Дипломатические агенты

С 911 года – по настоящее время. Наименование дипломатических представителей различных рангов (классов), имеющих разные функции, официально уполномоченных для ведения политических отношений и переговоров с иностранными государствами. Пользуются особенными правами и привилегиями: личной неприкосновенностью, правом внеземельности или экстерриториальности, гражданской и уголовной неподсудностью, правом на независимость и неприкосновенность, равно как и неприкосновенностью Посольского дома с соблюдением тайны дипломатической переписки. Дипломатические агенты, сообразно их классу и рангу, принадлежат еще церемониальные права и право непосредственных или посредственных сношений с главой государства, при котором они аккредитованы. Первонач. существовали лишь два класса Дипломатических агентов: послы и агенты (резиденты). Во 2-й половине XVII в. вошло в обычай давать Дипломатическому агенту I кл. титул "чрезвычайных послов", с которыми были связаны определенные церемониальные преимущества. В этот же период появился и III кл. - "чрезвычайные резиденты", которые заявляли притязания на первенство по сравнению с обыкновенными резидентами (с XVII в. титул резидента стали покупать у мелких владетельных князей, в связи, с чем его значение сильно упало). Венский регламент 1815 года и дополнивший его Аахенский протокол 1818 года ввели единообразную классификацию рангов Дипломатических агентов:
  • послы,
  • легаты или нунции;
  • посланники;
  • министры-резиденты;
  • поверенные в делах.

В соответствии с Учреждением Министерства иностранных дел России от 22 мая 1868 года начальники посольств и миссий разделялись на 4 класса:
  • послы;
  • посланники,
  • министры и др. уполномоченные при государях;
  • министры-резиденты;
  • поверенные в делах.

Обычно государства обменивались Дипломатическими агентами одинакового ранга. Существовали также агенты временные и постоянные. Последние отправлялись в другие государства на продолжительное время и в течение пребывания там вели от имени пославшего их государства все текущие дела, не получая особого по каждому делу поручения, а имея общую доверенность (верительные грамоты). Временные агенты не снабжались верительными грамотами, а наделялись определенными полномочиями для совершения специальных порученных им дел (участие в конгрессах, конференциях, ведение переговоров, заключение договора и т.д.). К временным агентам относились также лица, отправляемые с поручениями не делового, а церемониального характера (передача поздравлений, выражение соболезнований, участие в торжественных актах коронации, бракосочетания и т.п.) - чаще всего в государствах монархических. Назначаемый в ту или иную страну Дипломатический агент получал: полномочия для определенного поручения, обусловливавшие предмет мандата и его пределы; наказ или инструкцию о рамках действий; верительные грамоты или кредитив; шифр для переписки со своим правительством и для сношений с другим. Дипломатические агенты 2 первых классов имели право на аудиенцию у главы принимающего государства; министры-резиденты не всегда допускались; поверенные в делах - никогда. В обязанности Дипломатических агентов входили: всеобъемлющее представительство интересов пославшего их государства; наблюдение за всем, что совершалось в иностранном государстве; с помощью особых военных и морских (см. Военный агент, Военно-морской агент), а также финансовых агентов (см. Консул) сообщение о происходящем своему правительству; взаимоотношения с правительством, при котором они аккредитованы, ведение с ним переговоров; покровительство соотечественникам, оказавшимся там; наконец, охрана предоставленных отечественному государству договорных прав. Иногда в целях совмещения дипломатического и консульского представительства ранг поверенного в делах присваивается генеральному консулу. В этом случае соответствующее лицо наряду с представлением консульского патента вручает в стране пребывания свои верительные грамоты, пользуется дипломатическими привилегиями и иммунитетами и именуется генеральным-консулом-поверенным в делах. Дипломатическая миссия прекращалась в случае смерти Дипломатического агента, окончания поручений, отзыва Дипломатического агента, прекращения сношений с ним, разрыва дипломатических отношений, который обычно имел место в случае войны, уничтожения дипломатического представительства, и др. На протяжении XIX и начала XX вв. происходила эволюция классификации Дипломатического агента, что привело к исчезновению класса министра-резидента и постепенному сглаживанию различий между послами и посланниками. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета от 9 мая 1941 года в целях установления для дипломатических представителей СССР рангов, общепринятых в международных дипломатических отношениях, и приведения этих рангов в соответствии со значением и объемом возлагаемых на них полномочий предусмотрены следующие ранги:
  • 1) чрезвычайный и полномочный посол,
  • 2) чрезвычайный и полномочный посланник,
  • 3) поверенный в делах.
Источники: ПСЗ П. Т. 43. № 45888; Очерки истории Министерства иностр. дел. 1802-1902. СПб., 1902; Новый энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, СПб., б.г. Т. 16.
Н.И. Химина
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru