Гуаскар, пароход

"ГУАСКАР" ("Huascar"), железный башенный пароход Перуанского флота, построен в Биркенхеде (Англия), на заводе Лэрда, и спущен на воду в 1865 г., 1.800 тн. водоизмещением, скорость 11 узл., низкобортный, защищенный по ватерлинии броней из кованного железа в 21/2—41/2 дм.

Бой пароходаГуаскар и крейсера Amethyst
Бой пароходаГуаскар и крейсера Amethyst

По середине судна помещалась башня системы Кольса, вращавшаяся на роульсах и защищенная 51/2-дм. железными плитами; в ней был установлены два 10? орудия Армстронга, заряжающиеся с дула.

На шканцах Гуаскара был поставлены без всякой броневой защиты два 40-фн. и одно 12-фн. орудия, заряжающиеся также с дула. Мачта была одна, треножная, снабженная боевым марсом, на котором стояло орудие Гатлинга.

Экипаж состоял из 200 ч. офицеров и команды.

Боевая история Гуаскара началась в мае 1877 г., когда его экипаж стал на сторону Пиерола, претендовавшего занять место президента республики Перу. Выйдя в море, броненосец начал облагать контрибуцией, в пользу претендента, порта Перуанского побережья, конфискуя направляемые в эти порта на пароходах товары. Английское правительство объявило действия Гуаскар пиратскими и под этим предлогом приказало двум своим стационерам в этих водах, крейсерам Shah и Amethyst, захватить пароход. Достойно внимания соотношение сил противников: с одной стороны 8.220 тн. водоизмещением, 800 ч. команды, 40 орудий, среди которых на Shah было два 9-дм., а остальные, на обоих кораблях — 64-фн. и 16 на Shah — 7-дм.; с другой стороны: водоизмещение Гуаскара достигало только 1/5 неприятельского, а вооружение состояло из 5 пушек.

Единственное преимущество Гуаскара было в бронировании, которое вовсе отсутствовало на британских судах; но зато английские крейсера обладали значительно большим ходом — 16 узл. против 11 узл. Гуаскара.

Встреча произошла близ перуанского города Ило 29 мая; Гуаскар, пользуясь своим малым углублением в 14 фт., пытался уйти на мелководье, но помешал этой попытке; тогда Гуаскар остановился против самого города Ило; на предложение сдаться капитан Гуаскара ответил отказом.

По возвращении шлюпки с парламентером, Shah в 3 часа пополудни открыл частый огонь левым бортом, на который Гуаскар отвечал с расстояния 10 кабельтовых из одного башенного орудия и одного 40-фн. шханечного; другие его орудия по разным причинам действовать не могли.

Несмотря на исключительное неравенство сил, перуанский броненосец поддерживал бой до сумерек, с наступлением которых ему удалось скрыться от своих противников.

На следующий день Гуаскар сдался перуанскому флоту. В него попало до 60 выстрелов; поражения были, гл. обр., на верхней палубе — дымовая труба, вентиляторы, мостик, мачта, шлюпки; одна пробоина была и в поясной 3-дм. броне у ватерлинии. Shah и Amethyst вовсе не получили повреждений, только несколько снастей были порваны.

В войне 1879-81 гг. между южно-американскими республиками Чили и Перу Гуаскар несколько раз принимал участие в морских боях (см. Перу-чилийская война, Ангамос, Антофагоста и Арика).

Особенно поучительны его бои 21 мая 1879 г. у г. Иквик с чилийским деревянным пароходом Esmeralda и 8 октября того же года — с чилийскими броненосцами Cochrane и Blanco Encalado у Ангамос-Пунта.

Два лучших перуанских судна, Гуаскар и Independencia (броненосная батарея в 3.500 тн., с 4,5-дм. железной поясной броней, с II — 150-фн., XII — 70-фн. и IV — 30-фн. ор., нарезными, но заряжающимися с дула), были посланы к гор. Иквикве с целью захватить 2 слабых и тихоходных чилийских военных судна, неосторожно оставленных для блокады этого порта, — Esmeralda и Cavadonga. Первая имела вооружение в XIV — 40-фн. с дула заряжающихся орудий, а вторая (небольшой пароход, захваченный у испанцев в 1860 г.) II — 70-фн. пушки и обладала ходом в 6 узлов.

21 мая оба перуанских корабля появились в виду Иквика и был замечены с Esmeralda, которой командовал капитан Артур Прат, выдающийся морской офицер, кумир своего экипажа. Несмотря на чрезвычайное неравенство сил, Прат, зная, что ему невозможно уйти от неприятеля со своими слабыми и тихоходными судами, решил сражаться до последней крайности, о чем и сообщил команде в патриотической речи перед боем.

В 8 ч. утра Гуаскар открыл огонь; первый его снаряд упал между чилийскими судами; в начавшемся оживленном бою Гуаскар сошелся с Esmeralda, а Independencia с Cavadonga.

Капитан Прат поместил свой корабль против перуанского города, повторяя тактику Гуаскара в его первом бою при Ило. Капитан Грау не мог зайти между городом и своим противником, т. к., по полученным им сведениям, неприятель поставил под берегом минное заграждение. Вскоре, однако, огонь береговых батарей принудил Esmeralda покинуть свою выгодную позицию.

В это время у него два котла были выведены из строя и ход уменьшился до 3 узл. около 10 ч. утра Грау сделал первую попытку таранить чилийское судно и с 9-узл. скоростью ударил Esmeralda в левую раковину; повреждения последней были ничтожны. В момент соприкосновения обоих судов капитан Прат призвал свою команду к абордажу и с обнаженной шпагой перескочил на палубу неприятельского корабля; однако, шум боя заглушил его призыв, и за отважным капитаном последовал только его ординарец; суда разошлись, и команда чилийского судна не могла последовать примеру своего героя-командира.

Капитан Прат бросился к башне, но в этот момент пуля сразила его на смерть. Командование Esmeralda перешло к старшему лейтенанту Урибе; палуба чилийского парохода была покрыта убитыми и ранеными, но он продолжал отвечать на огонь своего противника, который тем временем снова сделал попытку его таранить. На этот раз Esmeralda успел повернуться к нему носом, и Гуаскар только слегка задел его в правую скулу; опять с чилийского парохода была сделана попытка абордажа: лейтенант Серрано с абордажной партией успел перескочить на перуанское судно, но его малочисленная партия была вся перебита.

По словам капитана Грау, команда его корабля в это время был настолько деморализована стойким сопротивлением слабого противника, огонь которого продолжал наносить ему чувствительные повреждения, что, если бы партия лейтенанта Серрано была более многочисленна, Гуаскар м. был захвачен. Но минуты чилийского судна были уже сочтены: крюйт-камера его был затоплена и не было более снарядов; руль был поврежден, внутренность судна похожа на бойню.

Третий удар Гуаскара, таранившего Esmeralda с полного хода в правый борт, прямо по траверзу, был смертельным для чилийского парохода, который с развевающимися флагами пошел ко дну; из 200 ч. его команды был спасено всего 63 ч. Не так окончилось столкновение товарища Гуаскара, Independencia.

Погнавшись за своим слабым противником и стремясь его таранить, Independencia полным ходом выскочил на риф.

Окончив бой с Esmeralda, Гуаскар д. был бросить Independencia, сняв с него команду; Cavadonga же успел безнаказанно уйти от неравного боя. После этого Гуаскар 3 мес. безнаказанно крейсировал у чилийских берегов, нанося чувствительный вред операциям чилийцев, армия которых была отрезана от операционной базы; ни одно из судов чилийского флота не могло развить скорость, достаточную для погони за перуанским кораблем. Лучшие суда чилийского флота, Blanco Encalado и Almirante Cochrane, были специально отряжены для уничтожения смелого и опасного противника. Almirante Cochrane был отведен в Вальпарайзо, где его машины был тщательно перебраны, а подводная часть очищена водолазами; работа эта заняла более месяца, но после нее чилийский броненосец развил 11 с лишним узл., т.-е почти на 2 узла более своего противника.

Cochrane и Blanco Encalado были прекрасные по своему времени казематированные броненосцы, выстроенные в Англии в 1874—75 гг., с водоизмещением в 3.500 тн. и поясной 9-дм. броней по всей длине корпуса; батарея был защищена 8-дм. броней, а вооружение состояло из VI — 9-дм. нарезных орудий, из которых 2 стреляли по носу, 2 по корме и 3 по траверзу. Cochrane был изготовлен к плаванию в конце сентября и немедленно присоединился к флоту, который был разделен на 2 отряда: тихоходный Blanco-Encalado со вспомогательными судами, и быстроходный Cochrane также со вспомогательными судами.

Обходя систематически все побережье, оба отряда искали противника. Наконец, 8 октября противники встретились. Этим замечательным по упорству сопротивления боем кончилась боевая история Гуаскара (см. Ангамос-Пунта).

Взятый чилийцами, он был отведен ими в Вальпарайзо, исправлен и к концу войны принял в ней участие уже под чилийским флагом, не проявив себя в дальнейшем ничем особенным.


Название статьи:Гуаскар, пароход
Категория темы:Латинская Америка
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru