - Небесного Покровителя русского скаутского движения.


Название статьи:Cкауты, русские
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru