Деволан Франц-Павел Павлович

Деволан (Sainte-de-Wollant), Франц-Павел Павлович, брабантский дворянин (родился 20 сентября 1752 г. в Бельгии, в Антверпене), вступил 30 Октября 1787 г. инженер-майором в русскую службу из голландской, по ходатайству российского посла в Гааге С.А. Колычева.

Памятник Ф.П. Деволану в г. Тирасполь. Фото: A. Palamar

В следующем, 1788 г., году, во время шведской войны, он во флоте адмирала Грейга участвовал в Готландском сражении и в том же году, по надобности в инженерах, отправлен был к армии, действовавшей против турок, где состоял при главнокомандующем.

В 1789 г., получил звание первого инженера армии, он участвовал в осаде и взятии Каушан, Паланки, Аккермана и Бендер, был при осаде Килии, штурме Измаила и других крепостей на Дунае, а также в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине.

В 1792 г. был произведен в Полковники, и под его руководством были укреплены пограничные крепости на Черном и Азовском морях и на р. Днестре.

В 1793 г. Франц Павлович был назначен в должность первого инженера Южной армии А.В. Суворова, а в следующем году находился при той же армии в Польше.

В звании старшего инженера, в 1795 г. он управлял постройкой крепости Фаногории, порта Ахтиар (Севастополя), крепостей Кинбурнской и Тираспольской, а также руководил основанием Овидиололя, Одессы, Тирасполя, Григориополя, Вознесенска и составлял планы большей части вновь строившихся тогда в России городов (Николаева, Новочеркасска и др.).

В рескрипте гр. Зубову от 4 декабря 1795 г. Императрица Екатерина II отметила полезные труды Деволана, «которого неутомимою деятельностью и расторопностью все производимые в ведомстве вашем многочисленные работы и строения приводятся в исполнение с желаемым успехом. Всемилостивейше жалуя ему в уважение трудов им подъемлемых, и немалых издержек, которые он по должности своей обязан делать, десять тысяч руб. единовременно и по сту рублей на месяц столовых денег». Около этого времени адмиралу де-Рибас и инженер-полковнику Деволану было предписано осмотреть, возможно, тщательнее берега устьев Днепра и Черного моря, измерить существующие рейды и заливы и избрать удобное место для порта.

Таким пунктом была избрана крепость Гаджибей, которая только-что завоевана была у турок; по приказанию Екатерины, в 1794 г. она была названа, городом, и в ней повелено было устроить военную гавань с купеческою пристанью. Планы города и гавани, составленные Деволаном, удостоились Высочайшего утверждения, и под его же «дирекцией» приказано было производить все работы, к которым и приступили немедленно. Для производства всех построек, учреждена была, под начальством Суворова, «канцелярия строений города и порта Гаджибейского», директором которой состоял Деволан, места под постройки были здесь отводимы, на вечное владение, частным лицам, вследствие чего и Франц Павлович получил участок земли. Под его талантливым руководством работы производились весьма успешно и в 1796 г. были окончены; вслед затем город назван был Одессою.

Между прочим, по плану Франца Павловича, устроены были огромные соляные магазины для поддержания мены хлеба, привозимого чумаками, на Таврическую соль, что продолжалось однако недолго вследствие трудности доставки соли; он велел учредить и биржу для купцов. На него же выпала печальная обязанность объявить жителям вновь созидавшегося им города о кончине Императрицы Екатерины II, после смерти, которой произошли весьма важные перемены в судьбе Одессы. Деволан должен был покинуть ее и переехать в Петербург. Лишь в 1800 г. он приезжал на некоторое время в Одессу для образования там комитета, которому поручено было окончание постройки города.

Некоторое время Деволан был «не у дел»; тем не менее, крупный талант инженера сказывался в нем и тогда. Третий раздел Польши изменил положение наших пограничных укрепленных пунктов и повлиял на самый характер и силу их расположения, вследствие чего правительство поручило разным лицам разработку вопроса о крепостях на нашей западной границе. В числе других выдающихся инженеров, и генерал-майор Деволан высказал свое мнение: определив направление операционных линий, ои располагал крепости в три линии; в тех же участках, где возможна малая война, требовал нескольких крепостей — плацдармов и систему укрепленных постов (фортов-застав). Эта его работа, а также разработка вопроса о расположении крепостей на границе с Турцией и на южной границе, — представляют, без сомнения, ценный вклад в материалы для учения о значении крепостей вообще. Его проницательный военный взгляд на будущее нашего южного побережья и систему его укреплений, между прочим, выразился в замечательной «Записке», в которой он указал все особенности защиты Крымского полуострова и удивительно точно предсказал, более чем за полвека, осаду Севастополя, её направление, место высадки неприятеля и проч.

Тем не менее, в 1797 г. военно-инженерная карьера Деволана окончилась: он был произведен в генерал-майоры с увольнением от службы по «прошению», и на некоторое время даже уехал за границу. Однако, при образовании департамента водяных коммуникаций в 1799 г., снова вспомнили о нем и призвали к деятельности в должности члена этого департамента. Немедленно знакомится он с искусственными сооружениями на водных путях и представляет выработанный им план обходных каналов Онежского и Ладожского озер. В это же время было обращено внимание на почти забытый проект Петра Великого об устройстве канала в Вытегорском крае. Франц Павлович был командирован сюда, чтобы найти место, удобное для сооружения канала. По исследовании местности, он отыскал на ней верное и краткое направление, предположенное еще гидравликом Перри (при Петре I), для соединения рек Ковжи и Вытегры. Благодаря ссуде из Сохранной казны, бывшей под ведением Императрицы Марии Феодоровны, немедленно начато было сооружение канала, в честь государыни названного Мариинским.

В 1800 г. произведен в Генерал-лейтенанты. В это время Деволан заведывал Мариинской и Тихвинской системами и нижней частью Волги от Рыбинска, с притоками Окою и Камою. Деволан производил также работы на Цне, Суре, строил шлюзы и обводные каналы на Днепровских порогах, из которых главнейший на Ненасытецком пороге с двумя шлюзами.

Портрет Франца Павловича Деволанта. Художник - П.С.Тюрин. 1859 г. Холст, масло, 73 х 64 см. ФГБУКВ 1803 г. Деволан построил канал Огинского, соединяющей бассейны рек Немана и Припяти. Деволану принадлежит также проект и постройка Тихвинской водной системы, оконченной в 1811 г., проект соединения каналом Онежского озера с Белым морем посредством рек Повенца и Выги (Сороки), между портами Повенецким, Сорокинским и Сумским, проект соединения Онежского озера е Белым морем на другом пункте, при Онежском порте через реки Водлу, Кем и Онегу, и проект канала между Шексною и Северною Двиною для судоходства к Архангельскому порту от Волги и для сообщений между Архангельском и Петербургом (канал Кирилловский, впоследствии герцога Александра Виртембергского).

Во время службы в департаменте водяных коммуникаций Деволан имел в своей инспекции системы Мариинскую и Тихвинскую, нижнюю часть Волги от Рыбинска, с Окою, Камою и другими; заведовал работами по рекам Цне и Суре, чисткой днепровских порогов и построением шлюзов с обводными каналами, из которых главнейший, при Ненасытецком пороге с двумя шлюзами, совершенно окончен в 1803 г.; он же, наконец устроил Огинский канал, оконченный и открытый в том же году.

В 1804 г. он принимал участие в постройке Таганрогского порта и разных других сооружений по Куме, Тереку, Манычу и Старому каналу, предположенному для соединения Волги с Доном посредством рек Иловли и Камышенки. В течение десяти лет, как член департамента, он управлял всеми предприятиями по инспекции Днестра, Немана, Оки, Волги и других рек и лично наблюдал за этими работами.

В 1808 г. Деволан проектировал Мариинскую систему, соединяющую бассейн Волги с Санкт-Петербургским портом. Под его руководством велись работы по устройству каналов около Онежского озера, от р. Вытегры до верховья р. Свири, около Ладожского озера, для продолжения Ладожского и Сясского каналов до устья р. Свири.

При новом образовании управления, его определили в корпус инженеров путей сообщения генерал-инспектором и членом совета, а в 1810 г. инженер-генералом этого корпуса. Как член совета, он составлял разные проекты, приведенные потом в исполнение, именно: проекты улучшения г. Твери, бичевников по р. Тверце, а тате разных зданий по Вышневолоцкой системе и Ладожскому каналу.

В 1811 г. Деволан окончил Тихвинскую систему, соединяющую также бассейн Волги с Санкт-Петербургским портом. Ему также принадлежат проекты  каналов,  соединяющих  Онежское  озеро  с Белым морем, посредством р. Повенца и Выги (Сороки) и через Волгу, Кемь и Онегу, и проект соединительного канала между Шексною и Северною Двиною, связывающего бассейн Волги с Архангельском, а последний с С.-Петербургом.

В 1812 г. последовал Высочайший указ об отозвании в действующую армию главноуправляющего путями сообщений (главный директор путей сообщения, с 1809 г.) принца Георгия Ольденбургского, обязанности которого были возложены на генерал-лейтенанта Деволана, «отличнейшего по достоинству и знаниями», как характеризовал Франца Павловича принц Ольденбургский. Последний надеялся вновь принять управление путями сообщений, но неожиданно скончался в декабре того же года; вследствие личной просьбы Императрицы Марии Феодоровны, Деволан воздал ему последние почести, находясь при погребальном поезде принца, с которыми был связан узами дружбы.

За время 1812 — 1816 гг. деятельность управления, к сожалению, была незначительна, в виду недостаточности бывших в его распоряжении сумм вследствие народной войны 1812 г. и последовавших за нею событий.

В 1814 г. повелено было главному директору Деволану, как представителю отдельного ведомства, присутствовать в комитете министров.

В 1816 г. возобновляется правильная деятельность управления. В этом году, под председательством графа Аракчеева, был учрежден особый «комитет о построении и содержании больших дорог в Империи», который занялся вопросом о сооружении в России, по примеру заграничному, насыпных каменных шоссе, причем было постановлено впервые применить такой способ к шоссе от Москвы до Петербурга. Некоторые участки дорог были в чрезвычайно дурном, положении, например между Тверью и Москвой они оказались почти в без проездном состоянии, а вблизи Петербурга нередко совсем затоплялись. Энергии Деволана представлялось широкое поле деятельности. По его ходатайству, в 1816 г. управление путей сообщения было переведено из Твери в Петербург; для усиления работ на сухопутных дорогах в том же году были учреждены по государственным дорогам рабочие бригады, после чего деятельность управления по устройству и улучшению шоссе значительно развилась. Генерал Деводан прилагал все усилия для успешного производства работ по шоссе, обращая внимание во время личных осмотров на недостаток старания со стороны служащих.

Прежняя совместная служба сблизила Деволана с принцем Ольденбургским, супруга которого, Великая Княгиня Екатерина Павловна, также относилась весьма дружелюбно к Францу Павловичу и состояла в переписке с ним до самой смерти. Из её писем видно, с каким участием относилась она не только к обширному ведомству путей сообщения, но и к его главному директору, которому сообщала все заграничные новости, касавшиеся близкого ему дела, и просила его сообщать ей свои мысли «на счет этой интересной отрасли управления», дабы при случае делиться ими с Государем.

Энергичный и талантливый Деволан оставил заметные следы своей полезной деятельности в России на поприще строительного искусства. Многие крупные сооружения и целые города говорят о его почтенном имени, и следует лишь сожалеть, что не все эти сооружения ему удалось лично довести до конца.

Франц Павлович Деволан скончался 30 ноября 1818 г.


Название статьи:Деволан Франц-Павел Павлович
Автор(ы) статьи:В. Жерве
Источник статьи: Русский биографический словарь. Т. 9. 1905 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Л. Фриман. «История крепости в России». Спб., 1895 г., ч. I, стр. 150 — 152, 155. — А. Скальковский. «Первое тридцатилетие истории города Одессы 1793 — 1823. Одесса, 1837 г. стр. 26 — 52. «История Одессы». 1853 г., стр. 20. — Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. T. IX. 1875 г., стр. 338. — В. М. Верховский. «Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства Путей Сообщения за сто лет его существования (1798 — 1898 гг.) Спб. 1898 г., стр. 43 — 47. Русский Архив 1870 г., стр. 1967 — 2014. «Письма Великой Княгини Екатерины Павловны к инженер-генералу Ф. П. Деволану». — И. Н. Божерянов. «Великая Княгиня Екатерина Павловна, четвертая дочь Императора Павла I, и пр. Спб. 1888 г., стр. 28, 59 — 72. — Олонецкие губернские ведомости 1866 г., № 11, «Строители Мариинской системы». — Леер. «Энциклопедия военных и морских», т. III.
Источник изображений:ФГБУК "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации"
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru