Евреи в армии

Евреи в армии

При комплектовании армий приходится считаться с национальным вопросом. Особенные затруднения представляет вопрос еврейский, в виду относительно широко распространенного антисемитизма и малой физической и психической пригодности евреев к боевой службе.

Действительно, ряд исследований (Снегирев, Элькинд, Яковенко, Блехман, Вейссенберг и др. — для русских евреев, Майер — для галицийских, Шейбер — для венгерских и т. д.) устанавливает, что евреи обладают относительно малым ростом, меньшей окружностью груди, малой длиной конечностей и более низким весом. Однако, новейшие исследования указывают, что признаки эти являются не расовыми, а классовыми и обусловливаются не племенными особенностями, а обстановкой жизни и профессиональным составом еврейства; тип еврея, в силу наследственного закрепления признаков в ряде поколений, есть наиболее полно выраженный тип горожанина не состоятельных классов; горожане же, как выяснено практикой войн, присутствий и специальными трудами Гельвинга, Аммона, Хонзена, Доната, Серинга, Велльмана, Ливи и др., искони отличались меньшей военной годностью, чем сельское население. При сравнении соответствующих по социальному составу контингентов еврейских и других заметного различия по этому вопросу не устанавливается. В связи с этим же, при повышении благосостояния евреев повышаются и физические их качества (Джекобс, Шпильман, Элькинд).

Большое количество отсрочек по невозмужалости объясняется (Элькинд) тем же характерным для горожан замедлением ритма физического развития. Такими же классовыми особенностями являются: и признанная невоинственность евреям, повышенная впечатлительность, предрасположение к психозам и т.п. Тем не менее, евреи повсеместно, кроме России, несут службу на равных с остальными народностями условиях.

В Австрии евреи были допущены в армию еще в царствование императора Иосифа II.

В начале XX века число офицеров-евреев. значительно, даже в высших чинах (по указанию полковника Гедке, в 1909 г. их было: 4 генерала, 10 полковников). % офицеров-евреев, во всяком случае, значительно выше, чем следовало бы по % составу населения империи. Особенно много евреев в корпусе счетных офицеров.

В Великобритании, в силу особенностей комплектования армии (необязательность военной службы), число евреев должно быть относитнльно ниже, чем в других странах. Тем не менее, еще в 1869 г. в английских войсках в Индии числилось 36 офицеров-евреев и 231 нижних чинов.

В 1893 г. в европейских войсках Англии был 61 офицер-еврей.

В последнюю англо-бурскую войну в рядах англичан было не менее 2.100 евреев.

В 1910 г. число офицеров-евреев достигало 250 (Усов), и они встречаются даже в самых аристократических полках.

В Германии доступ евреев в армию был открыт указом 9 февраля 1813 г. и закреплен законом 3 сентября 1814 г. Германские историки отмечают ревностную службу евреев-солдат в период войн за освобождение Европы: 17 чел. получили Железный Крест, 23 произведены за отличие в офицеры.

С 30-х годов известной частью прусского общества была поведена агитация за исключение евреев из армии, достигшая наибольшей напряженности в середине 40-х гг. и приведшая к специальной анкете военного министерства о мирной службе евреев. Результаты анкеты были доложены соединенному ландтагу в 1847 г. Доклад свидетельствовал, что, по отзывам опрошенных военных начальников, «…евреи не только не отставали в годину опасности от своих сограждан-христиан, но принимали полное участие в защите отечества …», в службе же мирного времени «заслужили повсеместно благоприятные отзывы»; в силу этого министерство признало желательным «распространить отбывание евреями воинской повинности в натуре и на те местности, в которых до того времени доступ евреям в армию был закрыт». Доклад был принят ландтагом, и с тех пор в прусском военном законодательство не вводилось каких-либо ограничительных по отношению к евреям мер, темь более, что законом 3 июля 1869 г. было устранено вообще значение вероисповедания при занятии государственных должностей. На практике, однако, ярко выраженный в прусском офицерском корпусе антисемитизм привел к тому, что производство евреев в офицеры (возможное только с согласия офицерского корпуса) фактически прекратилось, и не только в офицеры действительной службы, но с 1880 г. и в офицеры запаса.

Принятые до Великой войны военным министерством, под давлением постоянных парламентских запросов, меры, вплоть до императорских приказов о незакономерности устранения от производства по вероисповедальным соображениям, цели не достигли.

В Голландии по отношению к евреям не делается никакого различия, т. к. «они несли службу, в различных чинах и на различных постах, всегда исправно и похвально, не давая никогда повода к жалобам или недовольству больше, чем военные других исповеданий» (Лист, 1842).

В Италии права евреев на военную службу, дарованные эмансипацией великой революции, были утрачены в период реставрации и восстановлены 15 апреля 1848 г., когда были уничтожены всякие по отношению к ним ограничения.

В начале XX века в армии числилось до 500 офицеров-евреев (Усов).

Насколько свободна военная карьера в Италии для евреев, видно из того, что пост военного министра был занят одно время евреем – Джузеппе Отоленги.

В США — при абсолютном равноправии евреев и крупном значении их в торгово-промышленных кругах, доступ в армию до высших должностей для них совершенно открыт.

В Турции евреи допущены в армию на равных с остальными народностями правах законом 1909 г.

Во Франции они пользуются равноправием (м. пр., и в отношении военной службы) с 27 октября 1791 г. На практике, служба евреев в армии проходит не без трений, в силу развитого в старом французском дворянстве антисемитизма, хотя до законодательных ограничений дело и не доходило. Сильным толчком для анти-еврейской агитации в армии послужило известное дело Дрейфуса (см. Дрейфуса дело).

С пересмотром его и с завершением процесса постепенной демократизации офицерского корпуса, заметных антисемитских тенденций в армии более не наблюдалось. Так, в 1911 г. на важнейший пост начальника Генерального штаба была выдвинута кандидатура еврея, генерала Валабрега, и назначение его не состоялось только в виду сделанных по этому поводу русским военным министерством представлений.

Для России военно-еврейский вопрос имеет особое значение, как в силу многочисленности еврейского населения её (на начало XX в., из 12 милл. общего числа евреев на земном шаре свыше 5 милл. приходилось на Россию), так и в силу сосредоточения их на западном, важнейшем для нас, пограничном театре.

До царствования Императора Николая I евреи, на ряду с остальными торгово-промышленниками, были освобождены от несения личной воинской повинности, уплачивая по 500 р. за рекрута (Указы 7 сентября 1794 г. и 21 января 1796 г.). Император Николай I, видя в армии могучую воспитательную силу, счел полезным, в видах «исправления» и «преобразования» евреев, ввести их в «армию-школу». С этой целью 26 августа 1827 г. был утвержден им «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев», устанавливавший усиленный, почти втрое по сравнению с русским населением, набор, исключительные меры для предупреждения уклонений (круговая порука общества,-штрафные рекруты, штрафы) и недопущение замены личной службы денежным взносом. Еврейским обществам было разрешено ловить беспаспортных евреев, принадлежавших к другим обществам, и отдавать в зачет следуемых с них рекрут. Для усиления воспитательного воздействия армии был учрежден институт малолетних кантонистов, о котором сохранились самые мрачные рассказы современников.

Благодаря перечисленным мерам, эпоха Императора Николая I была временем усиленной ассимиляции евреев, огромного количества крещений их и т.п. Тем не менее, при всей строгости службы и т.п., Николаевское законодательство в рядах самой армии не выделяло евреев из общей массы солдат и даже предоставляло выслужившим законный срок в войсках право свободного жительства, и даже определение, по желанию и способности, в гражданскую службу.

Царствование Императора Александра II, сняв с армии «ассимиляционную» воспитательную задачу, внесло значительное облегчения в «рекрутский устав» Императора Николая I (отмена в 1856 г. приема в рекруты малолетних, отмена «штрафных» рекрут в 1857 г., отмена сдачи поверенных обществ в солдаты и арестантские роты за недобор, отмена взимания рекрута за 2.000 р. недоимки и т.п.), но ввело ряд служебных ограничений — от воспрещения назначать евреев в определенные части войск (конвойные и местные команды, гвардию, флот и т. д.) до воспрещения производить их в унтер-офицеры.

Новое течение сказалось и на отношении к евреям-военным врачам, в царствование Императора Николая I свободно служившим в армии и достигавшим иногда видных постов (напр., Абрагамсон).

В 1858 г. военный совет признал «неудобным иметь в войсках врачей из евреев».

Законом 1861 г. право на военно-врачебные должности было сохранено только за докторами медицины, и распространения этого права на врачей-евреев вообще удалось добиться только в 1865 г., после произведенной (в 1863 г ) военным министерством особой анкеты.

За исключением начальника Гвардейского корпуса и начальника II резервного корпуса, все остальные спрошенные высшие чины дали благоприятные отзывы, находя, что распространение указанных прав «может только принести пользу еврейскому населению вообще и войскам в особенности».

Введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. отразилось на положении евреев в армии не в лучшую, а в худшую сторону. В виду сказавшегося, уже при первых призывах недобора, в силу хаотичного состояния еврейской метрикации, обусловившего крайнюю неправильность еврейских призывных списков и быстро росшей, по мере ухудшения правового и экономия, положения евреев в России, эмиграции, постепенно восстанавливались «Николаевские» меры к пресечению еврем возможности уклонения, вплоть до полной круговой поруки и штрафования семейств неявившихся (1886 г.).

К началу XX века, по силе действующих циркуляров, меры ограничения евреям в армии представляются в следующем виде: евреи- новобранцы, равно нижние чины из евреев, не допускаются в гвардию, в команды интендантского ведомства, также в конвойные и местные, военно-писарские ученики, во флот, в пограничную и карантинную стражи, в крепостную артиллерию и минные роты; к прохождению курса в юнкерских (военных) училищах; к держанию экзамена на звание прапорщика запаса; евреи, имеющие какие-либо фармацевтические степени, в случае мобилизации, не назначаются на должности по своей специальности; евреи не определяются на места военных капельмейстеров; среди штатных музыкантов их м. быть только 1/2 общего числа; евреи определяются на военно-врачебные должности по 5% норме, причем в части, где по штату полагается только один врач, евреи не назначаются вовсе; наконец, на службе евреи не д. б. выделяемы по довольствию пищей из артели, а должны продовольствоваться на общем основании из общего котла, кроме еврейских постов и больших праздников.

Равным обр., были утрачены евреями-отставными нижним чинами прежние права свободного жительства (циркуляр министерства внутренних дел 1885 г. № 29 и Высочайшее повеление 15 октября 1892 г.). Исключение составляют участники войны 1904-05 гг., которым право повсеместного жительства предоставлено ст. 7 Высочайшего указа 11 августа 1904 г.

В последние годы Империи, в связи с общим обострением в России еврейского вопроса, в некоторой части печати и Государственной Думы велась усиленная агитация за совершенное исключение евреев из армии. В виду того, что требование это в значительной мере обосновывается на утверждении о массовых побегах и сдаче в плен евреев в последнюю русско-японскую войну, военным министерством была предпринята анкета, данные которой лягут в основу новых, по данному вопросу, законоположений, подлежащих внесению в Государственную Думу предпоследнего созыва.

Литература по военно-еврейскому вопросу, в силу его остроты, в большинстве не представляется достаточно объективной и носит яркий отпечаток полемичности, спускаясь зачастую на уровень памфлетов с одной стороны и панегириков с другой. В силу этого, при пользовании ею необходима крайняя осторожность.

Главные работы того и другого направления: **, Война и евреи, Спб., 1912; Усов, Евреи в армии, Спб., 1911; Кулишер, История русского законодательства о евреях, «Еврейская Старина» 1910 г., № 2; Ю. Гессен, Евреи в России, Спб., 1906; Собрание законов и постановлений, до части военного управления относящихся, 1827 г., кн. III; С. Д., Как была введена рекрутская повинность для евреев в 1827 г., «Еврейская Старина» 1909 г., № 4; Лейлин, Из рассказов о кантонистах, «Еврейская Старина» 1909 г., № 3; Никитин, Век пережить — не поле перейти, «Еврейская Библиотека», т. IV; Шпигель, Из записок кантониста, «Еврейская Старина» 1911 г., № 2; Станиславский, К истории кантонистов, «Еврейская Старина» 1909 г., № 4; Ю. Гессен, К судьбе евреев-врачей в России, «Еврейская Старина» 1910 г., № 4; В. В-в, Из практики присутствий по воинской повинности, «Военный Сборник» 1883 г., № 9; Далинский, Евреи в армии, «Военный Сборник» 1911 г., №№ 9 и 10; А. Смирнов, Евреи в армии, «Русский Инвалид» 1911 г., № 122; Апухтин, О евреях в армии, «Русский Инвалид» 1911 г., № 103; Ф. Ковалевский, О евреях в армии, «Русский Инвалид» 1911 г., № 134; Тарасов, Что представляет собою Русская армия в стрелочном отношении, Спб., 1911; Мстиславский, Без евреев, «Русское Богатство» 1912 г., № 2; Полянский, О евреях в армии, «Русский Инвалид» 1911 г., № 196; О призыве евреях на военную службу, «Офицерская Жизнь» 1912 г., № 283; Владиславский, Об евреях в русской армии, «Русский Инвалид» 1912 г., № 84; Эриксон, Некоторые сведения о заболеваемости психозами евреях и поляков в Царстве Польском, «Военно-Медицинский Журнал» 1908 г., № 10; «Двадцатый Век» 1906 г., № 60; Шифон, По поводу книги «Евреи в армии», «Военный Сборник» 1911 г., № 12; Еще о Тюренчене, «Новое Время», № 12.747; Ю. Гессен, Евреи в Варшавском герцогстве, «Еврейская Старина» 1901 г., № 1; «Новое Время» 1911 г., №№ 12819, 12826, 12830; Евреи в армии, «Новое Время» 1912 г., 13040, 13044,13046 и 13070; Die Juden als Soldaten, Berlin, 1897; Samt er, Judentaufen im XIX Jahi hundert, Berlin, 1906; Luninsha, Berek Joselewicz i jego syn, Warszawa, 1909; Wulff, The American jew as patriot, Soldier and citizen, New-York, 1895; Das j?dische Bekenntnis als Hinderningsgrund bei der Bef?rderung zum preussischen Reserveoffizier, Berlin, 1911.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru