Добрынин остров на реке Оке и ДОБРЫНЯ РЯЗАНИЧ ЗЛАТ ПОЯС !!!

Добрынин остров на р. Оке.

Добрынин остров – расположен с прав. ст. р. Оки на территории Шилов. р-на Ряз. обл.

Документы. Из археологической карты России.

1233 (12). ЕРАХТУР. ПОСЕЛЕНИЕ 3 (ДОБРЫНИН ХУТ. 1), эпоха бронзы. 10 км к СЗ от северной окраины с., у южной окраины хут. Добрынин, песчаный останец в пойме правого берега р. Ока. Занимает юго-восточный склон останца, приурочено к северному берегу небольшого, частично заболоченного оз. Протянулось с СВ на ЮЗ, размеры ок. 130x50 м, выс. над оз. 2-4 м, над Окой — 4-8 м. Северная часть памятника занята строениями, нарушена проселочной дорогой. Культурный слой до 0, 8 м, залегает под рыхлым желтовато-серым песком мощностью до 1, 4 м. Керамика лепная, плоскодонная и с уплощенными днищами, орнаментированная ямчатыми вдавлениями, "жемчужинами", отпечатками зубчатого штампа, поздняковской культуры бронзового века, кремневые орудия и отщепы.

Попова Т. Б. 19706. С. 255. № 19; Мансуров А. А., Бадер О. Н. 1974. С. 260; Арх. ИА: № 9830. Л. 11-14; Паспорт.

1234 (13). ЕРАХТУР. ПОСЕЛЕНИЕ 4 (ДОБРЫНИН ХУТ. 2), эпоха бронзы. 10 км к СЗ от северной окраины с., 0, 7 км к ЮЗ от хут. Добрынин, правый берег р. Ока. Протянулось вдоль кромки берега с СВ на ЮЗ не менее, чем на 60 м, выс. над рекой 3, 6-4, 4 м. Береговая часть разрушается. Культурные остатки приурочены к поверхности невысокого песчаного останца, перекрытого пойменными отложениями толщиной до 0, 4 м. Керамика лепная, с орнаментом из ямчатых вдавлений, "жемчужин", оттисков зубчатого штампа и нарезок, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, поздняковской культуры бронзового века, кремневые отщепы, кости животных.

Арх. ИА: Na 9830. Л. 14-16.

р. Ока. Добрынин остров. Сер. 19 в. Фрагмент карты А. И. Менде
р. Ока. Добрынин остров. Сер. 19 в. Фрагмент карты А. И. Менде
Добрынин остров на современной карте р. Оки.
Добрынин остров на современной карте р. Оки

Добрынин остров

Добрынин остров на р. Оке за селом Копановым и Ерахтуром известен давно.

ДОБРЫНЯ РЯЗАНИЧ ЗЛАТ ПОЯС

В письменных источниках 17 в. описывается Адамом Олеарием.: "7 июля мы рано прибыли к Добрынину острову, в 30 верстах от предыдущей деревни, затем к деревням: Село Рубец…», так описывал А. Олеарий это момент своего путешествия по России. (Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. М. Русич. 2003 (Книга IV, глава 1).

Остров Добрыни находился недалеко от крупного торгового тракта Рязань-Муром. Переправа через р. Оку у сёл Копанов и Свинчус являлся постоянным центром внимания Владимиро-Суздальских князей, которых очень тревожило возможность объединения рязанских и муромских земель в одно княжество. Поэтому они внимательно следили за всем, что происходит на муромско-рязанских границах и путях сообщений.

Самый важный - место переправы через реку Оку, в районе устья реки Пры.

1184 год. В походе на волжских Болгар, Всеволод Юрьевич Владимирский назначает место встречи княжеских войск за Свинском, что ныне село Свинчус. Демонстрация военной мощи старый прием, и использовался уже в те времена. Именно по Свинчусу и р. Середник будет позже проходить "старая» рязанская граница, отмеченная в писцовых книгах 16 века.

1187 год. Все тот же Всеволод, отмечен походом на Рязань. В связи с чем Радзивиловская и Суздальская летописи по Академическому списку опять отмечают эти места, в частности город Копанов, что ныне село Копаново. Подтверждается это и в Лаврентьевской летописи и у В. Н. Татищева - где оба летописца не справившись с расшифровкой древнерусского правописания, слово "иде Копонову», поняли: первый, как " иде к Попову», второй, "иде к Опакову». Везде основой ошибки выступает буква "н», легко путаемая с "к» и "п». 1210 год. В Лаврентьевской и Симеоновской летописях опять приводятся эти места, где "великий князь Всеволод посла с полком Кузму Ратьшича, меченошню своего и взя те Пру и възратися со многим полоном в Володимир». Расшифровщики летописей записали два слова - "те» и "Пру» вместе, создав новую "местность» - "тепру». Но Никоновская летопись ставит все на свои места, отмечая "…. Пры Рязанской вниз по Оке». К слову, данное нападение владимирских войск было осуществлено как обычно в то время, когда все князья рязанские сидели во Владимирских темницах и владимировцы воспользовались случаем, чтобы опустошить рязанско - муромское пограничье. Не легендой, а явью является Добрынин остров на Оке, за Ерахтуром. Ведь Добрыня Рязанич Злат Пояс был воеводой Владимиромиро-Суздальского князя, сына того же Всеволода - Константина. Но выбрал это место Всеволод не случайно. Это самый короткий путь из Владимира, где князь пировал с союзниками, на соединение с войском плывшему из Коломны, Ростиславля и Борисова.

В 1216 году в междоусобной войне сыновей Всеволода III Юрия и Константина Никоновская летопись отметит "Добрыню Рязанича Златого пояса».

Великий Рязанский князь Роман Глебович освобождается из Владимирского заточения. //1178 – 1216//
Великий Рязанский князь Роман Глебович освобождается из Владимирского заточения. //1178 – 1216//

Добрынин хутор I и II единственные на территории области зарегистрированные под этим названием поселения на правом берегу р. Оки в 10 км. на северо-запад от с. Ерахтур.

Добрыня, иначе Добрынин остров, высокий холм в 70 саженях на правом берегу Оки являлся станом богатыря. Скорее всего, именно здесь была южная точка вассала Владимиро-Суздальской земли – Муромского княжества, граничащая с Рязанскими землями. К моменту, когда летопись упоминает Добрыню Рязанца, он уже знатный воин.

За свои подвиги по обороне русской земли от степняков рязанский богатырь Добрыня Рязанец имел Золотой пояс - первую высшую награду в Древней Руси, золотой нашейной гривны. Именно поэтому летописец добавляет к имени Добрыня Рязанец, ещё и Золотой Пояс. Обычай награждать за ратные подвиги особым знаком отличия существовал уже в Киевской Руси 11-12 вв. Наградой тогда служила гривна – шейное украшение в виде золотого или серебряного обруча. Второй раз летопись сообщит о Добрыне в 1223 году - когда он геройски сложит свою голову в битве с татарами на р. Калка. Это совершенно не случайно ратники рязанской земли одними из первых в русской истории упоминаются как имеющие самый высший знак воинской доблести - золотой пояс нашейной гривны.

А название Рязанец - говорит о том, что летописец видит в Добрыне уроженца Рязанского княжества. В литературе, особенно в сказках и былинах часто показывается Добрыня Никитич. Многие путают его с Добрыней Рязаничем Злат Пояс. На самом деле из древних летописей известен только один рязанский Добрыня, тот, который погиб в бою на р. Калке. Все остальные персонажи являются вымышленными лицами, созданные людьми из-за отсутствия исторических знаний.

Между Добрыней Никитичем и Добрыней Рязаничем разница во времени, когда они существовали, составляет 200 лет, первый умер в 1007 г., второй погиб в 1223 г.

 

Особенно свежим примером является установление Памятного знака Добрыне Рязаничу Злат Пояс, в устье р.Пары при ее впадении в р.Оку у пос.Прибрежный, что рядом с Шиловым.  

С подачи "авторов», которые якобы "нашли» какие то "курганы» с захоронением Добрыни Рязанича Злат Пояса, газеты писали без купюр выданную ими ахинею: "В Рязанской области рядом с поселком Шилово открылся мемориал "Добрынин курган" - памятник былинному богатырю Добрыне Рязаничу Злат пояс - одному из прототипов былинного героя Добрыни Никитича».

Подобный безграмотный пассаж вряд ли даже можно отнести к церковно - приходскому уровню образования. По сути, это набор пустых слов, ничем  друг с  другом не связанные.

Как мог Добрыня Рязанец Злат Пояс действующий на исторической арене в конце 12 в. и погибший на р.Калке в 1223 г. быть прототипом Добрыни Никитича, жившего за 200 лет до него.

Как говорится  - приехали!

Но еще больше "авторы» фальсификата истории наворотили мусора "на найденные ими и раскопанные в 20-30 гг. 20 в. – курганы» с телом Добрыни и его мечом. Им бы, вместо своих басен почитать русские летописи, и они бы узнали, что погибшие на р.Калке воины были собраны монголо - татарами -  и на их телах последние устроили пир.

           Говорить о каком-то кургане с захоронением Добрыни в районе, каких то Дубков у п. Прибрежный профанация и фальсификация в чистом виде.

Там, вдоль р.Пары, в затопляемых местах были курганы, но это межевые курганы, 2,5 аршин в высоту и 2,5 по диаметру.

Рязанские историки 19 в. дотошно записали все имеющиеся на территории Рязанской земли памятники истории, в т.ч. те, которые основаны на каких либо легендах. Более того, в ГАРО хранится межевая книга пустоши Кулаковой, территория нынешнего п.Прибрежный (ГАРО.Ф.892,Оп.13.Д.67.Св.2. за 1774 г.), в которой согласно методике межевания зафиксированы все известные местные топонимы и гидронимы данной территории. Ничего подобного связанного с указанной темой в них не отмечается.

 На карте межевания той местности, где якобы был курган,только один интересный топоним: "Песьи луга» и никаких курганов.

     Одновременно вкрапливать в историческое имя Добрыни Рязанича Злат Пояса, отчество Никитич, взятое из легенд созданных в 19 и 20 вв. лишено всякого смысла, т.к. превращает идею в абсурд. Вместо исторического лица, появляется вымышленное.

Газеты продолжали повторять фальшивые версии "авторов» открытия "курганов» и Добрыни Рязанича.

Оказывается  "… если верить преданиям, Добрыня защищал от татар наши границы, тут он голову сложил", имеется в виду у пос. Прибрежный. Оказывается Добрыня Рязанич Злат Пояс погиб не на р.Калке в 1223 г. а у устья р.Пары в 1237 г. отражая нашествие Батыя.

Так можно опахабить историю Края.

В конце августа 2013 г., местная газета дает заголовок: "Освящение памятной стелы богатырю Добрыне Никитичу Рязаничу Злат Пояс».

Историческому лицу, воину, защитнику Добрыне Рязаничу Злат Пояс, стараются приделать отчество, Никитич. Тогда он будет похож на того, который сжигал в Великом Новгороде  славян  живьем. Старых и малых. Из воина хотят сделать карателя.

Крупный историк литературы и фольклориствидит  XIX века  Халанский М.Г. совершенно справедливо видит в Добрыне отражение  конкретного летописного лица, именно рязанского богатыря Добрыню или в крещении, Тимона - Золотой-пояс.

     Практически без объяснений, присутствующий на Дне города 26.08.2013 г. в Шилове Преосвященнейший Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский, историк по образованию, положил конец  сатанинским пляскам на имени воина. Опираясь на работы Халанского М.Г., он провел богослужение в честь Тимона, тем самым, поставив точку в начавшейся было компании по осквернению имени  воина Добрыни Рязанича Злат Пояс. "Отчество» Добрыни Рязанича Злат Пояс,  не имеет документального и исторического  подтверждения. Везде он  просто Рязанич, Злат Пояс.

 

Лицевой летописный свод, Царственная книга, Москва, Исторический музей. Погибшие в бою с ордынцами на р. Калке Добрыня Рязанец Злат Пояс и Александр Попович. 1223 г.
Лицевой летописный свод, Царственная книга, Москва, Исторический музей. Погибшие в бою с ордынцами на р. Калке Добрыня Рязанец Злат Пояс и Александр Попович. 1223 г.
Памятный Знак Добрыне Рязаничу Злат Пояс в устье р. Пары, где со времен Рязанского княжества существовал мытный двор, т. к. здесь проходила восточная граница княжества.
Памятный Знак Добрыне Рязаничу Злат Пояс в устье р. Пары, где со времен Рязанского княжества существовал мытный двор, т. к. здесь проходила восточная граница княжества.
Памятный Знак Добрыне Рязаничу Злат Пояс в устье р. Пары, где со времен Рязанского княжества существовал мытный двор, т. к. здесь проходила восточная граница княжества.

Примечание:

1. Татищев В.Н.История Российская.Т.3.М.-Л.1964.,с.-285.

2. Там же.с.129.

3. Кузьмин А.Г.Рязанское летописание.М.1965.с.119.

4. Кузьмин А.Г.Рязанское летописание.М.1965.с.142.

5. Летописный сборник именуемый Патриаршей или Никоновская летописью. М. 2000. ПСРЛ.т.10. с.60

6. Горбунов Б.В. Битва на Калке.//Рязанская энциклопедия. Рязань.1999.Изд-во "Пресса».Т.1. с.110.

7. Никитина В.М. "Московский Кремль. Старинные русские ордена» М.1995.С.-5,6.

8. Бантыш-Каменский: "Словарь достопамятных людей", т. II, стр. 227—228.

9. Археологическая карта России: Рязанская область. Ч.2..Под ред. Ю.А.Краснова.Изд-во: РАН. Институт археологии. 1994.С.-152.

10. ГАРО.Ф.892,Оп.13.Д.67.Св.2. за 1774 г.

11. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. М. Русич. 2003. Книга IV, глава 1.Х


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Добрынин остров на реке Оке и ДОБРЫНЯ РЯЗАНИЧ ЗЛАТ ПОЯС !!!
Автор(ы) статьи:А.И. Кондрашов{fullname}Рязань-Шилово
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи:  1. ТатищевВ. Н. История Российская. Т. 3. М. -Л. 1964., с. -285. 2. Там же. с. 129. 3. Кузьмин А. Г. Рязанское летописание. М. 1965. с. 119. 4. Кузьмин А. Г. Рязанское летописание. М. 1965. с. 142. 5. Летописный сборник именуемый Патриаршей или Никоновская летописью. М. 2000. ПСРЛ. т. 10. с. 60 6. Ряз. энцикл. Рязань. 1992. с. 430. 7. В. М. Никитина "Московский Кремль. Старинные русские ордена" М. 1995. С. -5, 6. 8. Полн. Собр. Русск. Лет. I, 29, 34, 36, 62, 131, II, 246, 250, 263, IV, 175, V, 2, 108, 112, 114, 132, VII, 28, 289, 294, 296, 326, IX, 39, 40, 64. 9. Соловьев (изд. т-ва "Общ. Польза"), I, 145, 154—155, 157, 159, 170—172, 176, 262. 10. Карамзин (изд. Эйнерлинга), I, 108, 123, 125, 141, 142, II, 7. 11. Татищев, I. 38—40. 12. Записки Имп. Академии Наук, т. V, стр. 19—22, 32. 13. Костомаров: "Северорусские народоправства" (СПб. 1886.), I, 33, 35—39, 322. 14. Григорович: "Опыт о посадниках новгородских" (Москва, 1821), 59—63, 297. 15. Бантыш-Каменский: "Словарь достопамятных людей", т. II, стр. 227—228. 16. Археологическая карты СССР. 17. ГАРО. Ф. 892, Оп. 13. Д. 67. Св. 2. за 1774 г. 18. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. М. Русич. 2003. Книга IV, глава 1. Х
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru