БАНКИРЫ ХРАМА СОЛОМОНОВА

 

Это было особенно важно для крупных торговцев. Во время путешествия они имели при себе только заёмное письмо - выданный им храмовниками лоскут пергамента или бумаги, совершенно бесполезное для вора или грабителя, не имевшего никаких шансов этот лоскут где-либо "обналичить". Дело в том, что, судя по всему, тамплиеры использовали и дополнительные гарантии на случай воровства, грабежа или утери заёмного письма и попадания его в руки "неавторизованных лиц". Заёмные письма составлялись особенно тщательно, с использованием кодированных значков, понятных лишь тому орденскому казначею, который должен был их расшифровать. Однако загадка криптографии, которой пользовались тамплиеры для легитимации заёмного письма, выданного в одном командорстве ордена Храма, в глазах казначея другого командорства, осталась неразгаданной по сей день.

При учете заёмных писем тамплиеры взимали определённый процент за производство обменной операции. Однако никто из клиентов тамплиерских банков никогда не жаловался на чрезмерность подобных сборов (а ведь тамплиеры к тому же обеспечивали обозы со звонкой монетой орденской вооружённой охраной, несравненно более надёжной и боеспособной, чем какие бы то ни было наёмные воины)!

 

Вне всякого сомнения, банки храмовников отличались безупречной честностью. В противном случае обладатели наличности не усвоили бы себе так быстро привычку отдавать свое имущество под охрану тамплиеров и даже прибегать к их услугам в качестве казначеев. Так, в домах Храма оказалась на хранении казна многих епископов. Королевские судьи и духовные лица разных рангов обычно передавали те богатства, владение которыми могло стать причиной тяжбы в их судах, монастырям или церквям. Однако со временем они стали предпочитать доверять свое имущество Ордену тамплиеров, внушавшему им уважение и чувство безопасности за вверемые его попечению богатства своей внушительной военной силой.

 

Так в командорствах храмовников, представлявших собой настоящие крепости, скопились огромные ценности, отданные на хранение "бедным рыцарям Христа и Храма Соломонова".

 

Со временем храмовники превратились в умелых комиссионеров, для которых не было никаких секретов в сфере бухгалтерского учета. Как говаривали злые языки, "в прецепториях у храмовников хранилось больше закладных писем, долговых расписок и бухгалтерских книг, чем догматических трактатов и молитвенников". Мало того - даже сам "христианнейший" король Франции доверил свою казну Храму, и казначей парижского отделения ордена Храма стал одновременно казначеем короля Французского. А папы римские постоянно прибегали к услугам тамплиеров для сбора и учета налогов, взимаемых римско-католической церковью. Все дома (подворья) ордена Храма в Европе имели счета, открытые на имя папы римского. Храмовники были обязаны собирать и накапливать суммы, поступавшие на имя папы, как их верховного суверена.

 

Между прочим, французские храмовники, нарушив прямой запрет короля Франции Филиппа IV Красивого (первого последовательного абсолютиста средневековой Европы, прозванного своими подданными также "Железным Королём") в период наивысшего обострения конфликта последнего с папским престолом, направили в Рим в виде векселей деньги, собранные для папы римского французским духовенством (что наверняка не улучшило отношение короля Филиппа к ордену Храма).

 

Храмовники занимались как денежными переводами и взаиморасчётами, так и финансовыми операциями, так сказать, повышенной сложности. К примеру, тамплиерами на регулярной основе осуществлялся перевод в "Заморье" (Утремер, Левант) общей суммы налоговых поступлений, собранных в Европе для владений крестоносцев в Сирии и Палестине. "Бедные рыцари Христа и Храма" активно вели торговлю драгоценными металлами, составляя конкуренцию ломбардцам (от которых, между прочим, происходит всем известное слово "ломбард"), иудеям и успешно конкурируя с крупнейшими банками итальянских торговых городов-республик.

 

Некоторые из "доброхотных даяний", дарованных Храму, представляли собой всякого рода пошлины, доходы и прибыли (с рынков, церквей, перевозки товаров и пр.). Вследствие этого казначеи Храма приобрели сноровку в учёте и взимании подобных доходов, так что даже королевская власть нередко обращалась к тамплиерам, чтобы обеспечить поступление доходов в королевскую казну.

Страницы: 1 2 3
Добавить комментарий

Оставить комментарий