Дружинин, Александр Васильевич, критик

Дружинин, Александр Васильевич, критик и беллетрист, родился в Петербурге 8 октября 1824 г., † 14 января 1864 г.

Принадлежа по рождению к старинной и богатой дворянской семье, Дружинин до 16-летнего возраста воспитывался дома, под наблюдением гувернеров, а затем поступил в Пажеский корпус, откуда был выпущен чрез три года, офицером в Лейб-Гвардии Финляндский полк.

Кроткий по характеру, склонный к кабинетным занятиям, Дружинин не чувствовал призвания к фронтовой службе и в 1847 г. сначала причислился к канцелярии военного министерства, а в 1851-м вышел в отставку.

Основательное знание иностранных языков, знакомство с лучшими произведениями русской и иностранных литератур, побуждали Дружинина еще во время службы в военном министерстве испробовать свои силы на литературном поприще.

Первым произведением Дружинина была повесть: «Полинька Сакс», появившаяся в 1847 г. в «Современнике» и сразу доставившая автору широкую известность. Основная идея повести – пробудить уважение к женщине, отстаивающей свои права на свободную любовь, — хотя и была навеяна чтением Жорж Санд, но была разработана автором самостоятельно и явилась выражением смутных еще в то время стремлений к эмансипации русской женщины.

В следующих годах появились в «Современнике» же повести Дружинина: «Рассказ Алексея Дмитриевича», «Фрейлейн Вильгельмина» и роман в двух частях — «Жюли».

Эти произведения Дружинина не имели особого успеха, к чему Дружинин относился равнодушно, с большей охотой занимаясь исследованиями по истории литературы и отдаваясь критике современных произведений. В «Письмах иногороднего подписчика», печатавшихся в «Современнике», и в др. больших критических статьях Дружинина являлся как бы продолжателем критической деятельности Белинского, хотя блестяще образованный бывший паж и гвардеец не только не разделял многих идей знаменитого своего предшественника, но был ревностным поклонником «чистого искусства» и врагом «дидактизма», т. е., тенденции в искусстве, затемняющей, по его мнению, художественное выражение правды.

Художественное произведение, по мнению Дружинина, должно изображать действительность, как она есть, как бы грязна она ни была; в «знании дела», т. е. действительности, он видел разгадку выдающегося значения произведений Островского, Писемского и Щедрина. Тонкие, изящные вкусы Дружинина заставляли его, однако уклоняться от утилитарного взгляда на искусство, он не хотел видеть в современных произведениях, даже Тургенева, отражения общественных настроений и целью художника поставлял умение отыскать высшую духовную красоту в некрасивом по-видимому явления.

Поклонение «искусству для искусства» выработалось у Дружинина особенно под влиянием изучения английской литературы. С начала 50-х годов Дружинин напечатал в журналах ряд статей по истории английской литературы: «Джонсон и Босвель», «Жизнь и произведения Шеридана», «Георг Крабб», «Вальтер Скот» и его современники» и т. д.

По основательному знанию предмета, по блестящему изложению, эти статьи До сих пор не потеряли своего значения: по отзыву проф. Кирпичникова, их можно с большим правом и надеждой на успех рекомендовать студентам и студенткам, нежели десятки книг, вышедших в 60-х и 70-х годах.

Вообще Дружинин настойчиво популяризировал западную литературу и искусство, посвящая им много места даже в своих фельетонах, но, будучи в этом смысле горячим западником, Дружинин находил, что необходимость пройти ступени западной цивилизации вовсе не обязывает нас безумно скакать чрез эти ступени, вовсе не заставляет нас отказаться от своей национальности и старины; напротив, по его мнению, русский ученый, русский художник, русский литератор должен, прежде всего, научиться у наиболее цивилизованных народов уважению к своему, родному. Несимпатичные стороны русского быта Дружинина с тонким изяществом рисовал в своих фельетонах под псевдонимом Ивана Чернокнижникова.

В 1850 г. напечатан был первый его фельетон: «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам». Но и в обличениях Дружинина оставался верен доброму своему сердцу: «казнил нравы, но щадил людей, даже тех, которые были созданы его фантазией; обличал не столько вредное, сколько глупое, и даже вредное выставлял главным образом с его нелепой стороны». Сдержанность, хладнокровное беспристрастие Дружинина в обличениях особенно ярко выразились в эпоху «обличительной литературы», когда после крымской войны русское общество спешило к своему обновлению, стряхивая старые цепи.

Дружинин, видевший в сыпавшихся отовсюду обличениях старых зол не одни лишь светлые стороны и требовавший всегда уважения к человеческому достоинству, — не был тогда понят увлекавшимися современниками: Дружинина упрекали в «джентельменстве», хотели видеть признаки влияния на него официальных сфер, хотя даже враги не отказывали Дружинину в уважении и в данной ему кличке «честного рыцаря».

Нравственный облик Дружинина, как писателя, чуждого крайностям эпохи, в которую пришлось ему действовать, достаточно объясняет причину охлаждения к нему общества в последние годы его жизни. Дружеские личные отношения Дружинина к выдающимся представителям литературы: к Тургеневу, Григоровичу, Толстому, Некрасову и др., не могли помочь делу.

В 1856 г. Дружинин сделался редактором «Библиотеки для Чтения», но его обещание вести дело «oline Hast, ohne Bast» не отвечало возбужденному состоянию общества, не внушало доверия к новому редактору, тем более, что Дружинин даже не старался объяснить своего отношения к новому направлению общественной жизни. Вследствие этого «Библиотека для чтения» не имела успеха, заслужив от Тургенева название «глухой дыры», и в 1861 году Дружинин снял с себя редакторские обязанности. У него обнаружились в это время признаки чахотки, хотя он и продолжал работать, печатая юмористические фельетоны в «Искре», «Северной Пчеле» и «Веке», а в «Русском Вестнике» и «Санкт-Петербургских Ведомостях» — статьи по иностранной литературе; из Шекспира он сделал переводы: «Короля Лира», «Ричарда III» и «Кориолана».

Работы эти не воскресили, однако, симпатий общества к Дружинину, он † «забытым талантом».

Незадолго до смерти Дружинин сделался, однако незабвенным: по его почину основано было в 1859 г. общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым; в честь его появилась и «Дружининская копейка».

Сочинения и переводы Дружинина изданы в 8 томах Н. В. Гербелем в 1866 -1868 гг., в VIII т. статьи о Д. Некрасова и М. Лонгинова.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Дружинин, Александр Васильевич, критик
Автор(ы) статьи:Ш.
Источник статьи: Русский биографический словарь. Т. 9. 1905 г.
Дата написания статьи: 1905 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Биография Дружинина, писанная Хмыровым (Портретная галерея Мюнстера II, 1869). — Статья, читанная И. С. Тургеневым в Обществе пособия нуждающимся литераторам и ученым (Русский Инвалид, 1864, № 40). — «Забытый талант» проф. Кирпичникова («Исторический Вестник», 1884, 4). — Старчевский («Наблюдатель», 1885, №№ 4 и 5). Ливенцов: «А. В. Дружинин» («Русская Старина, 1887., II т.). — «Дневник Дружинина» в сборнике литературного фонда — «XXV лет» и там же статья о нем Гаевского – воспоминания Григоровича. — «Первое собрание писем Тургенева». — «Дружинин, А. В.», статья С. Венгерова. («Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона).
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru