Дивизия

Дивизия, крупное тактическое, административное соединение, состоящее из одного, двух или более родов войск.

Впервые возникла во французской армии в первой половине XVIII ст. и не имела постоянной организации; лишь в 1777 г. были образованы первые постоянные Дивизии.

Первоначально французская Дивизия состояла из всех родов войск (15 батальонов, 12 эскадрона, 12 орудий).

Наполеон, стремившийся соединить конницу в крупные самостоятельные массы, отнял у Дивизий конницу, которая частью была придана корпусам, частью, соединяясь в особые Дивизии, оставалась в непосредственном распоряжении императора.

В Пруссии Дивизии были образованы лишь перед войной 1866 г., но организация их в то время не отличалась устойчивостью.

Перед Первой мировой войной, только в Германии и Японии в состав Дивизий входили все роды войск; в прочих армиях Дивизии состояли из одного или двух родов войск (пехота или конница с придачей артиллерии или без неё).

Организация Дивизий:

Германия:

Германия имела 49 дивизий (из них одна кавалерийская); нормальный состав в мирное время: 2 пехотных, 1 кавалерийской и 1 артиллерийской бригады (12-18 батальонов, 10 эскадронов и 72 орудий).

При мобилизации в составе каждой Дивизии остается 2-4 эскадрона, а остальная конница шла на формирование отдельной кавалерийской Дивизии (3 бригады по 2 полка, 12 орудий и отряд пионеров).

В каждой полевой Дивизии придавалось, кроме того, пионерная рота.

Австро-Венгрия.

Пехотных Дивизий 33; состав их весьма разнообразен, от 6 до 24 батальонов; кавалерийских Дивизий — 6, их состав 18-24 эскадрона.

В военное время в состав пехотной Дивизии включалось 2-3 эскадрона дивизионной конницы, артиллерия (24 орудий) и пионерная рота; в состав кавалерийской Дивизии — конно-артиллерийский дивизион и пионерный взвод.

Франция.

Пехотных Дивизий — 40, кавалерийских — 8; состав пехотной Дивизии — 12 батальонов, кавалерийской — 20-30 эскадронов и 8 орудий; пешая (ездящая) артиллерия в состав пехотных Дивизий не входила и объединялась с пехотой лишь в корпусах.

Италия.

В мирное время Дивизия как тактическое соединения, нет, это лишь территориальное подразделение королевства (дивизионный округ).

В военное же время пехотная Дивизия (всех — 24) имела следующий состав: 2 пехотных бригады, 5 батарей и саперная рота (12 1/2 батальонов, 30 орудий); кавалерийская Дивизия (всех — 3): 24-30 эскадрона и 12 орудий.

Япония.

Всех Дивизий — 19. Каждая, как в мирное, так и в военное время состояли из 12 батальонов, 3 эскадрона, 36 орудий, 1 инженерного батальона и 1 обозного батальона.

Россия.

У нас Дивизия существовала в мирное время уже при Петре Великом, но управление Дивизии, ведая войсками, расположенными в данном районе, имело значение местного органа; при выступлении в поход полки выходили из состава Дивизии и из них составлялись, соответственно надобности, отряды.

Такие отряды из 3-х родов войск в 7-лет. войну тоже назывались Дивизиями, но состав их был различен и непостоянен.

При Екатерине II было 8 Дивизий, как территориальных подразделений: Лифляндская, Эстляндская, Смоленская, Севская, Украинская, Петербургская, Финляндская и Московская.

В 1779 г. их было 11, а к концу царствования Екатерины II — 12 Дивизий.

При Павле I Дивизии переименованы в инспекции, число которых доведено до 14.

При Александре I в 1806 г. из войск инспекцций образовано было 18 Дивизий.

Инспекции были уничтожены, кроме 3-х: Кавказской, Оренбургской и Сибирской.

В 1808 г. и эти последние были упразднены, а число Дивизий доведено до 26.

Каждая Дивизия состояла в то время из 3 бригад по 2 полка. Большая часть конницы были сведена в 4 кавалерийские Дивизии.

К концу. 1811 г., пехотных Дивизий было уже 30: 1 гвардейская, 27 армейских, 28-я — из Оренбургских войск, 29-я из Сибирских войск.

Кавалерийских Дивизий было 10.

В 1833 г. при переформировании армии образовано 29 пехотных (3 гвардейские, 3 гренадерские и 23 армейских Дивизий) и 16 кавалерийских Дивизий, все в составе 2 бригад (по 2 полка).

Артиллерия тоже была сведена в Дивизии, коих было 8: гренадерская, 6 полевых и 1 конная; каждая состояла из 6 пеших бригад (по 4 батареи) и 1 конной в 2 батареи.

Конно-артиллерийская Дивизия состояла из 2 бригад по 2 батареи.

К началу Крымской войны у нас было 30 пехотных, 15 кавалерийских и 10 артиллерийских Дивизий.

К 1886 г. пехотных Дивизий было 48 (из 4 полков каждая); кавалерийских — 20 (по 4-6 полков); в 14 кавалерийской Дивизии было по 3 драгунских полков и по 1 казачьему.

Перед Первой Мировой войной у нас было 70 пехотных Дивизий (3 гвардейских, 4 гренадерских, 52 армейских и 11 сибирских стрелковых); каждая состояла из 2 пехотных бригад по 2 полка и 1 артиллерийской бригады в 6 батарей (16 батальонов и 48 орудий).

Кавалерийская Дивизия — 26 (2 гвардейских, 18 армейских и 6 казачьих); нормальный состав их: 24 эскадрона и 12 конных орудий.

Инженерные войска у нас в состав Дивизий не входили ни в мирное, ни в военное время.

Вообще, в военное время в состав наших Дивизий не добавляется других родов войск.

Из вышеизложенного видно, что наиболее полная и совершенная организация Дивизий принята в германской и японской армиях, особенно в последней, в которой уже в мирное время в пределах Дивизии объединялись все роды войск, что придает этому тактическому соединению большую оперативную самостоятельность, и в которой на дивизию имелось по 1 саперному батальону, тогда как в прочих армиях — едва по 1 саперной роте.

Дивизия во флоте

Дивизия во флоте, соединение несколько судов одного типа. В Дивизии во флоте сводятся как большие суда, так и миноносцы; в зависимости от того, из каких судов составлена Дивизия во флоте, она получает и соответствующее наименование.

Дивизия линейных кораблей называется соединение двух бригад кораблей; бригада может состоять из 3 или 4 кораблей.

Дивизия линейных кораблей составляет основное ядро правильно сложенной эскадры и определяет её силу. Дивизия может не иметь отдельного начальника и штаба: начальник 1-ой бригады при совместном маневрировании будет командовать Дивизией.

Командующий эскадрою чаще всего подымает флаг на головном корабле 1-ой бригады принимая на себя непосредственное командование этой бригадой, а при совместном маневрировании со 2-ой бригадой и командование всей Дивизией.

Дивизия легких крейсеров называется соединение 2 бригад их, состоящих из 4 кораблей каждая.

Одна Дивизия легких крейсеров включается в состав правильно сложенной эскадры для разведочной и дозорной службы и отражения минных судов.

Начальник 1-ой бригады легких крейсеров является в то же время и начальником всей Дивизии при совместных действиях обеих бригад; чаще всего он держит флаг на головном крейсере 1-ой бригады.

Минной Дивизией называется соединение из 4 дивизионов миноносцев, т.е. из 36 минных судов, к которым присоединяется необходимое, смотря по обстоятельствам, число транспортов и вспомогательных судов.

Командование минной Дивизии вверяется особому начальнику, который подымает флаг на одном из судов. В состав правильно сложенной эскадры должна входить одна Дивизия мореходных миноносцев для производства и отражения минных атак. Предельный состав линейной Дивизии определяется условием подчинения всех минных судов воле одного начальника при сравнительно несложной цепи командования (начальник минной Дивизии, начальник дивизиона, командир миноносца).

При начальнике минной Дивизии состоит его штаб, в который входят 2 или 3 флаг-офицера, 2 флагманских минных офицера, 1 артиллерист, 1 штурман, 1 инженер-механик, 1 кораблестроитель, 1 врач и 1 обер-аудитор, несколько сигнальщиков, телеграфистов и писарей.

Флотской Дивизии в прежнее время называлось соединение из несколько береговых флотских экипажей.

Вооружаясь каждую весну, суда ходили летом «в кампанию» и разоружались осенью; на зиму команды перебирались в береговые казармы, а суда охранялись нижним чинами, «вахтенными», которые посылались на корабли в суточное дежурство.

При таком порядке в Балтийское море команды проводили большую часть года на берегу, в казармах, и лишь 3-5 мес. на кораблях в море.

Чтобы внести определенный порядок и систему в береговую жизнь флотских команд, из них были образованы настоящие береговые части, получившие организацию, весьма сходную с организацией пехотных полков или отдельных батальонов; части эти назывались флотскими экипажами.

В такой экипаж входили команды несколько судов, а также нижних чинов для различных хозяйств, и административных надобностей; численный состав экипажей выходил весьма разнообразным и непостоянным. В разное время делались попытки внести большую правильность в организацию экипажей: так, во время парусного флота в экипаж зачислялись 1 корабль, 1 фрегат и несколько мелких судов; позже, когда перешли к паровому и броненосному флоту, зачислялись 1 броненосец или большой броненосный крейсер, 1 или 2 судна 2 ранга и несколько мелких судов.

Но все эти комбинации судов были искусственны и неустойчивы, вытекая из хозяйственных и административных соображений, а не военно-морских; очевидно, экипаж, представлявший собою береговую сухопутную часть, не мог быть основной единицей флота.

В конце XIX в. число экипажей во флоте доходило до несколько десятков; чтобы объединить командование, несколько экипажей (6-10) сводились в одну флотскую Дивизию, начальствование над которой вверялось, старшему флагману.

При такой системе, очевидно, предполагалось, что в одной Дивизии объединены команды судов целой эскадры; но фактически корабли назначались в летнее плавание («в кампанию») совсем не по Дивизии, а в зависимости от исправности судов и других потребностей флота. Поэтому, объединение экипажей в Дивизии почти ничем не отразилось на организации плавающего флота. После войны 1904-05 гг. у нас оказалось значительно больше экипажей, чем это было нужно, и сама собою возникла мысль об их реорганизации. Одновременно была проведена важная организационная мера: морские команды были прикреплены к своим судам, т.е. оставлены жить на судне круглый год, причем суда зачислялись зимой в «вооруженный резерв», или на т. наз. «паровое отопление» (см. эти слова).

На современных боевых судах, имеющих паровое (электрическое) отопление, электрическое освещение, искусственную вентиляцию и прочие технические усовершенствования, жизнь команды и офицеров в зимнее время оказалась вполне возможной даже в нашем климате, и опасения противников этой реформы не оправдались.

В 1908 г., после прикрепления команд к судам, были упразднены флотские Дивизии и экипажи.

В военных портах оставлено по 1 экипажу или полу-экипажу для обслуживания административных, хозяйственных и других береговых потребностей порта, а в главных портах сформировано, кроме того, еще по одному флотскому экипажу, которые должны представлять собою как бы депо для укомплектования судов флота.

Таким образом, основной единицей, в конце нашей Империи, в организации личного состава флота являлась не Дивизия или экипаж, а судовая команда, неразрывно связанная со своим кораблем.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru