ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ГАБСБУРГОВ

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ГАБСБУРГОВ

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

С окончанием войн Императоров (кайзеров) "Священной Римской Империи германской нации" из австрийской династии Габсбургов и их союзников (в том числе и России) против турок-османов во второй половине XVIII в. все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских Орденов стало играть решение чисто мирских задач. В Тевтонском (Немецком) Ордене Приснодевы Марии главный акцент также был перенесен на рачительное управление орденскими владениями, строительство новых замков, а по сути дела - пышных дворцов в стиле "барокко", отвечавших вкусам той блестящей эпохи сравнительно недолгого затишья перед новой бурей.

Знаки принадлежности к Тевтонскому (Немецкому) Рыцарскому Ордену (Deutscher Ritterorden) эпохи Габсбургов

Знаки принадлежности к Тевтонскому (Немецкому) Рыцарскому Ордену (Deutscher Ritterorden) эпохи Габсбургов

Слева направо:

Верхний ряд:

  1. Нагрудный крест члена Тевтонского Рыцарского Ордена (общий для "братьев-рыцарей", "братьев-священников" и фамилиаров);
  2. Шейный крест Верховного и Германского Магистра;
  3. Шейный крест брата-рыцаря;
  4. Нагрудный крест (нем.: Брусткрейц, Briustkreuz) Верховного и Германского Магистра (Гох-унд Дейчмейстера, Hoch-und Deutschmeister) Тевтонского Рыцарского Ордена (с 1840 по 1894 г. глава Тевтонского Рыцарского Ордена носил титул не "Гох-унд Дейчмейстера", а "Гроссмейстера", т.е. "Великолго Магистра");
  5. Шейный крест "брата-священника";
  6. Шейный крест комтура (комментура, коммендатора, командора) Тевтонского Рыцарского Ордена.

Нижний ряд:

  1. Крест рыцаря на ленте (реверс);
  2. Шейный крест комтура (аверс);
  3. Шейный крест фамилиара;
  4. "Марианская" (санитарная) линия (ветвь), именовавшаяся также "Орденом Тевтонского Человеколюбия"("Тевтонским Орденом Человеколюбия"): крест рыцаря на ленте (аверс);
  5. Крест кавалерственной дамы на банте.

Комменды (комтурства, командорства) Тевтонского Ордена превратились из унаследованных от эпохи Средневековья укрепленных замков-монастырей в находившиеся под образцовым управлениям имения или, если позволено будет употребить выражение более поздней эпохи - "культурные хозяйства". Тевтонские "братья-священники" ("пристербрюдеры", нем: Priesterbrueder) духовно окормляли свою паству и рачительно управляли орденскими храмами и приходами. А вот с когда-то образцовой орденской дисциплиной дело обстояло все хуже - начиная с середины XVIII в. участились случаи немыслимого прежде одновременного членства в Тевтонском Ордене Пресвятой Девы Марии и Мальтийском Ордене госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского (и даже в масонских ложах, хотя членство в последних многократно запрещалось папским престолам правоверным католикам под угрозой отлучения от Церкви).

Эпоха наполеоновских войн привела к почти полному уничтожению Тевтонского Ордена. Завоевав пол-Европы и ликвидировав, после победы при Аустерлице в 1805 г., "Священную Римскую империю германской нации", император французов Наполеон I Бонапарт повсюду запретил духовные (клерикальные) и духовно-рыцарские Ордены, в том числе и Тевтонский Орден, и передал конфискованные орденские владения под управление своих марионеток. С одной стороны это было концом существования Тевтонского Ордена в его прежней форме. Эпоха его государственного суверенитета завершилась раз и навсегда.

Тевтонский Орден выжил, в виде мелких разрозненных владений, лишь на территории сильно урезанной монархии Габсбургов - Австрийской Империи. Но в то же время французский завоеватель положил конец "эпохе троеверия (триконфессионализма)" в истории Тевтонского Ордена, силою вещей снова превратившегося в чисто католическую организацию (единственным исключением оказался маленький евангелический Утрехтский баллей Тевтонского Ордена на территории Голландии, но и он не подчинялся уже не магистру-католику, а голландскому королю-протестанту).

На протяжении нескольких десятилетий Тевтонский орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное - орденское братство сохранилось. После смерти правившего начиная с 1804 года главы Ордена Приснодевы Марии - Верховного Магистра (Гохмейстера, нем.: Hochmeister) эрцгерцога Австрийского Антона Виктора - в 1835 г. не только был избран Гохмейстером его преемник, эрцгерцог Максимилиан Иосиф (Макс-Йозеф), но и произошла очередная реорганизация Ордена, главной идейной "движущей силой" которого стал "реноватор (обновитель) Тевтонского Ордена" - католический священник брат Петер Риглер.

С 1809 г. (и по сей день) резиденция Ордена Приснодевы Марии находится в столице Австрии - г. Вене. В 1836 г. Тевтонский Орден насчитывал в своих рядах всего-навсего 6 "братьев-рыцарей" и 15 "братьев-священников". Наконец, в 1839 г. император Австрийский Франц и его знаменитый государственный канцлер князь Клеменс фон Меттерних разработали для Ордена новую правовую основу. Орден Девы Марии принял новый устав и в течение последующих 90 лет официально именовался "Тевтонским (Немецким) Рыцарским Орденом (Дейчер Риттерорден, нем.: Deutscher Ritterorden)", хотя сокращенно его нередко по-прежнему называли просто "Тевтонским Орденом" (Дейчер Орден, нем.: Deutscher Orden). Основанный в качестве странноприимного, а затем военно-монашеского братства, он превратился, по сути дела, в династический Орден Дома Габсбургов. Согласно новому уставу, "орденские братья" обязались избирать верховными магистрами только принцев Габсбургского Дома.

И действительно, с тех пор и до 1923 г. Тевтонский рыцарский орден возглавляли эрцгерцоги Австрийские (принцы правящего Габсбургского Императорского Дома). С 1840 по 1894 гг. они носили титул "Великих Магистров" ("Гроссмейстеров", нем.: Grossmeister) - единственный короткий период за всю более чем 800-летнюю историю Ордена Приснодевы Марии, с 1894 по 1923 гг. - "Верховных и Германских Магистров" ("Гох-унд-Дейчмейстеров", нем.: Hoch-und Deutschmeister).

Для рыцарей Тевтонского рыцарского Ордена под эгидой династии Габсбургов была введена особая орденская форма, напоминавшая военную. Униформа габсбургских "тевтонов" состояла из белого мундира с глухим черным воротником и черными обшлагами; надевавшегося поверх мундира белого супервеста с нашитым на груди черным лапчатым орденским крестом с серебряной каймой; белых брюк, заправленных в высокие черные лакированные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами; надевавшегося поверх мундира белого плаща-пелерины с черным, окаймленным серебром, лапчатым орденским крестом на левом плече, скреплявшегося на груди золотой цепочкой; черной фетровой шляпы с черно-белой лентой и черно-белым плюмажем из страусовых перьев. На прошитом серебряной нитью черном поясе с серебряной пряжкой, украшенной "тевтонским" лапчатым крестом, висел меч с узким клинком, в черных кожаных ножнах, с черно-серебряным эфесом. Поверх мундира на черной шелковой ленте висел знак ордена - золотой, покрытый черной эмалью и окаймленный по краям серебром латинский лапчатый крест, увенчанный синим шлемом с золотой решеткой на забрале и 5 страусовыми перьями - 3 черными и 2 белыми. Звезда ("нагрудный крест", "брусткрейц", Brustkreuz) Тевтонского Рыцарского Ордена, носившаяся слева на груди, представляла собой черный лапчатый "латинский" крест с серебряной каймой.

Гох-унд-Дейчмейстер (в 1840-1894 гг. - Гроссмейстер) Тевтонского Рыцарского Ордена носил форму, аналогичную рыцарской, но с геральдическим крестом, соответствующим его сану, на плаще, груди и шейной ленте. После Второй мировой войны ношение этой "тевтонской" орденской униформы (которую и без того после 1923 г. носили все реже) окончательно вышло из употребления.

При посвящении в рыцари посвящаемый, по старой памяти, облачался в рыцарские доспехи, включая шлем с черно-белым плюмажем из страусовых перьев.

В период многочисленных реорганизаций под эгидой членов Императорской семьи в составе Тевтонского ордена была постепенно учреждена особая, так называемая "марианская линия", или "марианская ветвь" (названная так по упоминавшемуся нами выше одному из древних названий рыцарей Тевтонского Ордена Девы Марии), задачей которой, как у мальтийцев (членов католического Суверенного Военного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты) и у членов Прусского (в основном протестантского) Ордена иоаннитов в данный период, стала организация добровольной санитарной службы (полевых лазаретов, санитарных колонн и госпитальных поездов).

Учрежденный Габсбургами в 1881 г. особый "Марианский крест Тевтонского (Немецкого) Ордена", почти ничем не отличаясь от обычного - черного с белой окантовкой и расширяющимися концами "тевтонского", имел в середине круглый белый медальон с красным крестом, окаймленный латинской надписью "ORDO TEUT. HUMANITATI" ("Орден Тевтонского человеколюбия"). Еще одно отличие заключалось в том, что "марианский" тевтонский крест носился не на черной, а на белой с черными полосками шелковой ленте. В отличие от самого Тевтонского Рыцарского Ордена Габсбургов, остававшегося по своему составу строго католическим и не допускавшего в свои ряды "инославных", в "марианскую линию" был открыт доступ и протестантам.

В нее был принят, в качестве почетного комтура (комментура, командора), даже германский Император Вильгельм II Гогенцоллерн (невзирая на то, что он являлся прямым потомком "узурпатора" власти Тевтонского Ордена над Пруссией - вероломного Гохмейстера Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха!). Надо сказать, что кайзер Вильгельм II весьма гордился своей принадлежностью к Тевтонскому Рыцарскому Ордену (пусть даже и к его "марианской" ветви). Будучи одновременно Державным протектором (покровителем) протестантской ветви другого - иоаннитского (Мальтийского) Ордена (так называемого "Бранденбургского баллея рыцарского Ордена госпиталя Святого Иоанна, что в Иерусалиме"), Вильгельм II носил на шее совершенно уникальный, комбинированный знак своей принадлежности к обоим Орденам - большой белый восьмиконечный иоаннитский (мальтийский) крест с золотыми коронованными одноглавыми прусскими орлами между лучами и с наложенным на него лапчатым черным, с серебряной каймой и красным крестом в круглом белом центральном медальоне, комтурским крестом "марианской линии" Тевтонского Рыцарского Ордена на белой, с черными полосками, "марианской" ленте.

При Верховном Магистре австрийских "тевтонов" эрцгерцоге Максимилиане фон Габсбурге, главным образом благодаря усилиям реформатора Тевтонского Ордена Петера Риглера, "брата-священника" и профессора богословия, Орден Девы Марии был - в очередной раз - подвергнут коренной трансформации. Так, в нем был воссоздан институт "орденских сестер". Орден по-прежнему принимал в ряды своих "братьев-рыцарей" представителей благородных родов, но в него также вступало все больше студентов богословия, "услужающих братьев", фамилиаров, и так называемых "сестер-аспиранток (соискательниц)".

Всего за несколько лет при Ордене Девы Марии образовалась весьма современная и динамичная для того времени сестринская конгрегация ("сестричество", нем.: "швестерншафт", Schwesternschaft). К 1900 г. на территории двуединой Австро-Венгерской или, как тогда говорили, Дунайской, монархии Габсбургов насчитывалось более 1000 "сестер" Тевтонского Рыцарского Ордена, несших свое служение в 70 орденских госпиталях, больницах, приютах, школах, детских садах и приходах, а кроме того - более 1000 рыцарей, фамилиаров и священников Тевтонского Рыцарского Ордена, подобно иоаннитам, занятым главным образом санитарной (госпитальной) службой в условиях как войны, так и мира.

Последним рыцарем Тевтонского Рыцарского Ордена (вступившим в него в 1914 г.) был австрийский аристократ Георг барон (фрейгерр) Скрбенский фон Грциште (нем.: Skrbensky von Hrzistie, чешск. Skrbensky z Hriste).

В результате падения Австро-Венгерской монархии в 1918 г. земельные владения Тевтонского Ордена оказались на территории 6 государств. Все эти государства (за исключением Италии) поспешили их присвоить. Последний Гохмейстер эрцгерцог Ойген (Евгений) фон Габсбург (Дейчмейстером он себя с 1918 г. уже не называл, хотя официально все еще числился таковым, в связи с неясностью вопроса, является ли Австрия частью Германии, или нет) полностью осознавал всю трудность ситуации, в которой оказался подчиненный ему орден после низложения династии Габсбургов. Республиканцы Австрии и других государств, возникших на обломках Дунайской монархии, требовали конфискации всего имущества Тевтонского рыцарского Ордена, как "частного владения" Габсбургского Дома. Дабы избежать национализации, Гохмейстер эрцгерцог Ойген (эмигрировавший после падения Империи Габсбургов в Швейцарию) решил подать в отставку (предварительно уведомив об этом папу римского). Последний австрийский император Карл I Габсбург (он же - король Венгрии Кар(о)й IV, он же - король Чехии Кар(е)л III), Державный Протектор Тевтонского рыцарского Ордена, уполномочил эрцгерцога расширить состав Генерального Капитула. В 1921 г. Гохмейстер включил в состав орденского Генерального Капитула 4 "братьев-священников". В результате Капитул оказался состоящим из равного числа рыцарей и священников.

Последним "братом-священником", вступившим в Тевтонский Рыцарский Орден при Гохмейстере эрцгерцоге Евгении Австрийском (25 января 1921 г. в Ланском конвенте), был австриец Антон Таммерле (1900-2001), скончавшийся в возрасте 101 года.

В 1922 г. Капитул, собравшийся в швейцарском г. Базеле, принял новый (неофициальный) Устав (известный впоследствии в истории Ордена под названием "Базельских статутов" или "Базельского устава"), разрывавший прежнюю связь между орденом Девы Марии и Императорским Домом Габсбургов. В "тевтонских" орденских архивах сохранилось письмо Гохмейстера эрцгерцога Ойгена, написанное в Базеле (Швейцария), датированное 22 апреля 1923 г. и содержащее текст его "отречения". Эрцгерцог писал в нем:

"Дабы не создавать достижениям долгой борьбы за справедливость угрозы в лице Гох-унд-Дойчмейстера (здесь автор письма, видимо, не смог отказать себе в удовольствии в последний раз назвать себя полным орденским титулом! - В.А.), я объявил Папскому Престолу о моем намерении принести мою личность в жертву высшим интересам ордена".

Данным письмом Гохмейстер Ойген фактически подвел заключительную черту под реорганизацию ордена, главными инициаторами которой являлись "братья-священники", обеспокоенные, прежде всего, деятельностью чешских депутатов, метавших с трибун пражского парламента громы и молнии против "габсбургской угрозы" свежеиспеченной Чехословацкой республике, якобы исходящей от Тевтонского Ордена.

Вслед за тем эрцгерцог Ойген, заручившись согласием папы римского, созвал Генеральный Капитул для выборов коадъютора (заместителя) Верховного Магистра. В ходе выборов голоса членов капитула разделились. Равное число голосов было подано за кандидата из числа "братьев-рыцарей" и за другого - из числа "братьев-священников". Тогда эрцгерцог Ойген подал свой голос (оказавшийся решающим) за кандидата из числа священников - доктора Норберта Клейна, который и был избран коадъютором Гохмейстера, а в 1923 г., после того, как эрцгерцог Ойген сложил с себя сан Гохмейстера (с этого момента он даже на торжественных церемониях появлялся в орденском облачении простого рыцаря, без гохмейстерских инсигний) - новым Верховным магистром Тевтонского Ордена (из названия которого было исключено слово "рыцарский"). Гохмейстер Норберт Клейн преобразовал Тевтонский рыцарский Орден в чисто духовный, или клерикальный (монашеский) Орден. Так ему удалось помешать намерению австрийских республиканских властей конфисковать имущество Ордена Девы Марии как "часть имущества" свергнутой династии Габсбургов. Институт "братьев-рыцарей" был ликвидирован, единственными членами Тевтонского Ордена не священнического звания остались "фамилиары", из числа которых Верховный магистр после Второй мировой войны изредка назначает "почетных рыцарей" ("рыцарей чести", "эренриттеров", Ehrenritter).

В ноябре 1929 г. "Базельские статуты" были, под давлением правительства Чехословацкой республики (ЧСР), обнародованы в г. Праге. Тем самым была подведена официальная база под необходимость коренной переработки Устава Тевтонского Ордена. В том же 1929 г. Ватикан назначил монаха Ордена капуцинов доктора Илариона Фельдера папским визитатором (инспектором) Тевтонского Ордена. К концу 1929 г. Генеральный Капитул последнего принял "Правила для братьев" ("Брюдеррегельн", нем.: Bruederregeln) и "Конституции для сестер" (нем.: Schwesternkonstitutionen), вскоре после этого утвержденные Римом. "Правила для братьев" вступили в силу на Пасху, а "Конституции для сестер" - на Троицу следующего, 1930 г.

Так был проложен водораздел между военно-рыцарским прошлым и клерикально-монашеским будущим Тевтонского Ордена.

Принятие новых "Правил" и "Конституций" стало не менее важным событием орденской истории "тевтонов", чем преобразование акконского Тевтонского госпиталя в военный (рыцарский) Орден в 1198 г.

Здесь конец и Господу нашему слава!


Название статьи:ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ГАБСБУРГОВ
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru