Губернский стряпчий

С 1775 года – до конца XIX в.

Должностное лицо органов прокурорского надзора в губернии.
Должность создана Учреждениями для управления губерний Всероссийской империи от 7 ноября 1775 года. По этому документу определялась Сенатом, в начале XIX в. - губернским правлением по согласованию с губернским прокурором. По высочайшему указу от 13 мая 1852 года - по представлению министра юстиции (см. Министр. 2) и высочайшему указу.

Губернских стряпчих было два: по уголовным и казенным делам.
Функции: помощь губернскому прокурору в принятии решений по всем направлениям его деятельности. Решения обычно принимались коллегиально большинством голосов (при разногласии между Губернским стряпчим и губернским прокурором решающим был голос последнего). Губернский стряпчий осуществляли надзор и давали заключения в пределах своей компетенции, соответственно, по ведению уголовных дел и по казенным делам; подавали жалобы в судебные учреждения в качестве истцов, когда имело место нарушение, а истца не было (если ответчик выигрывал дело, Губернский стряпчий был обязан представить ему донос и назвать доносителя, дабы не прослыть "поклепателем невинности»).
Губернский стряпчий казенных дел осуществлял надзор по делам, сопряженным с казенным ущербом, за губернскими учреждениями, распоряжавшимися казенными средствами, за соблюдением законов при заключении сделок, способствовал пресечению запрещенной торговли и содействию разрешенной и т. д. Губернский стряпчий уголовных дел наблюдал за соблюдением в их производстве законов и установленной процедуры, за соблюдением подсудности данного дела данному месту, принимал участие в делах глухонемых - для контроля соблюдения их прав. Губернский стряпчий предлагали от имени губернского прокурора заключения в губернские учреждения. Один из них (ст. по чину) заменял губернского прокурора в его отсутствие.
Губернские стряпчие имели право входить в любое губернское учреждение и имели место в присутствии. При разборе судебных дел, инициаторами которых являлись Губернские стряпчие, они покидали присутствие. Губернские стряпчие получали 3-ю часть пени, взысканной их старанием. За "пустое вчинение иска» оплачивали убыток. Губернский стряпчий не имел власти отменить незаконное решение. Он мог только оповестить о нем губернского прокурора, губернское правление, губернатора, генерал-прокурора, а с 1802 года - Министерство юстиции. Губернские стряпчие могли быть посланы в командировку (для проведения следствия). Во время отсутствия одного Губернского стряпчего его функцию исполнял другой. В столицах и крупных городах начиная с сер. XIX в. стали назначать 3-го Губернского стряпчего - следственных дел (для проведения следствия и разъездов с этой целью).
Губернские стряпчие имели месячный отпуск с согласия губернского правления.
Губернские стряпчие находились в подчинении прокурора и заседали в помещении Камеры прокурора (Прокурорской части). В подчинении имели уездных стряпчих. Губернское правление не имело права отрешать Губернских стряпчих от должности самостоятельно. О таких случаях губернский прокурор сообщал в Министерство юстиции. Исключение составляли случаи удаления Губернского стряпчего по приговору палаты уголовного суда.
По Учреждениям об управлении губернии... Губернские стряпчие относились к VII кл.
В связи с судебной реформой 1864 года и с реформой прокурорского надзора должность Губернского стряпчего была отменена. Практически она упразднялась постепенно в течение последующих лет XIX в.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru