Слуга Царя Христа

Вольфганг Акунов


Слуга Царя Христа.

 

 

       Леон Мари Игнас Дегрель (Degrelle), председатель бельгийской партии "Рекс" в 1936-1945 гг., командир штурмовой бригады СС "Валлония" и 28-й добровольческой гренадерской дивизии СС "Валлония" в 1944-1945 гг., оберштурмбаннфюрер Ваффен СС, родился 15 июня 1906 г. в г. Бульоне, овеянном славой Крестовых походов, в семье пивовара-валлона, депутата парламента от бельгийской провинции Люксембург. Вопреки распространяемой о нем неверной информации, он не был ни "генералом Ваффен СС" (вопреки утверждениям Сергея Муравьева в книге "Охота на любимца Гитлера"), ни, тем более, "сыном католического священника французского происхождения, члена ордена иезуитов" (вопреки утверждению, содержащемуся в томе "СС: охранные отряды" выходящей в московском издательстве "Эксмо" энциклопедии "III рейх" под редакцией Константина Залесского - утверждению тем более странному, что католические священники - да еще вдобавок члены монашеского ордена иезуитов! - как известно, принимают обет безбрачия и потому ни семьи, ни детей иметь не могут).

       Кроме Леона, в семье было еще семеро детей. Дегрель прошел обучение в иезуитском колледже и в 1925 г. поступил в Католический Университет г. Леобена, где изучал сначала философию и литературу, а затем право и политологию. Из-за его проявившегося еще в юности таланта оратора и присущей ему глубокой религиозности соученики избрали Леона председателем христианского студенческого союза "Католическое действие бельгийской молодежи" (Action Catholique de la Jeunesse Belge). Именно в этом качестве Дегрель установил первые контакты с леобенским издательским домом "Рекс" (полное название которого было "Christus Rex", то есть "Царь Христос"), стоявшим на консервативно-католических позициях и опубликовавшим, в частности, культурно-политическую программу "Аксьон Франсэз" ("Action Francaise", то есть "Французское действие") – правой консервативной монархической организации, основанной в 1899 г. известным французским писателем-роялистом, членом Французской Академии, Шарлем Моррасом, или Морра (Maurras), с целью восстановления власти династии Бурбонов во Франции. Поэтому Дергрель и его друзья, войдя в состав "Бельгийского Католического Союза" ("Union Catholique Belge") – политической партии, традиционно представлявшей интересы католиков – начали называть себя "рексистами".

       Скоро "рексисты" стали притчей во языцех в рядах собственной партии и за ее пределами из-за своей формы агитации, казавшейся по тем временам в консервативном, буржуазно-добропорядочном Бельгийском королевстве "вызывающе-агрессивной" и "нарушающей всякие приличия". Дегрель уже тогда не скрывал своих симпатий к дуче итальянских фашистов Бенито Муссолини, но отказался от предложенной ему реорганизации объединения своих сторонников по фашистскому образцу (включая введение форменных цветных рубашек, вскидывание правой руки вперед и вверх, приветствие вождя вставанием всех присутствующих в помещении и т.д.), не желая "превращать борьбу идей в борьбу фетишей" (по его собственному выражению). В 1930 г. Леон Дегрель был назначен заведующим отделом по связям с общественностью "Католического Действия" во всебельгийском масштабе и директором издательского дома "Рекс". Одновременно он являлся главным редактором еженедельников "Рекс" (Rex), "Флан" (Vlan) и "Сорэ" (Sorees), очень скоро превращенных им в органы собственной пропаганды. При этом Дегрель постепенно, шаг за шагом, заменял прежнюю тематику этих периодических изданий, посвященную в основном вопросам католической культурной политики, актуальными общеполитическими темами, одинаково интересными для всех слоев населения Бельгии. В октябре 1935 г. Дегрель развязал на страницах "рексистской" печати кампанию против ведущих католических политиков Бельгии. Дегрель обвинял бельгийский политический истэблишмент в кумовстве, коррупции, связях с франкмасонством (что было для него равнозначно обвинению в антипатриотизме) и обогащении за государственный счет. Растущая популярность Дегреля, причем не только в консервативно-католических кругах, побудила его, со временем, взять под обстрел также либеральных и социалистических политиков. Он обвинял их в двурушничестве, выражавшемся в согласии на индустриализацию страны, влекущую за собой многочисленные негативные последствия для большинства населения, ради увеличения числа своих сторонников за счет обездоленных и недовольных этой индустриализацией и возможности освоения новых источников денежных поступлений в партийную кассу.
       
       В ходе политической борьбы в преддверии парламентских выборов, состоявшихся 24 мая 1936 г., "рексисты" во главе со своим председателем Леоном Дегрелем выступали против традиционных правящих политических партий Бельгии – Социалистической, Католической и Либеральной – за "национальное обновление страны". Дегрель выступал перед избирателями с агрессивными речами. Залы, где он выступал, были всегда переполнены. В своих речах он постоянно призывал к проведению "большой чистки". Каждый предвыборный митинг, благодаря артистизму Дегреля, его манере держаться на трибуне и красноречию, превращался в его личный триумф. У итальянского фашизма Дегрель заимствовал идею сильной личности, вождя, а также антилиберальные, антимасонские, антикапиталистические, антипарламентские и антибольшевицкие лозунги и аргументы. Он оперировал понятием "новой морали» как основы преобразованного общественного строя, в котором не найдется места для старой, замкнутой в себе элиты, узурпировавшей управление страной. Власть в стране должна была перейти в руки молодых, действенных и перспективных политиков, устремленных в будущее. Дегрель использовал все большее недовольство валлонской (франкоязычной) части бельгийского населения политическим руководством страны, подвергая беспощадной критике тесные связи политической и церковной верхушки с крупным капиталом. Партия "рексистов" продолжала сохранять верность принципам католицизма, что не мешало ей полемизировать с руководством бельгийской католической церкви, обращаясь, прежде всего, к молодому поколению, требовавшему построения нового государства, исполненного подлинно христианского духа и основанного на принципах истинно-христианской морали.

 

      Дегрель был весьма успешным пропагандистом, умевшим искусно подавать слушателям недостатки своих политических противников в сравнении с собственными позитивными установками и целями. Дегрель и его сторонники ощущали себя моральной элитой страны в борьбе против коррумпированных старых политиков - масонов-марионеток, за спинами которых маячили кукловоды – воротилы международного банковского капитала. Он требовал расторжения военного союза с Францией, находившейся под властью правительства Народного Фронта, состоявшего из франкмасонов, коммунистов и социалистов и заключившего в мае 1935 г. договор о взаимной поддержке с большевицким Советским Союзом. Бельгийский правящий режим Леон Дегрель величал не иначе как "диктатурой гнили" (dictature des pourris).

 

       Партийный флаг "рексистов" был "пролетарского" красного цвета, с черной надписью латинскими буквами "РЕКС" (REX), шедшей по вертикали вдоль древка флага (причем каждая буква - по нисходящей - была несколько шире буквы, расположенной над ней), и наложенной на черное изображением царской (королевской) короны, наполовину заслоненной буквой "Е"  и увенчанной черным "латинским" крестом. 

    
       Когда партия "Рекс" 24 мая 1936 г. получила на выборах 11% голосов, 21 депутатское место (из 202) в нижней палате бельгийского парламента и 12 мест в сенате (верхней палате), все прочие партии восприняли это как "вызов парламентской демократии". Противники Дегреля стали открыто клеймить его не только популистом и демагогом, но и фашистом. Против последнего обвинения он, впрочем, ничего не имел. Дегрель никогда не скрывал своих симпатий к фашистской Италии и не раз бывал в гостях у Муссолини. На свою партийную пропаганду он ежемесячно получал из Рима 250 000 франков. Когда бельгийское государственное радиовещание отказало ему в праве выступать по радио, он обратился к бельгийской нации по итальянскому Туринскому радио. 26 сентября 1936 г. Дегрель познакомился с Отто Абетцем, назначенным после поражения Франции в 1940 г. германским послом в Париже, и не раз беседовал с имперским министром иностранных дел фон Риббентропом, представившим Дегреля Адольфу Гитлеру. Дегрель получил финансовое воспомоществование в размере 250 000 имперских марок. 9 октября 1936 г. Дегрель встретился в Кельне с имперским министром пропаганды доктором Геббельсом. В беседе с Геббельсом речь шла о запланированном на 25 октября 1936 г. "марше на Брюссель", задуманном по образцу "марша на Рим", совершенного Муссолини в 1921 г. Ожидалось, что в "марше на Брюссель" примут участие не менее 250 000 сторонников Дегреля. Марш состоялся, но бельгийские власти сконцентрировали столько войск и полицейских сил и настолько осложнили проведение марша всевозможными ограничениями, что он оказался неэффективным и не вызвал, как ожидалось, всеобщего восстания против "прогнившего антинационального буржуазного режима".
       
       В последующем Леон Дегрель направил острие своей партийной пропаганды главным образом на остававшиеся нерешенными на протяжении десятилетий острые социальные вопросы. Новыми темами, к которым он теперь постоянно обращался, были необходимость программы семейного развития, повышения производительности труда, улучшения положения женщин, создания новых рабочих мест и повышения уровня жизни трудящихся. Интересно, что милитаризм и антисемитизм заметного места в "рексистской" пропаганде не занимали. Поскольку сходные цели ставил перед собой и возглавлявшийся Стафом де Клерком (Staf de Clercq) "Фламандский Национальный Союз" (Vlaamsch Nationaal Verbond, VNV), Дегрель заключил с ним политический альянс, невзирая на то, что партия "Рекс" из-за этого оказалась втянутой в борьбу ФНС за превращение Бельгии в два государства – фламандское и валлонское, объединенные в рамках унии во главе с бельгийским королем. 8 октября 1936 г. обе партии приняли решение о "совместной борьбе за авторитарное и корпоративное (сословное) народное государство".
       
       В марте 1937 г. Леон Дегрель, отказавшись от своего мандата депутата "рексистской партии» в городском совете Брюсселя, добился проведения дополнительных выборов в парламент, выдвинув свою собственную кандидатуру. Выборы должны были стать своеобразным всенародным референдумом. Однако христианская, социалистическая и либеральная партии объединились и выставили своего общего, оказавшегося непобедимым, кандидата – премьер-министра Ван Зееланда. Дегрель проиграл еще и потому, что католические духовенство и пресса Бельгии выступили против него, как "представителя фашизма". Он получил лишь 20 % всех поданных голосов. Неудача Дегреля на выборах повлекла за собой падение влияния партии "Рекс". На парламентских выборах 2.4.1939 г. только 4 % избирателей отдали свои голоса "Рексу". Из 21 "рексистских" депутатов в парламенте осталось только 4, из 8 "рексистских" сенаторов только 1. Восстановление прежнего политического влияния "рексистов" казалось невозможным. Когда Дегрель, планировавший издавать новый политический журнал род названием "Журналь де Брюссель" (Journal de Bruxelles), в начале февраля 1940 г. попросил германское посольство в Брюсселе о финансовой поддержке, ему было отказано.
       
       После начала войны с Германией Дегрель, подобно многим другим оппозиционным политическим деятелям, был 10 мая 1940 г. арестован бельгийской полицией, невзирая на его парламентский иммунитет. Он прошел через 22 тюрьмы (!), после чего был выдан бельгийскими властями французам, доставившим его в штаб-квартиру французской тайной полиции в Лилле. Французы продолжали держать Дегреля в заключении даже после капитуляции Франции и освободили его только под давлением Отто Абетца, ставшего к тому времени германским послом. В ходе своей встречи в Париже Дегрель и Хендрик де Манн, председатель социалистической "Бельгийской партии трудящихся" (Belgische Werkliedenpartij) договорились о сотрудничестве рексистов с социалистами ради национального и социалистического обновления Бельгии. Дегрель планировал добиться согласия Гитлера на объединение обеих партий. Для этого он собирался встретиться с Гитлером на обратном пути фюрера с его встреч с испанским каудильо Франсиско Франко и главой нового Французского государства (Etat Francais) маршалом Филиппом Петэном в конце октября 1940 г. Однако Гитлер, извещенный о запланированном итальянцами нападении на Грецию, в последний момент отказал Дегрелю в аудиенции и отбыл в Италию.
       
       Реакция населения Бельгии на нанесенное ей Германией поражение заключалась в бесчисленных проклятиях по адресу бельгийского правительства, бежавшего в Лондон, и в выражениях признательности королю Леопольду III, нашедшему в себе достаточно мужества, чтобы – против воли правительства! – заключить 28 мая 1940 г. перемирие с немцами. Поскольку все политические партии в Бельгии были запрещены, рексистам, так же как и "Фламандскому Национальному Союзу", пришлось ходатайствовать перед военными властями о регистрации. Им удалось добиться этого, использовав тот аргумент, что они, в соответствии со своей фашистской идеологией, всегда находились в оппозиции к парламентаризму. Кроме того, Дегрель получил лицензию на издание газеты "Реальное государство" (Pays Reel) и разрешение сформировать в рамках движения "Рекс" полувоенную организацию самообороны – "Валлонскую гвардию" (Garde Wallonne), на первых порах насчитывавшую в своих рядах 4000 бойцов, одетых в черную полувоенную форму. Тем самым в умах бельгийцев был как бы "переброшен мостик" к временам "черной" валлонской гвардии испанских королей и кесарей "Священной Римской Империи германской нации" из династии Габсбургов.
       
       В октябре 1940 г. Дегрель составил для германского посла в Париже, Отто Абетца, обширный меморандум, в котором изложил свои представления о будущем Бельгии. Он требовал сохранения "духовной личности" народа. Германские военные власти должны были ограничиться в своей деятельности исполнением полицейских функций, предоставив политическое перевоспитание бельгийского народа обеим официально разрешенным политическим партиям (во франкоязычной валлонской части страны – партии "Рекс", а в германоязычной, фламандской части – "Фламандскому Национальному Союзу"). По утверждению Дегреля, его "Валлонская гвардия" совместно с полицией была в состоянии самостоятельно поддерживать общественный порядок. Власть старых партий, крупных финансистов и политическое влияние церкви предполагалось ликвидировать. После войны Германии следовало сконцентрировать свои усилия на охране внешних границ новой единой Европы, предоставив входящим в нее странам заниматься вопросами своей внутренней политики. Будущая Бельгия должна была включать в себя нидерландские провинции (Голландию и Зеландию) и некоторые области Франции, в свое время отторгнутые ею у Фландрии и Брабанта (Нижней Лотарингии), достигнув размеров Бургундии времен герцога Карла Смелого (XV в.) и простираясь от Амстердама до Дижона. Как в свое время бургундцы (или бургунды) "Песни о Нибелунгах", так и граждане этой новой "Великой Бельгии", которых Дегрель считал германцами, говорящими по-французски, должны были служить германским форпостом на Западе. Как писал сам Дегрель:

 

"По крови мы происходим от германцев. По почве мы также происходим от германцев…Для нас не стоит вопрос коллаборационизма, сотрудничества с внешним врагом. Мы не можем коллаборировать с германским народом, поскольку мы сами являемся частью германского мира" ("Par le sang, nous appertenons a la germanite. Pat le soil. nous appertenons a la germanite...Il ne peut donc etre question pour nous d'une collaboration exterieure. Nous ne pouvons collaborer avec le peuple germanique, puisque nous sommes du monde germaniquе").

 

Но, несмотря на все заверения Дегреля в принадлежности его народа к германскому миру как по крови, так и по почве, у германских оккупационных властей были иные планы в отношении Бельгии. Они стремились включить Фландрию в состав Третьего рейха.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Слуга Царя Христа
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Rogger H., Weber E.. The European Right. A Historical Profile. Berkeley, 1965. Littlejohn David.The Patriotic Traitors. A History of Collaboration in German Occupied Europe 1940-45, London 1972. Wagner Wilfried. Belgien in der deutschen Politik waehrend des Zweiten Weltkrieges, Boppard am Rhein 1974. Chertok Ronald Henry: Belgian Fascism. Washington University 1975. Laurent Pierre-Henri: Belgian Rexism and Leon Degrelle, in: Mosse George L. (Editor): International Fascism. New Thoughts and New Approaches, London 1979. Klefisch Peter: Das Dritte Reich und Belgien 1933-1939, Frankfurt 1988. Degrelle Leon: Denn der Hass stirbt. Erinnerungen eines Europaeers, Muenchen 1992.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru