ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ГОТОВИВШИЕ ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ГОТОВИВШИЕ ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

Известнейший в свое время основоположник военной педагогики в России генерал Драгомиров утверждал, что "каковы офицеры - такова и армия».

Этот правильный вывод полностью соответствовал и положению в казачьих войсках, которые не составляли исключения из общего правила.

Начиная, от создания Петром I регулярной русской армии и до 70-х годов прошлого столетия подготовка офицеров для различных родов войск проводилась по двум направлениям: в военно-учебных заведениях и непосредственно в войсках. Что касается военно-учебных заведений, то тут все относительно ясно, второй же путь претерпел несколько изменений.

Дело в том, что первоначально полки русской гвардии формировались исключительно из дворян, которые, отслужив несколько лет рядовыми в каком-либо гвардейском полку, переходили в армейскую часть унтер-офицерами или офицерами. Однако после серии дворцовых переворотов, решающую роль в которых играли гвардейские полки, было принято решение прекратить в них набор дворянских детей в качестве рядовых. Те из них, кто по той или иной причине не мог или не хотел поступать в военно-учебные заведения, могли определиться в армейский или гвардейский полк "по праву рождения»» на должности средние между унтер-офицером и офицером - вольноопределяющимся. Кадетские корпуса, которые готовили офицерские кадры для всех родов войск, выпускали довольно незначительный процент офицеров. Так, перед Крымской войной, ставшей для русской армии своеобразным рубежом, 25 кадетских корпусов ежегодно выпускали около 590 молодых офицеров, которые в основном заполняли вакансии в гвардии, артиллерии и инженерных войсках. В 24 пехотные, в 8 кавалерийских дивизий, в крепостные батальоны, батальоны внутренней стражи и во все казачьи войска в среднем в год шли только 350 - 360 выпускников кадетских корпусов. Такое положение привело к тому, что перед Крымской, войной окончившие кадетские корпуса составляли: в пехоте - 1/ 8 часть офицерского состава, в кавалерии - 1/4, в казачьих частях - 1/25. Причем надо иметь в виду, что большинство выпускников кадетских корпусов, числившихся в казачьих войсках, служили в Главном управлении казачьих войск, в войсковых управлениях наказных атаманов, то есть в строевых частях практически не было офицеров, получивших систематизированное общее и военное образование. Кем же пополнялись офицерские вакансии в казачьих полках и артиллерийских батареях?

82 процента казачьих офицеров были выходцами из унтер-офицеров - вольноопре­деляющихся и 12 процентов - из унтер-офицеров так называемого общего срока, прослуживших не менее 12 лет в строю. Как правило, все эти люди не имели практически никакого военного образования, от них требовалось только "умение читать и писать по-русски, хорошие способности и здоровье»».

Крымская война показала, что метод подготовки офицеров непосредственно в войсках, хотя он и экономически более выгоден правительству, несостоятелен. После войны 1854 - 1856 годов много горьких слов было сказано по этому поводу.

Вот почему в рамках общей военной реформы, умело проведенной Военным министром генералом А.Д. Милютиным в 60 - 70-х годах прошлого столетия, подверглась коренной реорганизации и вся система подготовки офицерских кадров, в том числе и специально для казачьих частей.

А.Д. Милютиным была разработана стройная система военно-учебных заведений, которые делились на четыре разряда. К первому разряду относились 5 академий (Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная, Юридическая и Медико-Хирур­гическая), где офицеры получали высшее специальное образование. Ко второму разряду относились военно-учебные заведения, готовившие офицеров или кандидатов на офицер­ские должности во все рода войск; военные училища: 1-е Павловское, 2-е Константиновское, 3-е Александровское - пехотные; Николаевское - кавалерийское, Михайловское - артиллерийское, Николаевское - инженерное, военно-юридическое и военно-топографическое, а также 17 юнкерских училищ, из стен которых выпускались кандидаты на офицерские должности, которым офицерское звание присваивалось уже в полках после 6-7 месяцев службы: Московское, Виленское, Варшавское, Гельсингфорское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское, Казанское, Тифлисское, Петербургское пехотные, Елисаветградское и Тверское - кавалерийские, Новочеркасское, Оренбургское, Ставропольское и Иркутское - казачьи. К этому же разряду относились специальные классы Пажеского и Финляндского кадетских корпусов, готовивших офицеров в Гвардию и в финляндские части. Третий разряд составляли военно-учебные заведения, дававшие общее образование и соответствующее воспитание, необходимое будущим защитникам Отечества, - Общие классы Пажеского и Финляндского кадетских корпусов, военные гимназии: в Петербурге - 1-я, 2-я, 3-я, в Москве - 1-я, 2-я, 3- я, в Воронеже, Орле, Полтаве, Киеве, Нижнем Новгороде, Полоцке, Оренбурге, Омске, Симбирске, а также военные прогимназии (в Петербурге, Москве, Ярославле, Пскове, Елисаветграде, Тифлисе, Оренбурге, Вольске и Иркутске), выпускники которых пополняли юнкерские училища. К четвертому разряду относились военные школы, готовившие прежде всего специалистов-техников: артиллерийские - пиротехнические и оружейные, а также военных медиков, которые готовились в военно-фельдшерских школах.

Впоследствии (через 20 лет после их основания) военные гимназии и прогимназии были заменены кадетскими корпусами (к ним были добавлены Новочеркасский, Ташкентский, Хабаровский, Варшавский), а курсы юнкерских училищ постепенно сближались с военными училищами, и эти военно-учебные заведения так же стали выпускать в полки офицеров.

Таким образом, после военной реформы 60 - 70-х годов прошлого столетия будущие офицеры казачьих войск, прежде всего, стали получать первоначальное общее образование в военных гимназиях и прогимназиях (кадетских корпусах): в Оренбурге, Новочеркасске, Воронеже, Ташкенте, Хабаровске, Иркутске, Симбирске, а затем в юнкерских и военных училищах, в первую очередь в чисто казачьих: Новочеркасском (открытом в 1869 году), Оренбургском (открытом в 1867 году), Ставропольском (открытом в 1870 году), Иркутском (открытом в 1874 году). Так как эти училища на первом этапе не могли решить вопрос подготовки всех урядников (унтер-офицеров в казачьих войсках), то было принято решение открыть дополнительные казачьи отделы в Виленском пехотном юнкерском училище (1869 год), Варшавском пехотном юнкерском училище (1868 год), Елисавстградском кавалерийском юнкерском училище (1876 год). Все эти училища были приблизительно одного состава: в Оренбургском, Новочеркасском и Ставропольском обучались по 120 казачьих юнкеров, в Иркутском - 60 казачьих юнкеров, в Елисаветградском - 100 казачьих юнкеров, в Варшавском до 85 казачьих юнкеров и в Виленском - 35 казачьих юнкеров.

В 1890 году в Петербурге при Николаевском кавалерийском училище в соответствии с Приказом по военно-учебным заведениям N 156 была сформирована казачья сотня (120 юнкеров), в которой обучались представители всех казачьих войск. Выпускники этой сотни в основном служили в гвардейских казачьих частях, поэтому сразу же после сформирования часть получила название - Царская сотня.

При учреждении сотни офицеры - преподаватели и воспитатели, а также юнкера носили форму своих войск, но с 1907 года получили общую парадную форму гвардейских казаков. Повседневной формой для юнкеров стал китель с серебряным прибором и синие казачьи шаровары с красными лампасами и белым гвардейским снаряжением: поясом и портупеей. Вооружение состояло из казачьего карабина без штыка, пики и шашки донского казачьего образца.

Для казачьих войск готовило кадры и 3-е Александровское военное училище в Москве, а артиллеристы выпускались из Константиновского артиллерийского училища.

Наличие такого количества военно-учебных заведений привело к тому, что постепенно некоторые училища стали испытывать недостаток в абитуриентах. Сначала этот вопрос стали решать путем отмены правила, согласно которому в казачьи части могли выпускаться только юнкера казачьего сословия. Однако и это не смогло в полной мере решить возникшую проблему. Тогда было принято решение о закрытии в 1898 году Ставропольского казачьего училища, которое в основном готовило кадры для Кавказских казачьих войск. С того времени офицерские кадры для этих войск стали готовиться в Оренбургском казачьем юнкерском училище. Но, ни в коем случае нельзя считать, что указанные военно-учебные заведения полностью удовлетворяли потребности казачьих войск в офицерах. Отнюдь нет. Например, из Александровского военного училища в 1907 году в казачьи войска было выпущено хорунжими: в конные полки Кубанского казачьего войска - 3 человека, в пластунские батальоны - 6 человек, в Астраханское войско - 1 человек, в Уральское - 1 человек, в Забайкальское - 5 человек, приблизительно столько же выпускников этого училища было направлено в казачьи части и в 1906 году: в Войско Донское - 2 человека, в Кубанское войско - 3 человека, в Терское - 3 человека, в Уральское - 1 человек, в Оренбургское - 1 человек, в Сибирское - 1 человек, в Семиреченское - 2 человека, в Забайкальское - 1 человек. Недостаток казачьих офицеров в Забайкальском, Амурском и Уссурийском войсках наглядно проявился во время русско-японской войны, когда вакантные должности в частях этих войск в срочном порядке вынуждены были занимать офицеры в основном из гвардейских кавалерийских частей, мало знакомые с особенностями боевой службы, спецификой комплектования казачьих частей.

В среднем в начале XX века ежегодно в казачьи части направлялось от 60 до 65 хорунжих - выпускников различных училищ.

К концу XIX - началу XX века ежегодно в военно-учебных заведениях обучалось значительное число казаков. Об этом, например, можно судить по таблице, которая показывает количество казаков, обучавшихся в 1886 году в военно-учебных заведениях всех уровней:

Казачьи войска

В академиях

В военных училищах

В кадетских корпусах

В военных гимназиях

В юнкерских училищах

Всего

Донское

8

36

305

-

112

461

Сибирское

-

7

61

-

25

93

Терское

-

7

17

16

38

78

Кубанское

9

29

15

76

85

214

Забайкальское

-

-

-

19

14

33

Уральское

1

5

25

-

22

53

Семиреченское

-

2

3

-

6

11

Оренбургское

5

10

54

30

54

153

Амурское

-

1

1

1

4

7

Астраханское

-

-

1

-

6

7

Итого:

23

97

482

142

366

1130

Однако это количество не давало возможности формировать офицерский состав казачьих частей исключительно офицерами казачьего сословия. Это наглядно видно из таблицы за 1886 год, в которой казачьи войска характеризовались по относительному числу юнкеров- казаков, выпускаемых из военных и юнкерских училищ, к штатному составу офицеров.

Казачьи войска

Штатное число офицеров

Число юнкеров, обучающихся в военных и юнкерских училищах

Число юнкеров, выпускающихся в 1886 году

% выпускников к штатному составу офицеров

Сибирское

132

32

11

7,1

Уральское

140

27

10

7

Семиреченское

45

8

3

6,6

Оренбургское

409

64

23

5,6

Кубанское

855

114

43

5

Амурское

45

5

2

4,4

Астраханское

45

7

2

4,4

Терское

215

45

9

4,1

Донское

1518

148

55

4,6

Забайкальское

213

14

5

2,3

Итого:

3617

464

163

4,5

Из приведенных данных видно, что только в Сибирском, Уральском и Семиреченском казачьих войсках из-за относительно небольшого штатного состава офицеров имелась возможность комплектовать казачьи части своими выпускниками, во все остальные войска были вынуждены привлекать офицеров не войсковых сословий.

Но хотелось бы отмстить, что боевая репутация казачьих частей, особая лихость и храбрость потомственных воинов-казаков всегда привлекали в их части лучших выпус­кников военных и юнкерских училищ.

Судьба распорядилась таким образом, что казачьи войска испокон веков первыми принимали на себя удары, направленные противниками России на ее завоевание, порабощение или расчленение. А первые удары, как известно, всегда были самыми мощными и сокрушительными. Чтобы их парировать, максимально ослабить, а затем самим нанести достойный ответный удар, необходимы хорошая выучка, отвага, а главное - психологическая стойкость, вера в правоту своей миссии защитника Отечества. Всеми этими качествами в достаточной степени обладали воинские части всех казачьих войск России, эти качества воспитывались в казаках с детских лет. Характерными особенностями специфичного казачьего воспитания были патриотизм, гуманность, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие нравственные качества, без которых невозможно было взрастить настоящих, самоотверженных защитников Отечества.

В силу многих объективных, а в основном субъективных, причин на протяжении десятилетий история казачества в нашей стране замалчивалась или искажалась. Неотъ­емлемая часть этой истории - героические страницы, вписанные казаками в историю российской армии, попали в разряд искусственно забытых. Вот почему сделать подобную информацию достоянием широкого круга читателей - это долг, который мы обязаны вернуть нашим предкам ради счастья и процветания наших потомков.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ГОТОВИВШИЕ ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
Автор(ы) статьи:Ю. Галушко
Источник статьи: Казачьи войска России. М. 1993. ИАА "Русский мир"
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru