Джевецкий, Степан Карлович, инженер

Джевецкий, Степан Карлович, инженер, известнейший изобретатель, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.

Степан Карлович  Джевецкий родился в 1844 г. в Подольской губернии, техническое образование получил в ?cole Centrals в Париже.

Первые изобретения Джевецкий в области механики появились на Венской всемирной выставке в 1873 г. и привлекли внимание Великого князя Константина Николаевича, который пригласил Джевецкого заниматься в Петербурге.

В Петербурге Джевецкий построил прибор для автоматической прокладки пути корабля на карте; между прочими механическими решениями задач, осуществленными в этом приборе, было также механическое определение девиации компаса.

В 1876 г. Джевецкий начал постройку своей первой подводной лодки в Одессе; лодка эта приводилась в движение гребным винтом, вращаемым ножными педалями. В том же году Джевецкий поступил волонтером на крейсер Веста, на котором под командою Н. М. Баранова принимал участие в бою 11 июля и был награжден знаком Военного Ордена.

В 1879 г. в Спб. Джевецкий построил вторую, улучшенного типа, подводную лодку, вмещавшую 4 чел., по образцу которой военным министерством были заказаны 50 подводных лодок.

Лодки были построены в 1881 — 83 гг., подверглись многократным испытаниям в военно-инженерном ведомстве (см. Боресков), но затем были забракованы и обращены в плавучие бакены.

В 1884 г. Джевецкий применил к одной из этих лодок только что появившиеся в то время электрические аккумуляторы; однако, с переходом минного дела в ведение морского министерства вопрос о подводных лодках заглох.

Занявшись исследованиями в области воздухоплавания, Джевецкий в 1885 г. в Императорском русском техническом обществе прочел доклад о полете птиц и аэропланов, основания коего были признаны правильными значительно позже. В этом докладе впервые был указан принцип наивыгоднейшего угла встречи, равно как и условия устойчивости.

На всемирном конгрессе воздухоплавания в 1889 г. теория Джевецкого получила всеобщее одобрение; таким образом, в области воздухоплавания, как и в деле подводного плавания, Джевецкий явился выдающимся пионером.

В 1890-х годах Джевецкий прочел в Париже, в «Association technique Maritime» доклад о теории гребных винтов, изданный автором впоследствии на русском и французском языках. В то же время Джевецкий не переставал заниматься вопросами военно-морского дела и в 1897 г. предложил России и Франции изобретенный им подводный минный аппарат, существенно отличный от принятых во всех флотах; в этом аппарате, который применяется ныне на всех подводных лодках, обычная труба (ствол) заменена системой рычагов вдоль наружного борта судна. На конкурсе французского морского министерства Джевецкий получил первую премию за свой проект подводной лодки с динамомашиной и паровой коловраткой; около того же времени он предложил русскому морскому министерству проект водобронного миноносца, идеей которого было соединение мореходных качеств надводного судна с неуязвимостью подводной лодки и принцип которого был проверен рядом опытов.

В 1905 г. Джевецкий построил в Спб. первую подводную лодку без электрических аккумуляторов: под водою лодка приводится в движение тем же двигателем, что и на поверхности, причем запас воздуха для питания бензинового мотора хранился в резервуарах в сжатом виде.

Построенная по проекту Джевецкого лодка «Почтовый» оправдала надежды изобретателя, а примененная в ней идея единого двигателя имела, по-видимому, большую будущность.

Перед Первой Мировой войной Джевецкий жил в Париже и занимался теоретическими и лабораторными испытаниями по вопросам авиации и вычислению воздушных винтов.

Также, о С.К. Джевецком читайте в мемуарах академика и адмирала Крылова.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Джевецкий, Степан Карлович, инженер
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная Энциклопедия. T. IX.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru