ВЕРНЕ, Горас

ВЕРНЕ, Горас (Орас) (1789-1863), сын Карла Верне, признанный "король» батальной живописцев.

В 20-40 гг. XIX столетия его популярность была громадна во всей Европе; во Франции его признавали великим художником, в армии встречали с воинскими почестями.

Не отличаясь ригоризмом убеждений, он был последовательным другом всех сменявшихся во Франции правительств и умел снискать милости как короля-буржуа Луи-Филиппа, так и императора Николая I; не стесняясь политическими границами и страстями, оп рисовал охотно военный героизм везде, где бы он ни проявлялся: и польских уланов при Соммо-Сиерре – для польских магнатов, и "Взятие Воли» - для  русского царя. Но наиболее близки ему были связанные с воспоминаниями юности предания Наполеоновской славы и новые подвиги французских войск в Африке, свидетелем коих он был в зрелом возрасте.

Начав рисовать очень рано, написав массу разнообразнейших сцен батальной и военно-бытовых, Верне выдвинулся особенно в 20-х гг., когда правительство Бурбонов создало ему прекрасную рекламу, не допустив на выставку в Салон такие хорошие вещи, как "Застава Клиши», "Битва при Жемаппе», "Гайнау», "Мон-мираль», "Вальми» и знаменитое "Прощание в Фонтенебло».

С крушением Бурбонов явилась возможность более открытого прославления Наполеона, и картины Верне: "Фридланд», "Иена», "Ваграм» дают уже не столько изображение сражений, сколько портреты императора, то наблюдающего за ходом битвы, то вызывающего энтузиазм солдат.

Отличный иллюстратор, Верне нарисовал 500 виньеток для "Истории Наполеона». Прославляя усердно того, кто вызывал в нем искреннее увлечение, Верне гордо отвечал: "Я не для того получаю деньги, чтобы лгать»,— когда от него потребовали, в ущерб исторической правде, изображения Людовика XIV при "Осаде Валансьенна» во главе штурмующей колонны.

Недовольный Луи-Филиппом, Верне уехал в Россию; обласканный Николаем I, возившим его с собою на маневры и в путешествие по России, Верне написал для него "Смотр Наполеоном гвардии в Тюльери» и "Взятие Воли», получив за это орден Александра Невского и 25 т. руб.

Алжирские экспедиции французов вдохновили его написать "Взятие Константины», "Битва при Смале» и "Битва при Исли». Восточная война увлекла его, 63-летнего старика, на Дунай и в Крым и запечатлена им в картине "Битва при Альме».

Верне был не только прирожденным художником – баталистом, но и воином; в юности еще он за служил крест Почетного Легиона за участие в защите заставы Клиши в 1814 г.

Умирая он сожалел: "Стоило ли так любить армию и флот, чтобы умереть в кровати, как какой-нибудь лавочник». Сильный этой любовью, он необычайно популяризировал батальную живопись. Он нравился публике, п. ч. в изображении близких патриотическим сердцам событий он просто, понятно, без придворных или классических условностей, но корректно, с чисто французским "chic», рисовал войну. Историческая заслуга Верне в том, что он порвал окончательно с классицизмом и утвердил в батальной живописи, если не вполне еще реальный, то все же простой, свободный стиль, ставший основою дальнейшего прогресса.

Источники:

Armаnd Dаyot, Les Verlieb Amedee Durаnole, Joseph, Cаrle et Horаce Vernet, leur vie et correspondаnce.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru